Только полезная и структурированная информация о детском спорте!

Отправляя форму, я принимаю пользовательское соглашение.

Что нужно знать родителям ребенка-спортсмена? Рекомендации спортивного психолога

0

Спортивный психолог Светлана Гвоздецкая: о психологических проблемах юных спортсменов, и как они решаются.

Светлана Гвоздецкая
Светлана Гвоздецкая

Спорт погружает детей во «взрослые» эмоции, лишает беззаботных часов. Но он же дарит опыт побед и формирует характер. О том, как взрослые могут помочь ребенку в испытаниях спортивной жизни, рассказала Светлана Гвоздецкая — спортивный психолог сборных команд Новосибирской области и членов сборной России, член Европейской сети молодых специалистов в области спортивной психологии.

— Ребенок занимается спортом. Стало быть, он не слишком много сидит за компьютером, не болтается без дела на улице, у него здоровое питание, режим, он целеустремлен. Зачем ребенку нужен «спортивный психолог»?

— Спортивная жизнь не так радужна. Дети постоянно находятся в ситуации конкуренции, соперничества. Тренеры могут быть предъявлять к ребенку слишком высокие требования и так далее. Поначалу ребенок «играет в спорт», ему нравится. Но потом занятия требуют все более тяжелого труда и самоограничений. Дети должны защищать разряды, показывать нормативы, выступать на соревнованиях.

Гимнастов и фигуристов ограничивают в еде. Ограничения касаются и свободного времени: после школы ни погулять, ни мультики посмотреть: тренировка! С тренером контакт может сложиться, а может, и нет. И если это скажется на результатах, то у ребенка формируется неуверенность к себе: я плохой, я ничего не могу. Я подвожу маму с папой, они перестанут меня любить!

— Спортивный психолог работает во имя корпоративных ценностей команды или индивидуальных интересов ребенка?

— Даже если тренер или менеджер ставит передо мной задачу: «нашей команде нужен командный дух, бОльшая сплоченность и т.д.», я все равно учитываю индивидуальные потребности каждого ребенка, как если бы он с мамой пришел ко мне на индивидуальную консультацию. Преимущество работы по обращению тренера — можно побывать на тренировке, увидеть спортсмена в его «естественной среде».

— С какими проблемами чаще всего обращаются к спортивному психологу?

— Самый распространенный запрос: на тренировке все получается, а на соревнованиях ребенок теряется, пугается, «перегорает». Иными словами: все может, а результатов не показывает.

— Почему это происходит?

— Ответ зависит от конкретного случая. Причиной может быть повышенная требовательность родителей, тренер может не найти подход именно к этому ребенку. Бывает, тренер формулирует задачу так, что невольно провоцирует ее обратный результат. Если ребенок-фигурист слышит «Не упади с прыжка» или гимнастка «Не урони предмет», то мозг ребенка начинает проигрывать ситуации «упал», «уронила».

Всегда нужно ставить задачу, направленную на само действие. Если не уронить предмет, то как действовать? Как его ловить, держать, куда протянуть руку, какие мышцы напрячь? Мышцы «помнят» и как поймать, и как уронить. В голове ребенка и так идет борьба: «поймаю-не поймаю», а тут еще тренер или родитель говорят: «Не урони, как в прошлый раз». И внимание невольно концентрируется на том, что происходит, когда предмет роняют.

— То есть, это не миф, что мозг «не слышит» отрицания и наказ «не уронить» понимает противоположно? Что тогда сказать? «Ты лучший, ты победишь»?

— В стрессовой ситуации внимание работает «точечно».

Перед ребенком, который сейчас выходит на лед, на ковер, на татами, надо ставить одну-две правильно сформулированные задачи, и ни в коем случае не говорить: «Ты выиграешь! Займешь такое-то место». Нельзя ориентировать на результат, на уже свершившееся действие.

В будущем, когда все закончится, можно и расслабиться, там не требуется такое напряжение мышц, концентрация внимания, как сейчас. Мысли о результате сбивают соревновательный настрой. Иными словами, задача «победить» может сбить концентрацию на самом выступлении, на процессе, в котором нужно находиться сейчас. Только детям с очень сильной нервной системой можно говорить о результате и даже иногда нужно.

Психология победителя— Если ребенок хочет и может победить, но боится выступать, как ему помочь?

— Разбираться с каждым ребенком индивидуально. Спросить, почему тебе страшно? Чего ты боишься? Завалить элемент? Расскажи, что нужно сделать, чтобы выполнить его уверенно и чисто. Надо, чтобы ребенок сам поразмышлял над этим. Поначалу он может теряться, не понимать, что ответить. Тогда ему нужно помочь вопросами, подтолкнуть к самостоятельному мышлению. Расскажи, как технически выполняется этот элемент. Получается, ты знаешь, как делать и умеешь его делать?

— Спорт инициирует привычку думать и анализировать события?

— А вы полагаете, что спортсмены развивают только мышцы? Для успеха в спорте важно уметь стратегически мыслить. Как распределить энергию, где себя попридержать, где выложиться полностью. Важно понимать свое тело, работать со своими мыслями и состояниями. Когда дети говорят, что от страха они чувствуют себя растерянными и выступают плохо, я рассказываю им, что такое страх, зачем он нужен. Ребята понимают: от страха человек никогда не избавится, мало того, страх мобилизует, как никакое другое чувство.

Страх помогает спортсмену лучше выступать. Вырабатывается адреналин. Организм «заводится», учащается пульс, улучшается кровообращение, мышцы получают заряд. Сам предстартовый «мандраж» не слишком приятен. Но, будь он приятным, не помогал бы сохранять концентрацию на выступлении.

— Если адреналина слишком много, ребенок «перегорает» перед стартом, что могут сделать взрослые?

— Детей с чувствительной нервной системой нужно выводить осторожно. Можно начать с того, чтобы ребенок не сидел. «Давай-ка, пробегись, поприседай, попрыгай». И постепенно снижать темп движений, замедлять юного спортсмена. Подключать и дыхание, иногда лучше обходиться только дыханием. Можно успокоить ритм дыхания. Это мощный инструмент, дыхание помогает и взбодриться, и успокоиться.

— Спорта нет без неудач. Можно ли облегчить ребенку боль поражения?

— Опять же, это индивидуально, зависит от сложившегося детско-родительского контакта. Для начала дать ему время. И удачи, и неудачи, остро переживаются от пары часов до трех дней. Если ребенок плачет в соревновательном зале — увести с людских глаз, при возможности дать проплакаться, дать понять, что вы понимаете, почему он плачет и выразить поддержку. Если ребенок плачет — это показатель того, что не сформированы способы эмоциональной регуляции. Чаще всего юные спортсмены намеренно напоказ эмоции не выставляют, просто еще не умеют с ними справляться.

Спортивная психология— Спорт нагружает ребенка переживаниями и стрессами, от которых он был бы свободен, не отведи его родители в секцию. Может, не стоит детям заниматься спортом, только физкультурой?

— Спорт без стресса невозможен. Но это закаляет характер. Среди политиков, просто среди успешных людей, очень много бывших спортсменов. Если в семье решили отдать ребенка в спорт с целью воспитать у него собранность, ответственность, самостоятельность, нужно идти не в знаменитый клуб, а выбирать и вид спорта, и тренера вместе с ребенком. Сначала самому походить по секциям, посмотреть, постараться, чтобы сложился контакт с тренером, потом привести ребенка.

Конечно, тренер смотрит ребенка. Но и ребенка надо потом спросить: как тебе этот тренер? Ты бы хотел к нему ходить?

Если тренер ребенка напугал — заниматься будет сложно.

— Надо ли родителям заставлять ребенка тренироваться, преодолевать лень или усталость?

— Нет общего рецепта. Бывает, дети вырастают и благодарят родных за то, что «подталкивали» к результатам. Но случается и наоборот, выросшие дети пеняют родителям, что заставляли заниматься «через не хочу». Когда ребенок принимает участие в выборе секции, для взрослых это становится «подушкой безопасности». «Хочешь бросить? Но ты же сам выбирал секцию, сам решил заниматься. Что случилось?» Можно посоветоваться с тренером для прояснения ситуации — либо это просто усталость, и ее надо перетерпеть, либо ребенку в самом деле разонравилось. Если тренер советует поискать другой вид спорта или другой клуб, стоит к нему прислушаться.

— Как еще родители могут участвовать в спортивной карьере ребенка?

— Поддерживать авторитет тренера. Бывает, что родители сами проводят «вторые тренировки». И не потому, что тренер задал что-то дома повторять. Еще хуже, если ребенка водят в две секции одного вида спорта. Крайности в питании тоже ни к чему. Мне приходится сталкиваться и со случаями, когда мама ограничивает ребенка в еде, хотя проблемы с лишним весом нет. И наоборот бывает: не могут родные отказать во вкусностях: «Ну, ребенок же просит!». Здоровое домашнее питание должно быть, и тогда не так уж важен сам объем порций, такая еда хорошо и быстро усваивается.

Конечно, никаких чипсов или газировки — не только по причине калорийности. Эта еда мешает спорту. Например, «Кока-кола» сначала дает мощный прилив энергии, зато потом — сильный спад. И восстанавливается энергия до нормального уровня долго.

Типичная картинка: пришел ребенок на тренировку, а «собраться» не может. Почему? Газировку пил! Надо сказать и про медосмотры. Как ни странно, бывает, что родители приводят ребенка с фиктивной справкой, а от физических нагрузок проблемы со здоровьем, естественно, обостряются.

— На соревнования родителям надо приходить?

— Зависит от ребенка. Иногда я вижу, у ребенка все хорошо, раскрепощенный, свободный, готов выступать. Родителей на трибуне увидел — сжался. Приглашаю родителей пойти кофе попить, или откровенно скажу: «Мне кажется, ребенок немножко зажимается, не стоит ему пока вас видеть на трибуне». Ребенку объясняю: «Родители извиняются, им срочно уйти пришлось, они после выступления подойдут». Бывает по-другому: ребенок тревожный, а родителей заметил, и вся тревога растаяла.

Я советую родителям повторять своим детям-спортсменам одну фразу: «Мне нравится смотреть, как ты занимаешься».

Ребенок понимает: его любят и поддерживают, независимо от того, победил он или проиграл. Родители не должны становиться вторыми тренерами. У ребенка-спортсмена и так в жизни много чужих людей. Тренер ждет от ребенка результатов. А ощущение безопасности, принятие и безусловную любовь могут дать только родители.

Источник: sibmeda.ru

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Поделиться статьей с друзьями:
0

Автор публикации

1 000
Комментарии: 6Публикации: 49Регистрация: 07-03-2016

Оставить комментарий:

Авторизация
*
*

Login form protected by Login LockDown.


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Регистрация
*
*
*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Генерация пароля

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.