Маунтинбайк (МТБ) — вид велосипедного спорта с использованием горного велосипеда, предназначенного для езды по пересеченной местности, спуска, различных видов слалома и т. д.
Первые соревнования на горных велосипедах начали проводиться в Калифорнии (США) в начале восьмидесятых годов двадцатого века. В 1990 году состоялся первый официальный чемпионат мира. Со временем одно направление в горном велоспорте трансформировалось на четыре отдельных вида.
В этой статье рассмотрим основные правила и регламенты, которые регулируют соревнования по маунтинбайку.
Правила вида спорта «Велосипедный спорт» утверждены приказом Министерства спорта РФ № 710 от 17 сентября 2020 года. В правила внесены изменения и дополнения приказами от 12 февраля 2021 г., 8 апреля, 21 ноября 2022 г., 10 февраля, 6 июня 2023 г.
- Краткое содержание правил вида спорта «Велосипедный спорт»
- Глава 1. Общие правила
- § 1. Типы гонок
- § 2. Возрастные группы и участие
- § 3. Календарь
- § 4. Технический делегат
- § 5. Маршалы
- § 6. Процедура соревнований
- § 7. Оборудование
- § 8. Конструкции
- § 9. Трасса
- Глава 2. Соревнования по кросс-кантри
- § 1. Характеристики гонки
- § 2. Трасса
- § 3. Разметка трассы
- § 4. Зоны старта и финиша
- § 5. Зона питания/технической помощи
- § 6. Оказание технической помощи
- § 7. Безопасность
- § 8. Процедура гонки
- § 9. Многодневные гонки
- Глава 3. Спортивная дисциплина Маунтинбайк — скоростной спуск
- § 1. Организация соревнований
- § 2. Трасса
- § 3. Одежда и защитные принадлежности
- § 4. Маршалы
- § 5. Оказание первой помощи (минимальные требования)
- § 6. Тренировка
- § 7. Транспорт
- Глава 4. Спортивная дисциплина Маунтинбайк — байкер-кросс 4-х (далее 4X)
- § 1. Характер соревнования
- § 2. Организация соревнований
- § 3. Трасса
- § 4. Транспорт
- § 5. Одежда и защитные принадлежности
- § 6. Оказание первой помощи (минимальные требования)
- § 7. Тренировка — соревнование
- § 8. Карточная процедура
- Скачать правила по велоспорту
Краткое содержание правил вида спорта «Велосипедный спорт»
- Общие положения
- Часть 1. Общая организация велосипедного спорта как вида спорта
- Часть 2. Спортивная дисциплина шоссе
- Часть 3. Спортивная дисциплина трек
- Часть 4. Спортивная дисциплина Маунтинбайк
- Часть 5. Спортивная дисциплина «Маунтинбайк — велокросс»
- Часть 6. Спортивная дисциплина ВМХ
- Часть 6 доп. Спортивная дисциплина ВМХ Фристайл
- Часть 7. Спортивная дисциплина «маунтинбайк — триал»
Глава 1. Общие правила
§ 1. Типы гонок
4.1.001
Маунтинбайк включает в себя следующие спортивные дисциплины, содержащие форматы, перечисленные ниже:
- А.
- Кросс-кантри: XC (кросс-кантри)
- Кросс — кантри: XCO
- Кросс — кантри марафон: XCM
- Кросс-кантри гонка с выбыванием: XCE
- Гонка в гору (кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого): XCP
- Многодневная гонка: XCS
- Кросс-кантри — короткий круг: XCC
- Эстафета: XCR
- B.
- Скоростной спуск: DH (скоростной спуск)
- Скоростной спуск: DHI
- C.
- Байкер-кросс 4-х: 4X (Соревнования с заездами по 4 участника)
§ 2. Возрастные группы и участие
4.1.002
Соревнования по маунтинбайку организуются по возрастным группам в соответствии с положениями Статьи 1.1.033, за исключением соревнований, указанных ниже.
Кросс-кантри — XCO
4.1.003
По решению ОСФ, гонщики юниоры (19 — 22 года) и юниорки (19 — 22 года) допускаются в соревнования возрастных групп мужчины и женщины, если их уровень квалификации соответствует уровню квалификации, указанному в Положении о соревновании.
Кросс-кантри марафон — XCM
4.1.004
Соревнования в спортивной дисциплине «кросс-кантри марафон» открыты для всех гонщиков 19 лет и старше. Не должно быть разделения результатов для возрастных групп юниоры, юниорки (19 — 22 года) и мужчины, женщины.
Кросс-кантри — короткий круг — XCC
4.1.005
Соревнования в спортивной дисциплине «кросс-кантри — короткий круг» открыты для всех гонщиков 17 лет и старше.
Не должно быть разделения результатов для возрастных групп юниоры (17 — 18 лет), юниоры (19 — 22 года) и мужчины, соответственно юниорки (17 — 18 лет), юниорки (19 — 22 года) и женщины.
Для гонщиков 16 лет и моложе соревнования проводятся по возрастным группам в соответствии с положениями Статей 1.1.034 — 1.1.037.
Кросс-кантри гонка с выбыванием — XCE
4.1.005 доп.1
Соревнования в спортивной дисциплине «кросс-кантри гонка с выбыванием» открыты для всех гонщиков 17 лет и старше.
Не должно быть разделения результатов для возрастных групп юниоры (17 — 18 лет), юниоры (19 — 22 года) и мужчины, соответственно юниорки (17 — 18 лет), юниорки (19 — 22 года) и женщины.
Для гонщиков 16 лет и моложе соревнования проводятся по возрастным группам в соответствии с положениями Статей с 1.1.034 по 1.1.037.
Гонка в гору (кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого) (XCP)
4.1.005 доп.2
Соревнования в спортивной дисциплине «гонка в гору» открыты для всех гонщиков от 19 лет и старше. Не должно быть разделения результатов для возрастных групп юниоры, юниорки (19 — 22 года) и мужчины, женщины.
Для гонщиков 18 лет и моложе соревнования проводятся по возрастным группам в соответствии с положениями Статей с 1.1.034 по 1.1.037.
Скоростной спуск — DH
4.1.006
Соревнования в спортивной дисциплине «скоростной спуск» открыты для всех гонщиков от 19 лет и старше.
Не должно быть разделения результатов для возрастных групп юниоры (19 — 22 года) и мужчины, и соответственно юниорки (19 — 22 года) и женщины.
Для гонщиков 18 лет и моложе соревнования проводятся по возрастным группам в соответствии с положениями Статьи 1.1.033.
Байкер-кросс 4-х
4.1.007
Соревнования в спортивной дисциплине «байкер-кросс 4-х» открыты для всех гонщиков 17 лет и старше.
Не должно быть разделения результатов для возрастных групп юниоры (17 — 18 лет), юниоры (19 — 22 года) и мужчины, и соответственно юниорки (17 — 18 лет), юниорки (19 — 22 года) и женщины.
Многодневные гонки — XCS
4.1.008
Многодневные гонки открыты для всех гонщиков 19 лет и старше.
Не должно быть разделения результатов для возрастных групп юниоры (19 — 22 года) и мужчины, юниорки (19 — 22 года) и женщины.
Для гонщиков 18 лет и моложе соревнования проводятся по возрастным группам в соответствии с положениями Статей с 1.1.034 по 1.1.037 с соответствующими их возрасту дистанциями.
В рамках многодневной гонки может проводиться кросс-кантри гонка на время — XCT.
§ 3. Календарь
4.1.009
Соревнования по маунтинбайку регистрируются во всероссийском календаре в соответствии со следующей классификацией:
- Чемпионат России
- Кубок России
- Первенство России
- Всероссийские соревнования
- Чемпионат Федерального округа
- Кубок Федерального округа
- Первенство Федерального округа
§ 4. Технический делегат
4.1.010
Технический делегат назначается ОСФ во время проведения чемпионатов России, кубков России.
4.1.011
Не нарушая прав организатора, технический делегат осуществляет контроль над техническими аспектами при подготовке к соревнованию и обеспечивает необходимую связь с ОСФ.
4.1.012
Если соревнование проводится на новом месте, технический делегат должен провести инспекцию места проведения соревнования заранее (трасса, дистанция, расположение питательных пунктов и зон оказания технической помощи, разметка трассы, безопасность). Технический делегат должен связаться с организатором соревнований и своевременно подготовить отчет.
4.1.013
Технический делегат должен прибыть на место проведения соревнований не менее одного дня до первой официальной тренировочной сессии и провести инспекцию места и трассы вместе с Главным судьей и организатором соревнования.
Технический делегат координирует техническую подготовку соревнования и следит за выполнением рекомендаций, сделанных им в отчете по проведенной инспекции.
Технический делегат отвечает за конкретный вариант трассы и за все ее изменения. В случае, когда технический делегат не назначается, его обязанности исполняет главный судья.
4.1.014
Технический делегат обязан присутствовать на совещании представителей команд.
§ 5. Маршалы
4.1.015
Все организаторы должны пригласить на работу координатора маршалов. Главный судья и технический делегат встречаются с координатором маршалов до гонки, в порядке оптимизации для дачи инструкций маршалам (экстренные планы, оборудование, свистки, флаги, рации, и т.п.)
Организатор соревнования должен обеспечить мероприятие достаточным количеством маршалов для обеспечения безопасности гонщиков и зрителей во время гонки и официальной тренировочной сессии.
Все организаторы должны установить детальную карту маршалов для гонки. Для гонок, где не был назначен технический делегат, карта маршалов должна быть представлена для предшествующего одобрения главному судье.
4.1.016
Минимальный возраст маршала составляет официальный возраст совершеннолетия.
4.1.017
Во время соревнований маршалы должны носить специальную отличительную форму и идентификационный бейдж.
4.1.018
Маршалы должны иметь свисток и рацию (только те маршалы, которые расположены на ключевых стратегических позициях — по указанию технического делегата или главного судьи). Во время соревнований маршалы должны занимать позицию, обеспечивающую радиосвязь по всей трассе.
4.1.019
Маршалам должны быть кратко изложены стоящие перед ними задачи с вручением схемы трассы для указания мест возможных инцидентов.
§ 6. Процедура соревнований
Безопасность
4.1.020
Доступ на трассу открыт только для гонщиков во время соревнований и тренировочной сессии. Маршалы и медицинские сотрудники должны присутствовать во время официального тренировочного периода. Допуск посторонних лиц на трассу запрещен.
Отмена соревнования
4.1.021
В случае плохой погоды главный судья может принять решение об отмене соревнования после консультации с техническим делегатом, а при его отсутствии с организатором гонки.
Перед стартом
4.1.022
Перед началом соревнования трасса должна быть ясно размечена. Схема трассы должна быть вывешена в месте регистрации. Доступ на трассу должен находиться под контролем, с того момента как технический делегат или, в случае его отсутствия, главный судья прибывает на инспекцию трассы.
До их прибытия, доступ на трассу регламентируется местными правилами, действующими на территории проведения соревнования (регламент организатора и/или региональной Федерации). Организатор не может закрыть доступ на трассу по каким-либо другим причинам.
4.1.023
Перед началом официального тренировочного периода технический делегат должен проверить правильность и безопасность разметки трассы. Отчет по этой проверке должен быть представлен Главному судье и организатору. В случае отсутствия технического делегата этот отчет составляет главный судья.
4.1.024
На чемпионатах России, кубках России и всероссийских соревнованиях представители команд или их представители должны присутствовать на совещании(ях). Совещание должно быть указано в официальной программе гонки.
4.1.025
Проверка и контроль карточек участников и регистрация проводится в офисе гонки. Официальные тренировки разрешаются только после того как пройдена процедура проверки карточек участников, завершены остальные регистрационные формальности и розданы номера на рули.
4.1.026
Точный список участников должен быть составлен до старта гонки. Кроме фамилий гонщиков, перечень должен содержать и другую информацию, например, название команды, UCI ID, дата рождения, категория, тип гонки, дистанция и время старта.
4.1.027
Организатор соревнования должен предоставить как минимум шесть (6) радиопередатчиков для коллегии судей, один (1) для технического делегата, если представлен, необходимых для обеспечения нормальной связи. Один канал связи у этих передатчиков должен быть зарезервирован исключительно для коллегии судей, и использоваться для связи с директором соревнований. Для гонок 4X организатор должен предоставить наушники для раций.
Старт
4.1.028
При проведении чемпионата России, Кубка России, организатор мероприятия должен предусмотреть достаточно большую зону вызова участников, на которой можно разминаться рядом с зоной старта. При организации других гонок организаторы также должны способствовать удобному расположению зоны вызова.
4.1.029
В соревнованиях с общим стартом вызов гонщиков на старт должен проходить не ранее, чем за 20 минут до старта по расписанию. Этот период может быть укорочен, если позволяет количество стартующих гонщиков. За пять минут до старта необходимо сделать соответствующее объявление по системе оповещения, а затем повторить это объявление за три минуты до старта.
Гонщики выстраиваются на линии старта в том порядке, в котором они вызываются на старт. Количество гонщиков в одном ряду определяется главным судьей и контролируется судьями. Гонщик сам решает, какую позицию ему необходимо занять на старте.
С того момента как гонщики выстроились на старте, любая разминка (на станке, тренажере и т.д.) внутри или снаружи стартовой зоны запрещена.
Старт дается судьей по следующей процедуре: предупреждения за 3, 2, 1 минуту и за 30 секунд до старта. Затем дается объявление о том, что старт будет дан в следующие 15 секунд.
Старт дается по выстрелу стартера из стартового пистолета или стартовых огней, или, в случае отсутствия возможности, по свистку.
Поведение гонщиков
4.1.030
Гонщик должен вести себя по-спортивному и не чинить препятствия другим гонщикам, обгоняющих его во время гонки.
4.1.031
Если гонщик отклоняется от трассы по какой-либо причине, он обязан вернуться на трассу в тоже место, где он сошел с трассы и возобновить гонку с этого место.
4.1.032
Гонщики должны охранять природу и не оставлять мусор на трассе.
4.1.033
Всякий, кто замечен при изменении дистанции, он/она лишаются аккредитации или в случае, если это гонщик, то он дисквалифицируется.
§ 7. Оборудование
4.1.034
Использование гонщиками раций или других дистанционных устройств связи запрещено.
4.1.035
Использование покрышек с металлическими шипами не разрешается.
4.1.036
В гонках по маунтинбайку традиционные шоссейные рули не могут быть использованы. Удлиняющие насадки запрещены, но традиционные рога разрешаются.
Во время гонок по маунтинбайку E-маунтинбайк велосипеды (электровелосипеды) не допускаются на трассу во время тренировок и соревнований, за исключением соревнований по маунтинбайку на E-маунтинбайк велосипедах (электровелосипедах).
§ 8. Конструкции
4.1.037
Надувные арки, пересекающие трассу, запрещены, если не поддерживаются твердой опорой.
4.1.038
Организатор должен предоставить зону для мытья велосипедов.
§ 9. Трасса
4.1.039
Насколько возможно, трассы для кросс-кантри, байкер-кросса 4-х и скоростного спуска должны быть абсолютно разделены друг от друга во время проведения нескольких дисциплин в одном месте. Если это невозможно, то тренировочное расписание должно быть составлено таким образом, чтобы трассы не использовались одновременно.
4.1.040
В зоне старта и финиша не должно быть никаких препятствий, которые могли бы привести к столкновению или падению.
Глава 2. Соревнования по кросс-кантри
§ 1. Характеристики гонки
Кросс-кантри — XCO
Продолжительность и длина круга соревнований в спортивной дисциплине «кросс-кантри» в гонках разных классов в приведенной ниже таблице должна находиться в следующих пределах или как можно ближе к продолжительности гонки (часы и минуты):
Чемпионат России | Кубок России, | Другие соревнования | ||||
всероссийские соревнования | ||||||
Продолжительность гонки | Длина круга | Продолжительность гонки | Длина круга | Продолжительность гонки | Длина круга | |
Юноши (13 — 14 лет) | 0:30 — 0:45 | 4 — 6 км | 0:30 — 0:45 | 4 — 6 км | 0:30 — 0:45 | 4 — 6 км |
Девушки (13 — 14 лет) | 0:30 — 0:45 | 0:30 — 0:45 | 0:30 — 0:45 | |||
Юноши (15 — 16 лет) | 0:45 — 1:00 | 0:45 — 1:00 | 4 — 10 км | 0:45 — 1:00 | Нет ограничений и любых форматов | |
Девушки (15 — 16 лет) | 0:45 — 1:00 | 0:45 — 1:00 | 0:45 — 1:00 | |||
Юниоры (15 — 16 лет) | 1:00 — 1:15 | 1:00 — 1:15 | 1:00 — 1:15 | |||
Юниорки (17 — 18 лет) | 1:00 — 1:15 | 1:00 — 1:15 | 1:00 — 1:15 | |||
Юниоры (19 — 22 лет) | 1:15 — 1:30 | Не применяется <*> | Не применяется <*> | |||
Юниорки (19 — 22 лет) | 1:15 — 1:30 | Не применяется <*> | Не применяется <*> | |||
Мужчины | 1:20 — 1:40 | 1:30 — 2:00 | ограничений нет | |||
Женщины | 1:20 — 1:40 | 1:30 — 2:00 | ограничений нет |
<*> едут вместе с мужчинами и женщинами.
4.2.002
Кольцевая трасса олимпийской гонки кросс-кантри должна иметь привлекательную планировку для удобного обзора зрителями и телевидения.
Двойные зоны питания и технической помощи настоятельно рекомендуются.
Каждый километр трассы должен быть размечен при использовании указателей, показывающих оставшийся до финиша километраж.
4.2.003
Гонщики стартуют одной группой.
Кросс-кантри марафон — XCM
Минимальная дистанция гонки кросс-кантри марафон составляет 60 км и максимальная дистанция составляет 160 км.
Любой организатор, желающие использовать дистанцию за пределами тех, которые установлены, должны получить предварительное разрешение от ОСФ.
Каждые 10 километров трассы должны быть размечены при использовании указателей, показывающих оставшийся километраж.
Гонка может быть проведена в один круг или несколько кругов с максимальным количеством три (3).
Трасса гонки в один круг не должна включать участки, проходимые дважды.
Только зона старта и финиша могут располагаться в одном месте.
В много-круговых гонках, короткие круги для женской гонки не разрешаются
4.2.005
Гонщики должны стартовать одной группой, разделенной на категории (женщины и мужчины) с достаточным промежутком между двумя стартами, чтобы ни одно из соревнований не мешало другому.
Гонка в гору (кросс-кантри по дистанции от одного пункта до другого) — XCP
4.2.006
Трасса гонки, проводимой от одного пункта до другого, должна начинаться в одном месте, а финишировать в другом (гонка в гору).
Гонки в гору рассматриваются как гонки кросс-кантри, поэтому национальный чемпион в гонке кросс-кантри, должен выступать в своей майке чемпиона в гонке кросс-кантри, а чемпион мира в гонке кросс-кантри должен выступать в своей майке чемпиона мира в гонке кросс-кантри.
4.2.007
Гонщики стартуют одной группой.
Кросс-кантри — короткий круг — XCC
4.2.008
Старт и финиш гонки находятся в одном месте. Протяженность кольцевой трассы не должна превышать 2 км. Продолжительность гонки должна быть от 20 до 30 минут.
Естественные и/или искусственные препятствия допускаются только в том случае, если они одобрены техническим делегатом ОСФ или, в случае его отсутствия, главным судьей.
Кросс-кантри гонка с выбыванием — XCE
Дистанция
4.2.010
Трасса гонки Кросс-кантри с выбыванием должна составлять от 500 м до 1000 м и включать в себя естественные и/или искусственные препятствия в соответствии со статьей 4.2.009.
Вся трасса целиком должна быть на 100% проходимой, узких участков нужно по возможности избегать. По возможности трасса должна иметь не более одного поворота на 180 градусов. Зоны старта и финиша должны быть разделены.
Препятствия, такие, как деревья, лестницы (вверх/вниз), резкие спуски, мосты или деревянные конструкции могут создать динамичную короткую гонку.
Трасса гонки должна быть размечена в соответствии со статьями 4.2.020 — 4.2.029.
Зона старта/финиша должна соответствовать статьям 4.2.030 — 4.2.033.
Квалификация
4.2.011
Минимум 6 гонщиков должно быть отобрано для квалификационного раунда, иначе гонка не может состояться.
Вся программа, отборочный тур и главная гонка должны быть организованы в тот же день.
По мотивированному запросу, ОСФ может позволить программу гонки на 2 дня (один день для отборочного раунда и один день для главной гонки).
Квалификационный раунд проводится в форме индивидуальной гонки на один круг главной гонки. Лучшие 32 гонщика (8 x 4) проходят в главную гонку (приложение).
Если в квалификационном раунде гонщики имеют одинаковый результат, они классифицируются по последнему индивидуальному рейтингу XCO ОСФ. Если гонщики не имеют рейтинга, то их классификация определяется по жребию.
Номер для гонки квалификационного раунда в порядке старта от 33 основывается на последнем индивидуальном рейтинге XCO ОСФ и в следующем порядке:
- Классифицированные гонщики мужчины/женщины и «юниоры/юниорки 19 — 22 года» с возрастанием ранга;
- Классифицированные гонщики юниоры/юниорки 17 — 18 лет с возрастанием ранг;
- Неклассифицированные гонщики мужчины/женщины и «юниоры/юниорки 19 — 22 года» по жребию;
- Неклассифицированные гонщики юниоры/юниорки 17 — 18 лет по жребию.
Гонщики стартуют в порядке номеров гонщиков, наибольший номер стартует первым.
Женщины стартуют до мужчин.
Основная гонка
Гоночные номера для главной гонки распределяются на основании результатов квалификационного раунда, стартовый номер 1 получает победитель квалификационного раунда.
Главная гонка включает в себя заезды с выбыванием, в которых группы гонщиков совмещены, как показано в приложении — XCE соревновательные форматы.
Порядок заезда:
- мужчины первые, пока женщины не придут к равной системе заезда;
- финалы: женский малый финал, потом мужской малый финал;
- женский большой финал, затем мужской большой финал.
Преднамеренный контакт, выталкивание или другое средство, которое вызывает один гонщик, замедляя другого, приводя к падению или выхода с трассы, не допускается, и приводит к дисквалификации (ДСКВ). На усмотрение судей, гонщик может быть объявлен пониженным (перемещенным, ПОН) и ему будет дана позиция, отличающаяся от его фактического финиша.
Гонщики, которые НФ, ДСКВ или НС в полуфинале не могут вступать в малом финале.
Финальная классификация соревнований формируется в группы в следующем порядке:
- Все соревновавшиеся гонщики в большом финале по результату.
- Все соревновавшиеся гонщики в малом финале по результату.
- Гонщики НФ, или НС в полуфинальных результатах.
- Место других гонщиков определяется достижением в раунде, по месту в заезде, по номеру гонщика.
Внутри каждой из вышеперечисленных групп, гонщики НФ классифицируются до НС. В случае множества НФ или НС равенство разрешается по номеру гонщика.
Гонщики НФ или НС в первом раунде главной гонки не классифицируются.
Гонщики ДСКВ в главной гонке не классифицируются.
Гонщики, не квалифицированные для главной гонки, не классифицируются в финальной классификации.
Комментарий: в случае дисквалификации, следующие гонщики перемещаются в финальной классификации. Для примера, в случае дисквалификации в большом финале, победитель малого финала будет классифицирован четвертым в финальной классификации.
Специальные правила
4.2.013
Стартовая сетка должна быть начерчена на земле. Гонщики должны быть выстроены в линию рядом друг с другом на одной линии. Гонщики в каждом заезде могут выбирать свою стартовую позицию в порядке их стартовых номеров. Гонщик с наименьшим числом номера получает первый выбор.
Чемпион России в гонке Кросс-кантри с выбыванием должен выступать в своей майке чемпиона России в гонке кросс-кантри с выбыванием (за исключением чемпионата России). Чемпион мира в гонке кросс-кантри с выбыванием должен выступать в своей майке чемпиона мира в гонке кросс-кантри с выбыванием.
Кросс-кантри гонка на время — XCT
4.2.014 Гонки Кросс-кантри на время (XCT) проводятся только во время многодневных гонок (XCS).
Эстафета — XCR
4.2.015
Каждая команда должна состоять из 6 гонщиков:
- 1 гонщик возрастной группы мужчины,
- 1 гонщик возрастной группы юниоры (19 — 22 года),
- 1 гонщик возрастной группы юниоры (17 — 18 лет),
- 1 гонщик возрастной группы женщины,
- 1 гонщик возрастной группы юниорки (19 — 22 года),
- 1 гонщик возрастной группы юниорки (17 — 18 лет).
Однако допускаются следующие замены:
- гонщик возрастной группы мужчины может быть заменен гонщиком возрастных групп женщины, юниоры (19 — 22 лет), юниоры (17 — 18 лет), юниорки (19 — 22 лет) или юниорки (17 — 18 лет);
- гонщица возрастной группы женщины может быть заменена гонщицей возрастной группы юниорки (19 — 22 года) или юниорки (17 — 18 лет);
- гонщик возрастной группы юниоры (19 — 22 года) может быть заменен гонщиком возрастных групп женщины, юниоры (17 — 18 лет), юниорки (19 — 22 года) или юниорки (17 — 18 лет);
- гонщик возрастной группы юниоры (17 — 18 лет) может быть заменен гонщиком возрастной группы юниорки (17 — 18 лет);
- гонщица возрастной группы юниорки (19 — 22 года) может быть заменена гонщицей возрастной группы юниорки (17 — 18 лет).
Для младших возрастных групп эстафета проводится по особому регламенту, утвержденному ОСФ (возрастные группы и количественный состав команды).
При проведении соревнований в эстафете представитель команды должен использовать специальную форму для указания имен и категорий участников команды, а также порядок их старта, и представить эту заполненную форму главному судье соревнований в конце совещания представителей команд, которое проводится за день до гонки. После представления заполненной формы порядок старта участников не может быть изменен.
Стартовые боксы будут выделены на основании результатов эстафеты на предыдущем чемпионате России. Порядок команд, не имеющих рейтинга, будет определяться путем жеребьевки. Первая в рейтинге команда будет в боксе номер 1, и так далее.
§ 2. Трасса
4.2.016
Трасса гонки кросс-кантри должна включать по возможности лесные дороги, проходить по полям, грунтовым дорогам, иметь участки с гравием, а также значительное количество подъемом и спусков.
Мощеные или асфальтовые дороги не должны составлять более 15% от общей протяженности трассы.
4.2.017
Трасса должна быть полностью проходимой, несмотря на рельеф и погодные условия. На легко разрушаемых участках трассы должны быть проложены параллельные секции.
4.2.018
Протяженные узкие участки трассы должны чередоваться с более широкими отрезками.
4.2.019
На трассе во время проведения соревнований необходимо предусмотреть не менее 6 переходов для зрителей. В зоне перехода зрителей посты маршалов должны находиться с двух сторон перехода.
§ 3. Разметка трассы
Вся трасса гонки должна быть размечена и указана по следующей системе.
4.2.021
Стрелки (стрелки черного цвета на белых или желтых щитах) должны указывать направление движения, пересечения и все потенциально опасные участки. Минимальный размер указателя — высота 40 см и ширина 20 см. Указатели со стрелками не должны устанавливаться выше 1,5 м от уровня земли.
4.2.022
Указатели устанавливаются с правой стороны трассы, за исключением участков с правым поворотом. В этом случае указатели должны устанавливаться слева.
4.2.023
Указатели должны устанавливаться за 10 м до всех пересечений, на пересечении и 10 метров после пересечения для указания продолжения маршрута. Неправильное направление должно быть отмечено указателем «X».
4.2.024
На потенциально опасных участках следует установить указатель с одной или более стрелками, направленными вниз, который устанавливается за 10 — 20 метров до препятствия или потенциально опасного участка, и непосредственно в опасной зоне.
На особо опасных участках устанавливается указатель с двумя стрелками направленными вниз.
Особо опасные участки требуют соблюдения чрезвычайной осторожности и установки указателя с тремя стрелками, направленными вниз.
4.2.025
Для разметки трассы используются следующие знаки:

4.2.026
Участки трассы гонки кросс-кантри с крутыми или потенциально опасными склонами, должны быть ясно размечены и ограждены неметаллическими ограждениями, например, бамбуковыми или пластмассовыми шестами (слаломные шесты) высотой 1,5 — 2 метров.
На скоростных участках трассы, отмеченных техническим делегатом, а при его отсутствии, главным судьей, должны быть натянуты ограждающие ленты согласно схеме, представленной ниже. (Лента должна быть натянута на высоте, не препятствующей телевизионной съемке — обычно на высоте 50 см от земли.) Участки «Зоны Б» должны иметь ширину не менее 2 метров.

Если участки трассы включают препятствия, например, стены, поваленные деревья или пни, для защиты гонщиков могут быть использованы тюки сена или другие подходящие средства. Такие защитные средства не должны препятствовать прохождению трассы.
На некоторых опасных участках, например, там, где трасса проходит вдоль крутого откоса, следует использовать защитную сетку в соответствии со стандартами по безопасности. Ограждающая сетка должна иметь ячейки размером менее 5 см x 5 см, если не покрыта.
Любые деревянные мосты или переходы должны быть покрыты нескользящим материалом (ковровое покрытие, мелкая проволочная сетка или специальная краска, препятствующая скольжению). Использование проволочной сетки возможно лишь в том случае, если мосту или рампе не предшествует спуск.
4.2.028
В гонках кросс-кантри на чемпионате России трасса должна быть размечена (с использованием стоек, сигнальной ленты или баннеров) и защищена на протяжении всей длины.
Во всех гонках кросс-кантри марафон трасса должна быть размечена достаточно хорошо для того, чтобы по ней можно было ехать без проблем.
Там, где это возможно, корни, поваленные деревья, выступающие участки горных участков и др. должны быть выделены биодеградирующей флуоресцентной краской.
§ 4. Зоны старта и финиша
Баннеры старт и/или финиш должны быть натянуты непосредственно над линией старта и финиша на высоте не менее 2,5 метров над уровнем земли по всей ширине трассы.
4.2.031
Зоны старта для всех гонок кросс-кантри (гонки с массовым стартом) должны быть:
- не менее 6 метров в ширину не менее 50 метров перед линией старта;
- не менее 6 метров в ширину не менее 100 метров после линии старта;
- для всех гонок старт должен располагаться на равнинном или на горном участке трассы;
- первое сужение трассы после старта должно позволить гонщикам пройти вместе легко.
4.2.032
Требования для зоны финиша при проведении соревнований по кросс-кантри (гонки с общим стартом):
- ширина не менее 4 метров и длина не менее 50 метров перед линией финиша;
- ширина не менее 4 метров и длина не менее 20 метров после линии финиша;
- финиш должен быть организован на равнинном участке или на подъеме.
Ограждающие барьеры должны устанавливаться с двух сторон трассы как минимум за 100 метров до и 50 метров после линии старта и финиша.
4.2.034
Последний километр дистанции должен быть ясно обозначен и размечен.
§ 5. Зона питания/технической помощи
Диаграмма 1: зона питания/технической помощи с одной стороны

Диаграмма 2: зоны питания и технической помощи с противоположных сторон

Диаграмма 3: двойная зона питания и технической помощи

4.2.035
Питание гонщиков во время гонки допускается только в специально установленных зонах питания, которые также используются как зоны оказания технической помощи.
Эти зоны называют «зона питания/технической помощи».
4.2.036
Каждая зона питания/оказания технической помощи должна быть организована на равнинном участке трассы или на подъеме с небольшим уклоном и имеющем достаточную ширину. Эти зоны должны имеет достаточную протяженность, и располагаться равномерно по всей трассе. Очень рекомендуется во время проведения соревнований делать двойные зоны питания и зоны оказания технической помощи.
При организации соревнований по кросс-кантри (XCO) на трассе устанавливаются одна двойная зона или две одинарные зоны. В соревновании по кросс-кантри марафону (XCM) устанавливается не менее 3 зон. Организаторы должны приблизить командному персоналу возможный доступ во время гонок кросс-кантри марафон.
При проведении эстафеты зона питания/оказания технической помощи может быть создана для технической поддержки только по усмотрению главного судьи. Питание в зоне питания/оказания технической помощи при проведении эстафеты не разрешается.
4.2.037
Технический делегат или, при его отсутствии, главный судья, в сотрудничестве с директором соревнования, принимают решение по организации зон питания и технической помощи.
4.2.038
Зоны питания/технической помощи должны иметь достаточную ширину, чтобы не мешать остальным гонщикам, проходящим эти зоны без остановки.
Персонал, обслуживающий гонщиков, должен быть одет в командную форму.
4.2.039
Зоны питания/технической помощи должны быть ясно обозначены и пронумерованы. Эти зоны должны быть полностью отгорожены от зрителей. Доступ в эти зоны контролируется судьями и/или маршалами.
4.2.040
При проведении чемпионатов России, соревнований Кубка России ни одно лицо не имеет право войти в зону питания/оказания технической помощи без аккредитации.
Для вышеперечисленных гонок, аккредитации выдаются коллегией судей в конце совещания представителей команд.
4.2.041
Физические контакты лиц, ответственных за раздачу питания и механиков допускаются только в зонах питания/оказания технической помощи.
При подаче фляг с водой и питанием, подающий не должен бежать рядом с гонщиком.
4.2.042
Механикам или ответственным за подачу питания запрещено поливать гонщиков или велосипеды водой.
4.2.043
Заменять защитные солнечные очки разрешается только в зонах питания/технической помощи. Территория для замены очков может располагаться в конце зоны.
4.2.044
Ни один гонщик не имеет права повернуть с трассы или развернуться и отправиться в зону питания/технической помощи. Гонщик, поступивший таким образом, дисквалифицируется. Только внутри самой зоны питания и технической помощи гонщик может развернуться, не мешая другим гонщикам.
§ 6. Оказание технической помощи
4.2.045
Оказание технической помощи во время гонки допускается только при соблюдении следующих условий.
4.2.046
Во время гонки гонщику может быть оказана техническая помощь по замене любой части велосипеда, кроме рамы. Замена велосипеда не разрешается, и гонщик обязан пересечь линию финиша с тем же номером на руле, с которым он стартовал.
4.2.047
Техническая помощь может быть оказана только в зонах питания/технической помощи.
4.2.048
Запасное оборудование и инструмент для ремонта должен содержаться в этих зонах. Ремонт и замена оборудования должны осуществляться самим гонщиком или с помощью его товарища по команде, механика команды или нейтральной технической помощи.
4.2.049
Гонщики во время соревнования могут брать собой необходимый инструмент или запасные принадлежности, наличие которых является безопасным для него самого и для других участников соревнований.
§ 7. Безопасность
Маршалы
4.2.050
Там, где это возможно, маршалы должны располагаться на трассе на расстоянии видимости. Маршалы оповещают друг друга о приближении гонщика коротким свистом.
4.2.051
Все маршалы, находящиеся в потенциально опасных зонах трассы, должны иметь флаг желтого цвета, которым они должны воспользоваться (размахивая) в случае падения гонщика для предупреждения других участников соревнований.
Оказание первой помощи (минимальные требования)
Не менее одной машины неотложной помощи и одного пункта оказания первой помощи должно быть предусмотрено при проведении всех гонок.
При проведении каждого соревнования должно присутствовать, не менее одного (1) врача и шести (6) представителей среднего медицинского персонала.
4.2.053
Пункт оказания первой помощи должен располагаться в удобном месте на трассе и быть легко опознаваемым всеми участниками соревнования.
4.2.054
Пункт оказания первой помощи и лица, оказывающие первую помощь, должны поддерживать радиосвязь друг с другом, организаторами гонки, координатором маршалов и с главным судьей.
4.2.055
Медицинский персонал, оказывающий первую помощь, должен использовать специальную униформу и быть легко узнаваемым.
4.2.056
Медицинский персонал, оказывающий первую помощь, должен располагаться в ключевых местах на трассе и присутствовать в каждый день соревнования.
Бригада по оказанию первой помощи должна присутствовать на трассе во время тренировочных сессий перед гонкой.
4.2.057
Организатор соревнования обязан принять все меры по обеспечению быстрой эвакуации пострадавших из любой точки трассы. Для достижения труднодоступных участков трассы должны использоваться вездеходные транспортные средства (мотоциклы, квадроциклы, др.), управляемые опытными водителями, способными быстро достичь нужного участка.
Потенциально опасные участки должны быть ясно отмечены и быть доступными для подъезда машин неотложной помощи (при необходимости следует предусмотреть использование транспортных средств с приводом на четыре колеса).
Перед началом соревнования должен быть организован брифинг с участием директора гонки, лиц, отвечающих за оказание первой помощи, маршалов и главного судьи. Схемы трассы должны быть распространены среди членов медицинской бригады.
4.2.059
Организатор должен предоставить на гонки кросс-кантри марафон мотоцикл для обозначения начала гонки (»передний мотоцикл») и мотоцикл для обозначения конца гонки (»задний мотоцикл»). Для гонок кросс-кантри должен быть предоставлен только передний мотоцикл и показывать на нем количество остающихся до финиша кругов.
§ 8. Процедура гонки
Тренировка
4.2.060
Организатор соревнований должен обеспечить полную разметку трассы и ее доступность для тренировок не позднее, чем за 24 часа до старта первой гонки.
Во время официальных тренировок гонщики должны иметь номера на руле.
Стартовая сетка
4.2.061
Стартовый порядок определяется следующим образом:
А. Гонки кросс-кантри (XCO) и гонки кросс-кантри марафон (XCM):
- По последнему опубликованному индивидуальному рейтингу кросс-кантри.
- Гонщики вне классификации: по жеребьевке.
Классификация
4.2.062
Гонщики, сошедшие с гонки, классифицируются как не финишировавшие гонщики НФ не получают очки по данной гонке.
4.2.063
Гонщики, которых обогнали на круг, должны завершить круг и сойти с дистанции через обозначенный створ перед финишной прямой или в «80%» зоне, если данное правило приемлемо. Эти гонщики регистрируются в финишном протоколе в порядке, в котором их сняли с указанием количества незавершенных кругов.
Решение о том, будет ли применяться правило «80%» на гонке кросс-кантри (XCO), принимается главным судьей после обсуждения с организатором.
Любой гонщик, чье показанное время на 80% медленнее, чем время первого круга лидера, должен быть снят с гонки. Он должен покинуть гонку в конце круга, в зоне, организованной специально для этой цели (зона «80%»), за исключением случая, когда гонщик на заключительном круге. Это правило должно применяться для гонок кросс-кантри чемпионата и кубка России.
4.2.065
Гонщики, снятые с гонки в соответствии со статьей 4.2.064, классифицируются в финишном протоколе в порядке, в котором их сняли с указанием количества кругов отставания.
§ 9. Многодневные гонки
Общие правила
4.2.066
Многодневная гонка по маунтинбайку представляет собой серию соревнований по кросс-кантри. Гонщики должны заканчивать каждый этап, согласно регламента соревнования, чтобы быть допущенными к старту на следующем этапе.
4.2.067
Организаторы должны предоставить подробный технический гид своей гонки в ОСФ для одобрения в процессе регистрации.
При отсутствии этого одобрения гонка не будет включена.
4.2.068
Многодневные гонки относятся к гонкам кросс-кантри (XCO), следовательно, чемпионы России по кросс-кантри марафон (XCM) должны надевать свои чемпионские майки. Чемпион по кросс-кантри не может надевать чемпионскую майку на многодневных гонках.
4.2.069
Продолжительность многодневной гонки составляет минимально 4 дня и максимально девять дней.
Только один этап в день может быть организован.
Кроме того, организатор многодневной гонки должен организовать один этап на длинную дистанцию, соответствующий минимальной дистанции марафонской гонки в соответствии со статьей 4.2.004.
4.2.070
Для этапов проведения соревнований могут быть выбраны различные виды соревнований по кросс-кантри, перечисленные в статьях с 4.2.001 по 4.2.009 и 4.2.014, исключая гонки с выбыванием (XCE).
4.2.071
Для каждого типа гонок (XCO, XCM, XCP, XCC, XCT, командная гонка на время), дистанция в соответствии с техническим руководством.
Что касается командной гонки на время, время команды берется по второму гонщику и идет в зачет командной генеральной классификации.
Когда этап финиширует на кругах, время берется на завершении кругов на финишной линии.
Классификация
4.2.072
Индивидуальная мужская и женская генеральная классификация по времени обязательна. Очки рейтинга получают только по генеральной классификации.
Генеральная классификация в индивидуальном зачете определяется по сумме времени прохождения каждого этапа.
Когда два или более гонщиков имеют одинаковое время в индивидуальной генеральной классификации, то доли секунды, зарегистрированные в индивидуальных гонках на время (в том числе и в прологе) добавляются обратно в общее время, чтобы определить порядок.
Если результаты по-прежнему равны или, если нет индивидуальной гонки на время, то суммируются места на каждом этапе, в крайнем случае, классификация определяется по последнему этапу.
4.2.073
Другие генеральные классификации для мужчин и женщин, такие как генеральная классификация по очкам, горная генеральная классификация являются не обязательными.
4.2.074
Бонусы и штрафы по времени учитываются. Бонусы отображаются только в индивидуальной генеральной классификации по времени. В индивидуальной и командной гонках на время бонусов нет.
Технические мероприятия
4.2.075
При проведении многодневной гонки в течение трех дней нельзя осуществлять более одного перемещения на транспортных средствах. Продолжительность каждого такого перемещения не должна превышать трех часов. Перемещение продолжительностью менее одного часа не учитывается.
4.2.076
Нейтральные секции могут быть использованы не более 75% этапов. Протяженность этапов с нейтральными секциями не должна превышать 35 км. Машина сопровождения, идущая впереди группы гонщиков должна контролировать скорость движения спортсменов до линии старта.
Старт принимается с места. Старт должен быть дан в течение 30 минут после прибытия сопровождающего автомобиля.
4.2.077
На всех этапах, кроме индивидуальной гонки на время и командной, на трассе должно находиться два мотоцикла (лидирующий мотоцикл и мотоцикл «метла»).
4.6.078
Организатор должен предоставить отличительную форму лидеру в индивидуальной генеральной классификации мужчин и женщин.
Глава 3. Спортивная дисциплина Маунтинбайк — скоростной спуск
§ 1. Организация соревнований
4.3.001
Должен быть использован формат одиночных заездов. Это может быть:
- Квалификационный заезд, называется квалификационным раундом, который предопределяет количество гонщиков, допущенных к финалу, установленное конкретными правилами гонки. Самый быстрый гонщик финала, объявляется победителем.
- Посевочный заезд, который определяет порядок старта для одиночного заезда, в котором гонщик с самым лучшим временем побеждает.
Каждый организатор должен уточнить детальную информацию по своей гонке в техническом гиде.
4.3.002
Система с двумя попытками (учитывается лучший результат из двух попыток) может быть приемлемой в исключительных случаях после согласования с ОСФ.
4.3.003
Применение систем с двумя попытками, при которых результат определяется как среднее время по двум попыткам или при суммировании результатов двух попыток не разрешается.
4.3.003 доп.
Каждый гонщик, чье время на 100% отстает от лучшего установленного времени, обозначается в результатах как НФ (»не финишировал») и не получает очков. Это правило применимо к квалификационному заезду и финалам.
При исключительных обстоятельствах максимально разрешенный лимит времени для финиширования может быть изменен во время гонки. Такое решение принимается главным судьей после консультации с техническим делегатом.
§ 2. Трасса
4.3.004
Трасса скоростного спуска должна быть проложена по склону.
4.3.005
Трасса может включать участки с различным рельефом: узкие и широкие отрезки, лесные дороги и тропы, участки с открытой местностью и скалистые участки. Трасса должна включать как скоростные, так и технически сложные участки. Рельеф трассы должен обеспечить выявление технических навыков гонщиков и их физические данные.
4.3.006
Протяженность трассы и продолжительность соревнования определяется следующим образом:
Максимально | |
Протяженность трассы | 3500 м |
Продолжительность гонки | 5 минут |
Чемпионат России, Кубок России | Всероссийские соревнования | Другие | |||
Минимально | Максимально | Минимально | Максимально | ||
Продолжительность гонки | 2 минуты | 5 минут | 1 минута | 5 минут | Без ограничений |
4.3.007
Вся дистанция скоростного спуска должна быть размечена и защищена с использованием не металлических, преимущественно PVC стоек (слаломные стойки) 1,5 — 2 м в высоту.
В очень быстрых и опасных секциях, где линия движения гонщика закрыта на границе дистанции, «Б» линия должна быть установлена как на каждой диаграмме:

4.3.008
Использование тюков соломы для разметки трассы не допускается.
4.3.009
Зона старта должна иметь ширину от 1 до 2 метров. Должны быть установлены удобные перила, пол должен быть покрыт нескользящим покрытием, и зона старта должна находиться под навесом.
Зона финиша должна иметь ширину не менее 6 метров.
4.3.010
За линией финиша должна быть предусмотрена дополнительная тормозная зона не менее 35 — 50 метров с адекватной защитой и полностью оцепленной от зрителей. Выезд гонщиков должен быть сделан так, что скорость должна быть минимальна.
В этой зоне не должно быть никаких препятствий.
§ 3. Одежда и защитные принадлежности
Полностью обтягивающая одежда из эластичных лайкровых тканей запрещена.
4.3.012
Полностью закрытый шлем зарегистрированной конструкции должен использоваться соответствующим образом как во время соревнований, так и во время тренировок. Шлем должен быть оснащен козырьком. Открытые шлемы не разрешаются.
4.3.013
UCI и ОСФ настоятельно рекомендует гонщикам использовать следующие защитные принадлежности:
- защитные принадлежности для спины, коленей, локтей и плеч, изготовленные из прочного материала;
- защита на шейно-затылочную часть и шейные позвонки;
- мягкая защита на голени и бедра;
- широкие длинные рейтузы из очень прочной ткани с вшитой защитой для колен и икр; или шорты из очень прочной ткани и дополнительно защита на колени и икры из прочного материала;
- веломайку с длинным рукавом
- перчатки с длинными пальцами.
Комментарий:
Гонщики должны знать о каких-либо применимых положениях национальных федераций. Использование защитного снаряжения, помимо защитных шлемов может также налагаться национальным законодательством. Гонщик должен знать об этом.
Соблюдение такого законодательства исключительная ответственность гонщика. Широкий спектр оборудования, доступен на рынке, который представлен и продается как защитный механизм.
Некоторые из них представлены известными производителями, которые можно ожидать для выпуска из качественной продукции.
Тем не менее, и за исключением шлемов, там не существует никаких официальных технических норм для защитной одежды, как указано в приведенной выше статье.
Поэтому не известно, в настоящее время, в какой степени элементы, которые продаются в виде защитного механизма, обеспечивают эффективную защиту, как концепция, качество и т.д. не были проверены и сравнены с применимым официальным техническим стандартом.
Не известно, был ли механизм, который обеспечивает защиту в определенном типе аварии может обеспечить или не обеспечивает ожидаемый уровень защиты в другом типе аварии.
Аналогично сочетание различных типов защиты не может быть адекватным. Например, защита шеи может не совпадать с защитой спины. Поэтому гонщики должны обратить внимание на качество и характеристики защиты, обратиться за советом к опытным гонщикам, тренерам и механикам, закупки защиты у профессиональных и надежных поставщиков и полагаться на свои собственные суждения.
Гонщик отвечает за выбор защиты и за ее использование, в соответствии со статьями 1.3.001 — 1.3.003.
Камеры запрещены в течение квалификационных заездов и финалов. Гонщики несут ответственность за безопасность фиксации камер во время тренировок с целью избежать любого рода опасности для себя и для третьих лиц.
Комментарии:
1) См. также, в частности, ст. 1.3.001 — 1.3.003 и 1.3.031
2) Камеры могут использоваться во время тренировок (ст. 4.3.021) на условиях, изложенных в этой статье.
§ 4. Маршалы
4.3.015
Маршалы должны располагаться друг от друга на расстоянии прямой видимости. Маршалы оповещают друг друга о приближении гонщика коротким звуком в свисток.
4.3.016
Маршалы должны иметь флаги в соответствии с используемой системой безопасности.
4.3.017
Во время проведения официальной тренировки по трассе маршалы должны иметь флаг желтого цвета, который они используют в случае падения гонщика для предупреждения других спортсменов о необходимости снизить скорость.
4.3.018
Некоторые маршалы, специально назначаемые организатором соревнований и координатором маршалов, должны иметь флаг красного цвета и радиопередатчик, настроенный на ту же частоту, что и передатчики главного судьи, директора гонки, технического делегата и членов медицинской бригады. Расположение маршалов с красными флагами на трассе должно быть выбрано так, чтобы эти маршалы имели радиоконтакт между собой.
Красные флаги должны использоваться как во время соревнований, так и во время тренировки.
В случае возникновения серьезного инцидента, маршалы, обладающие красными флагами, должны немедленно известить по радио главного судью, директора гонки, технического делегата и членов медицинской бригады.
Маршалы, обладающие красными флагами, должны немедленно оценить причину падения гонщика и доложить об этом.
Маршалы, обладающие красными флагами, и не являющиеся непосредственными свидетелями инцидента должны следить за ситуацией по радио и действовать согласно инструкциям. Если они видят, что один из маршалов машет красным флагом, они должны немедленно сделать то же самое.
4.3.019
Гонщики, видящие сигнал, выполненный красным флагом, должны немедленно остановиться.
После остановки гонщик должен спокойно закончить дистанцию и обратиться к судье на финише, с просьбой о повторном заезде, а затем ждать дальнейших указаний.
§ 5. Оказание первой помощи (минимальные требования)
4.3.020
Оказание первой помощи должно быть организовано согласно Статье с 4.2.052 по 4.2.058. При этом количество представителей среднего медицинского персонала должно быть не меньше семи.
Медицинскому персоналу должно быть организовано место для выхода в финишной чаше во время гонки. Организатор должен предоставить эвакуационный и медицинский план.
Медицинский координатор должен встретиться с техническим делегатом, если отсутствует, то с главным судьей до первой тренировки.
§ 6. Тренировка
Должны быть организованы следующие тренировочные сессии:
- пеший осмотр трассы должен быть организован перед первой тренировочной сессией. При пешем осмотре трассы скоростного спуска не разрешается езда на велосипедах;
- тренировочная сессия за день перед соревнованиями;
- дополнительная сессия утром в день гонки. Во время гонки никакие тренировки по трассе не допускаются.
4.3.022
Каждый гонщик должен спуститься по трассе во время тренировки, как минимум, два раза под страхом дисквалификации. Судья на старте должен следить за выполнением этого правила.
4.3.023
Гонщики должны осуществлять свои тренировочные заезды от официальных стартовых ворот. Любой гонщик, начавший тренировочный спуск ниже линии старта, дисквалифицируется из соревнования.
4.3.024
Гонщики должны иметь на руле свой стартовый номер во время тренировочных заездов, а также номер на спине, как и во время квалификационного раунда и финала.
§ 7. Транспорт
4.3.025
Организатор соревнования должен предусмотреть наличие транспортных средств, способных обеспечить транспортировку 100 гонщиков с велосипедами в час к месту старта.
Глава 4. Спортивная дисциплина Маунтинбайк — байкер-кросс 4-х (далее 4X)
§ 1. Характер соревнования
4.4.001
Гонка с одновременным стартом четырех участников представляет собой гонку с выбыванием, в которой 3 или 4 гонщика (в заезде) стартуют по одной и той же трассе скоростного спуска.
Характер данной гонки предусматривает возможность непреднамеренного контакта между участниками. Такие контакты допускаются в том случае, когда, по мнению главного судьи, они произошли честно и без нарушения правил соревнований.
§ 2. Организация соревнований
4.4.002
Отборочные заезды могут проводиться в один день с финальными заездами.
4.4.003
Желательно, чтобы квалификационные заезды проводись в один день с основным соревнованием.
4.4.004
Квалификационные заезды представляют собой заезды на время, в которых фиксируется время прохождения дистанции каждым участником соревнования. В случае равенства результатов в квалификационных заездах, место определяется по последнему опубликованному рейтингу в 4X. Если спортсмены не имеют рейтинговых очков, то место определяется жеребьевкой.
Гонщики, не финишировавшие, дисквалифицированные или не стартовавшие в квалификационном раунде не могут участвовать в главной гонке.
Гонщики стартуют по команде стартера в последовательности, определенной стартовым протоколом. Женщины стартуют раньше мужчин.
Номера, используемые для квалификационных заездов, должны быть в порядке очередности, начиная с 33 или 65 в соответствии с последним опубликованным индивидуальным рейтингом по 4X.
4.4.005
Количество квалифицируемых гонщиков в первый раунд основного розыгрыша определяется количеством заездов в схеме по 3 или 4 гонщика.
Максимально возможное количество заездов — 16 (64 гонщика).
Если в квалификации участвовали менее 64 гонщиков, то количество заездов может быть 16, 8, 4 или 2 при участии не менее 3-х гонщиков в заезде.
Порядок заездов:
- мужчины идут первые до равенства в системах заездов женщин, финалы:
- женщины малый финал,
- затем следует большой финал,
- затем малый мужской финал,
- затем следует большой финал.
Число ранжированных гонщиков в квалификационном раунде | Схема |
48 + | 64 гонщика |
24 — 47 | 32 гонщика |
12 — 23 | 16 гонщиков |
6 — 11 | 8 гонщиков |
Количество гонщиков в квалификации не может быть меньше шести, иначе соревнование по 4X не может быть проведено.
Стартовые номера для основного розыгрыша должны быть распределены в соответствии с результатами, показанными в квалификации; первый стартовый номер получает гонщик, имеющий лучшее время в квалификационном раунде и т.д.
4.4.006
Группы гонщиков, отобранных для участия в основном соревновании, составляются следующим образом (см. таблицу ниже) — так, чтобы гонщики, занявшие первое и второе место в квалификации, могли встретиться только в финале.

4.4.007
Каждая группа гонщиков может стартовать только один раз. Гонщики, занявшие третье и четвертое место, выбывают из соревнований. Первый и второй гонщик выходят в следующий тур.
4.4.008
Кроме финального заезда, проводиться заезд для гонщиков, выбывших из полуфинала для определения мест с 5 по 8. Гонщики, не финишировавшие, дисквалифицированные или не стартовавшие в полуфиналах, не могут участвовать в малом финале.
4.4.009
Финальная классификация гонки составляется в группы в следующем порядке:
- Все гонщики, соревновавшиеся в большом финале по приходу на финиш, за исключением дисквалифицированных.
- Все гонщики, соревновавшиеся в малом финале по приходу на финиш, за исключением дисквалифицированных.
- Гонщики, не финишировавшие и не стартовавшие в полуфиналах.
- Ранг других гонщиков определяется в раунде, затем ранг в порядке заездов, затем в порядке их номеров.
В каждой вышеупомянутой группе, гонщики НФ ставятся перед НС. В случае многочисленности НФ, НС, схема ранжирования в порядке номеров гонщиков.
Гонщики, не финишировавшие, не стартовавшие в первом раунде главной гонки считаются без ранга.
Гонщики, дисквалифицированные, в главной гонке считаются без ранга.
Гонщики, не классифицированные, для главной гонки не перечисляются в финальной классификации.
Когда по какой-либо причине главную гонку 4X (заезды с выбыванием) необходимо отменить, результат квалификационного раунда становится как финальный.
4.4.010
Гонщики в каждом заезде выбирают свою позицию на старте по своему номеру. Гонщик, с меньшим номером имеет право выбора первым.
Гонщики принимают старт с места.
Если переднее колесо велосипеда какого-либо гонщика пересекает линию старта ранее сигнала стартера, этот гонщик понижается (его порядок в заезде будет отличаться от актуального финиша)
Гонщики должны проходить каждые ворота без пропуска: т.е. оба колеса велосипеда должны проходить по траектории внутри каждых ворот. Правильность прохода ворот контролируется судьями на трассе или по ТВ, если возможно. Пропуск или неправильное прохождение ворот приводит к понижению, если только гонщик не вернулся и не прошел эти ворота правильно.
4.4.013
Если все четыре гонщика упали на трассе или не пересекли линию финиша во время предварительного заезда, победителем признается гонщик, прошедший наибольшую часть дистанции.
§ 3. Трасса
4.4.014
Идеальной считается трасса, проходящая по умеренному спуску с постоянным уклоном. Трасса должна включать участки с резкими переходами, буграми, развороты с креном, насыпи, откосы, естественные плоские участки и другие препятствия. Трасса может включать и развороты без крена. Трасса не должна включать подъемы, на которых гонщику нужно педалировать.
Трасса должна быть достаточно широкой, чтобы все четыре гонщика могли следовать по ней рядом в один ряд и иметь возможность для обгона.
Трасса должна быть полностью размечена в соответствии со статьей 4.2.026 (Зона А и зона Б). Зона А должна находиться по крайней мере в 2-х метрах от трассы и ее ширина должна составлять не менее 2-х метров.
4.4.015
Время прохождения дистанции должно составлять от 30 до 60 секунд, причем желательно, чтобы время победителя квалификационного заезда составляло от 45 до 60 секунд.
Для первых 5 метров на трассе должны быть нанесены равные линии разметки для обозначения четырех полос движения (при использовании ленты, биодеградирующей краски или порошка). Любой гонщик, пересекающий линии разметки или едущий по ним, понижается. В случае если гонщик пересекает линии разметки или едет по ним, когда он находится за соперниками и не мешает им, понижение может быть заменено на предупреждение.
4.4.017
Стартовая прямая должна иметь длину не менее 30 метров. Препятствия на первых 30 м должны быть одинаково пересекающими трассу по всей ширине.
4.4.018
Ворота на трассе должны быть выполнены из неметаллических шестов (слаломные шесты), желательно из пластмассы (PVC), и иметь высоту 1.5 — 2 метра.
Предпочтительно, чтобы ворота были установлены более низкой частью внутрь и более высокой — наружу.
4.4.019
Последние ворота должны располагаться не ближе, чем 10 метров до линии финиша.
4.4.020
Организатор должен предусмотреть использование подъемной платформы для размещения судьи, который мог бы наблюдать беспрепятственно за всей трассой. Платформа должна располагаться в зоне, недоступной для зрителей.
§ 4. Транспорт
4.4.021
Организатор должен предусмотреть наличие транспортных средств для быстрой доставки участников к месту старта. Для этой цели желательно использовать канатно-кресельную дорогу, проложенную вдоль склона или фуникулер.
§ 5. Одежда и защитные принадлежности
4.4.022
Полностью закрытый шлем зарегистрированной конструкции должен использоваться соответствующим образом, как во время соревнований, так и во время тренировок. Шлем должен быть оснащен козырьком. Открытые шлемы не могут быть одеты.
4.4.023
НФ настоятельно рекомендует гонщикам надевать одежду и защитные принадлежности, указанные в статьях с 4.3.011 по 4.3.014 во время гонок 4X.
§ 6. Оказание первой помощи (минимальные требования)
4.4.024
Оказание первой помощи должно быть организовано согласно Статье с 4.2.052 по 4.2.058. При этом количество представителей среднего медицинского персонала должно быть увеличено минимум до восьми (8).
Медицинскому персоналу должно быть место для выхода в финишной чаше во время гонки. Организатор должен предоставить эвакуационный и медицинский план. Медицинский координатор должен встретиться с техническим делегатом, если отсутствует, то с главным судьей до первой тренировки.
§ 7. Тренировка — соревнование
4.4.025
Должны быть организованы следующие тренировочные сессии:
- тренировочная сессия за день перед соревнованиями;
- тренировочная сессия в день гонки.
Когда гонка 4X проводится в ночное время, для гонщиков должна быть проведена ночная тренировочная сессия. Во время гонки никакие тренировки по трассе не допускаются.
4.4.026
Гонщики должны иметь на руле свой стартовый номер во время тренировочных заездов, а также номер на спине, как и во время квалификационного раунда и финала.
§ 8. Карточная процедура
4.4.027
Карточная процедура
Во время главной гонки используется система цветных карточек судьей на финише. Его решение должно быть подтверждено главным судьей.
Карточка | Значение | Код | |
Желтая | Предупреждение | ПР | 1й раз без штрафа |
Гонщик не получил преимущество | |||
Но его поведение противоречило правилам | |||
Синяя | Понижение (Перемещение) | ПОН | Место в заезде отличается от реального финиша |
Указано в статьях: 4.4.011, 4.4.012 и 4.4.016 | |||
Красная | Дисквалификация | ДСКВ | Исключение из дальнейших соревнований, нет результата |
Указано в статье 4.2.012 |
- гонщик, который получил вторую карточку, любого цвета, в той же гонке дисквалифицируется;
- карточки должны быть показаны судьей после подтверждения главным судьей и должно быть сообщено прямо через ТВ и диктором соревнований.