Вопрос от подписчика
Дочери 13 лет. Уже год просит поменять ей тренера, занимается у него почти 6 лет. Год стоит на одном времени, результаты не улучшаются, с тренером отношения не очень. Он смотрит только на первых, на дочь не обращает внимание. Хотя дочь очень хочет плавать, у нее есть цели. Что делать?
Ответы экспертов
Здесь есть несколько моментов, которые я озвучу, чтобы вы, как родитель, могли шире посмотреть на ситуацию, а после с дочерью подумаете, как лучше поступить.
«Отношения не очень»
Фраза «отношения не очень» — может иметь много оттенков. Здесь лучше идти на открытый диалог с тренером, вами и дочерью.
Сначала необходимо поговорить с дочерью и выяснить:
- в чем именно «не очень»;
- что значит «смотрит только на первых»;
- как конкретно это проявляется.
Здесь тонкие моменты:
- Тренер может быть некорректен и откровенно не заниматься с теми, кто не в лидерах.
- Дочь может воспринимать предвзято.
Поэтому сначала четкий диалог с дочерью, очень предметный и конкретный, а затем вместе с тренером.
Разговор с тренером
Разговор с тренером нужно вести без предъявления претензий. Задайте вопросы:
- Какие он видит перспективы?
- Какие слабые стороны у спортсменки?
- Какие сильные стороны?
Корректно для обеих сторон будет затронуть тему взаимопонимания. Причем, если ребенку есть что сказать, что не нравится — пусть задаст вопросы и выскажется.
В результате вы получите полную картинку ситуации. После этого можно будет принимать решение: уходить или оставаться.
Результаты
13 лет — это от 1-го спортивного разряда до КМС или даже в отдельных случаях МС, в зависимости от общей подготовки группы и личных особенностей.
Во-первых, вы можете проанализировать компетенцию самого тренера: какие места на соревнованиях занимают его спортсмены. Это важно, так как он может быть очень мощным тренером, у которого есть общая стратегия и тактика на группу, при этом он не посвящает в нее всех спортсменов. Поэтому так важен диалог с тренером, про который написано выше.
Во-вторых, у спортсменов часто есть периоды стагнации — это нормально. Особенно у девочек в пубертат, а у вас именно такой возраст. Меняются гормональный фон, психическое состояние, а также пропорции тела, что приводит к изменению положения тела в воде, а это важный фактор для результата.
Очень частая практика именно в плавании от тренеров: девочек в активный пубертат важно просто удержать в группе, чтобы они переросли 1-2 года, а потом уже наращивать результаты. Так что вполне вероятно, что ваша стагнация — это результат изменений в теле и нужно сохранить любовь к плаванию и подождать.
Психология
В спорте всегда есть лучшие, в любой группе 2-5 лидеров и остальная группа среднего уровня, но при этом периодически кто-то в какой-то период пополняет состав лидеров.
Никогда не сбрасывай со счетов личное удовольствие и личный прогресс, тогда есть шанс вырасти до лидера, работая над собой, понимая свое тело, свои сильные стороны, взращивая характер, переживая свои поражения и победы, выстраивая отношения с командой и тренером.
Это большая работа, задача родителя и тренер говорить об этом с ребенком, чтобы не было ощущения «год ушел коту под хвост». Именно это и дает плоды, удерживает в спорте.
Не забывайте, что плавание — долгоиграющий вид спорта. Карьера в 13-14-15 лет не заканчивается, если есть удовольствие — можно долго плавать и выступать. А если наскучит, то есть много других плавательных видов спорта, куда можно со временем переключиться.
Но я за то, чтобы решения принимались взвешенно, без обид и недосказанностей, тогда не будет остаточного неприятного чувства после выбранного решения.