Правила гандбола: основные моменты проведения и судейства игры в 2022 году

Игра гандбол проводится в закрытых помещениях, в которой принимают участие 2 команды. Правила гандбола несколько различаются, в зависимости от уровня соревнований: любительские/официальные, а также есть различия по возрастным группам.

Официальные правила вида спорта «гандбол» для проведения соревнований на территории России разработаны Федерацией по гандболу России (ФГР) в соответствии с Правилами игры Международной федерации гандбола.

Правила утверждены приказом Министерства спорта РФ от 18 июля 2018 г. N 665 «Об утверждении правил вида спорта «Гандбол». Последние изменения и дополнения в правила были внесены 3 сентября 2021 года. Данным документом утверждается характер, способы проведения соревнований по гандболу. В них освещаются наиболее важные вопросы судейства и работы судейских коллегий.

Рассмотрим кратко правила игры гандбол.

Содержание (нажмите, чтобы свернуть)
  1. Цель игры
  2. Игровая площадка
  3. Линии игровой площадки
  4. Ворота в гандболе
  5. Время игры
  6. Основное игровое время
  7. Дополнительное игровое время
  8. Тайм-аут
  9. Необязательный тайм-аут
  10. Командный тайм-аут
  11. Свисток на продолжение игры
  12. Вратарь
  13. Действия в площади ворот
  14. Бросок вратаря
  15. Взятие ворот
  16. Итог игры
  17. Игра мячом
  18. Мяч для гандбола
  19. Действия с мячом
  20. Игрок, выполняющий бросок
  21. Партнеры игрока, выполняющего бросок
  22. Игроки защиты
  23. Пассивная игра
  24. Признаки пассивной игры
  25. Предупреждения за пассивную игру
  26. Начальный бросок
  27. Правило «Начальный бросок»
  28. Бросок из-за боковой линии
  29. Свободный бросок
  30. Решение на выполнение свободного броска
  31. Выполнение свободного броска
  32. Выполнение свободного броска после финального сигнала
  33. 7-метровый бросок
  34. Выполнение 7-метрового броска
  35. Наказания
  36. Предупреждение
  37. Удаление
  38. Дисквалификация
  39. Наказания за более одного нарушения в одной и той же ситуации
  40. Нарушения и наказания
  41. Разрешенные действия
  42. Нарушения без наказания
  43. Нарушения, требующие персонального наказания
  44. Неспортивное поведение
  45. Неспортивное поведение, при котором используется прогрессивное наказание
  46. Неспортивное поведение, при котором используется 2-минутное удаление
  47. Грубое неспортивное поведение, при котором используется прямая дисквалификация
  48. Экстремальное неспортивное поведение
  49. Команда
  50. Возрастные группы
  51. Порядок допуска команд
  52. Права и обязанности участников соревнований
  53. Игровая форма для гандбола
  54. Правило «Команда»
  55. Позиции (амплуа) игроков в гандболе
  56. Замены игроков
  57. Судейство игры в гандбол
  58. Жесты судей
  59. Рекомендации при подсчете «6 передач»
  60. Вид и характер проведения соревнований
  61. Чемпионат России
  62. Кубок России
  63. Соревнования среди юношей и девушек
  64. Скачать правила вида спорта «Гандбол»
  65. Вопрос-ответ по правилам игры в гандбол

Цель игры

Цель игры — забить, как можно больше голов, перебрасывая мяч между партнерами.

Каждая команда набирает очки, забрасывая мяч в ворота противников. Победителем становится команда, которая набирает большее количество очков. Игра может закончиться в ничью. Если требуется определить победителя, то команды играют 2-5 минут дополнительного времени.

Гол засчитывается команде в том случае, если мяч пересек линию ворот и упал в ворота.

Гол можно забить любым броском:

  • броском от ворот,
  • свободным,
  • начальным,
  • боковым.

Игра начинается с начального броска, который осуществляется из центра площадки.

5 основных правил

Игровая площадка

Игровая площадка в гандболе размечается линиями. Размеры игровой площадки контролируются длиной двух диагоналей:

  1. Длина диагонали от конца одной боковой линии до конца противоположной боковой линии — 44,72 м.
  2. Длина диагонали (половины площадки) от концов боковых линий до противоположной точки пересечения центральной линии с боковой линией — 28,28 м.

Размер гандбольной площадки:

  • длина 40 метров;
  • ширина 20 метров.

Игровая площадка включает:

  • две площади ворот;
  • игровую зону.

Вокруг игрового поля располагается зона безопасности шириной не менее 1 метра вдоль боковых линий и 2 метров за линией ворот.

Схема: игровая площадка для игры в гандбол
Схема: игровая площадка для игры в гандбол
(Источник: Официальные правила вида спорта «Гандбол»)

Линии игровой площадки

Все линии на площадке являются составной частью зон, которые они ограничивают.

Ограничительные линии:

  • боковые линии длинные, ширина 5 см;
  • линии ворот (между штанг ворот) — короткие, ширина 8 см;
  • внешние линии ворот (по обеим сторонам ворот) ширина 5 см.

Линия свободных бросков

Пунктирная линия длиной 9 метров. Проводится на расстоянии 3-х метров от внешней стороны линии площади ворот. Размеры сегментов линии и расстояние между сегментами составляют 15 см.

Семиметровая линия

Линию длиной 1 метр проводят напротив ворот, параллельно линии ворот на расстоянии 7 метров от нее. Измерения делают от внешней кромки линии ворот до внешней кромки 7-метровой линии.

Центральная линия

Центральная линия соединяет середины двух боковых линий.

Линия замены

Линия замены для каждой команды включает участок боковой линии, расположенный на расстоянии 4,5 метра от центра боковой линии. Линия замены заканчивается линией, которую проводят параллельно центральной линии на 15 см внутрь от боковой линии и на 15 см с внешней ее стороны.

Линия замены и зона запасных
Линия замены и зона запасных

Ворота в гандболе

Внутренние размеры гандбольных ворот:

  • высота 2 метра,
  • ширина 3 метра.

Требования к воротам:

  1. Ворота устанавливают по центру каждой линии ворот, надежно закрепив к полу или к стене сзади них.
  2. Задняя кромка штанг ворот совпадает с внешней кромкой линии ворот.
  3. Штанги ворот скреплены горизонтальной перекладиной и имеют квадратное сечение со стороной 8 см.
  4. Три поверхности ворот окрашены поперечными полосами в два контрастных цвета, четко отличающимися от цвета площадки.
  5. Сетку закрепляют таким образом, чтобы мяч, заброшенный в ворота, оставался в воротах.

Площадь ворот

Перед каждыми воротами располагается площадь ворот. Длина линии площади ворот составляет 6 метров.

Линию площади ворот проводят следующим образом:

  • непосредственно напротив ворот проводится линия длиной 3 метра параллельно линии ворот на расстоянии 6 метров от нее (измерения проводят от внешней кромки линии ворот до внешней кромки линии площади ворот);
  • 3-метровую линию соединяют с внешней линией ворот две четверти окружности каждые радиусом 6 метров (измерения проводят от внутреннего угла внешней стороны стоек ворот).
Линии ворот в гандболе
Линии ворот в гандболе

Линия ограничения вратаря (4-метровая линия)

Линия длиной 15 см проводят напротив ворот, параллельно линии ворот на расстоянии 4-х метров от нее. Измерения делают от внешней кромки линии ворот до внешней кромки 4-метровой линии.

Время игры

Игра в гандболе состоит из 2-х таймов. Игровое время включает все перерывы, тайм-ауты, командные тайм-ауты и таймы дополнительного времени.

Основное игровое время

Игра в гандбол длится:

Возраст игроков Основное время Время перерыва
16 лет и старше 2 тайма по 30 минут 10 минут
12-16 лет 2 тайма по 25 минут 10 минут
8-12 лет 2 тайма по 20 минут 10 минут

В играх чемпионата, Кубка России, первенства России продолжительность времени перерыва между таймами составляет 15 минут.

Игровое время начинается по свистку судьи на начальный бросок и заканчивается автоматически финальным сигналом информационного счетчика времени или с помощью секундометриста.

Если первый тайм игры (или тайм дополнительного времени) продолжался дольше положенного времени, то второй тайм должен быть сокращен на соответствующее время.

Если же второй тайм игры (или тайм дополнительного времени) продолжался дольше, то судьи в этом случае не вносят каких-либо изменений.

Дополнительное игровое время

Дополнительное игровое время назначается после пятиминутного перерыва, если после основного игрового времени игра закончилась вничью и необходимо выявить победителя.

Если же после первого дополнительного времени вновь не будет выявлен победитель, то после пятиминутного перерыва назначается второе дополнительное время.

Дополнительное время включает два тайма по 5 минут с одноминутным перерывом между ними.

7-метровые броски

7-метровые броски выполняют, если во время дополнительного игрового времени победитель не определился.

  1. Каждая команда назначает по 5 игроков.
  2. Игроки выполняют по одному броску каждый поочередно с игроками другой команды.
  3. Удаленные и дисквалифицированные игроки не имеют права принимать участие до конца игры.
  4. Вратари могут свободно меняться.
  5. Допускается замена вратаря игроком, который имеет право принимать участие в игре.
  6. Игроки могут принимать участие как в выполнении 7-метрового броска, так и в качестве вратаря.
  7. Судьи производят выбор ворот и определяют команду, которая будет выполнять бросок первой или второй с помощью жеребьевки.
  8. Если после первой серии не будет выявлен победитель, то опять назначаются 5 игроков из команды и в последующих сериях меняется последовательность выполнения бросков. Однако, теперь для определения победителя достаточно разницы в один гол после каждой серии по одному броску.

Тайм-аут

Судьи определяют момент остановки времени игры и ее продолжительность (тайм-аут). Игра останавливается после трех коротких свистков, поданных судьей. Свисток на возобновление игры после тайм-аута является обязательным

Тайм-аут является обязательным при:

  • 2-минутном удалении или дисквалификации;
  • предоставлении командного тайм-аута;
  • свистке секундометриста или технического делегата;
  • обсуждении судьями создавшейся ситуации.

Каждая команда имеет право на получение одного одноминутного командного тайм-аута в каждом тайме основного времени игры, но не в дополнительное время.

В играх чемпионата, Кубка России, первенства России разрешено каждой команде использовать три командных тайм-аута в основное время (исключая дополнительное время), но не более двух командных тайм-аутов в каждом тайме основного времени игры.

Необязательный тайм-аут

Тайм-ауты могут быть предоставлены при следующих обстоятельствах:

  • наличие экстремальных внешних факторов, например, необходимо протереть площадку;
  • предположение, что игрок травмирован;
  • команда явно затягивает время, например, при выполнении стандартного броска, или когда игрок преднамеренно отбрасывает мяч или удерживает его;
  • если мяч касается потолка или предметов над площадкой, после чего отскакивает далеко от места выполнения броска из-за боковой линии, тем самым создается непредвиденная задержка игры;
  • замена полевого игрока вратарем при выполнении броска вратаря.

Командный тайм-аут

  1. Каждая команда имеет право на один 1-минутный командный тайм-аут в каждом тайме основного игрового времени (но не в дополнительное время).
  2. Если команда решила взять командный тайм-аут, то один из официальных лиц команды кладет зеленую карточку большой буквы «Т» на каждой стороне на стол перед секундометристом.
  3. Команда может запросить свой командный тайм-аут только тогда, когда она владеет мячом (когда мяч находится в игре, или во время остановки игры).
  4. Если команда не потеряла контроль над мячом до того момента, когда секундометрист подаст сигнал, то ей сразу же предоставляется командный тайм-аут (в противном случае зеленая карточка возвращается команде).
  5. По свистку секундометриста игра прерывается и игровое время останавливается. После чего секундометрист использует жест на тайм-аут и указывает вытянутой рукой на команду, которая запросила командный тайм-аут
  6. Зеленая карточка устанавливается на столе со стороны команды, запросившей командный тайм-аут, и остается в таком положении в течение тайм-аута.
  7. После того, как судьи подтверждают предоставление командного тайм-аута, секундометрист запускает отдельные часы, контролирующие продолжительность командного тайм-аута.
  8. Секретарь записывает время предоставления командного тайм-аута в протоколе матча в графе команды, которая его запросила.
  9. Во время командного тайм-аута игроки и официальные лица команды находятся напротив своей зоны запасных на игровой площадке или в зоне запасных.
  10. Судьи находятся в центре площадки, при этом один из них может ненадолго подойти к секундометристу для консультации.
  11. Через 50 секунд секундометрист подает звуковой сигнал, информируя о том, что игра должна быть продолжена через 10 секунд.
  12. Команды должны быть готовы возобновить игру, как только закончится командный тайм-аут.
  13. Игра возобновляется броском в соответствии с ситуацией, которая имела место в момент предоставления командного тайм-аута, или, если мяч был в игре, свободным броском команды, которая запросила командный тайм-аут, с места, где находился мяч в момент остановки игры.
  14. По свистку судей секундометрист включает часы игрового времени.
  15. Команды получают карточки в первой половине игры под номерами 1 и 2 и карточки под номерами 2 и 3 во второй половине игры, если в первой половине игры был использован один командный тайм-аут.
  16. Если же было использовано два командных тайм-аута в первой половине игры, то команда во второй половине игры получает только одну карточку под номером 3.
  17. Во время последних 5 минут основного времени игры, команда имеет право взять только один командный тайм-аут.

Каждая команда имеет право использовать по три командных тайм-аута в основное время, но не в дополнительное. И не более двух командных тайм-аутов команды могут использовать в тайме основного времени. Между двумя командными тайм-аутами команда соперника должна контролировать мяч хотя бы один раз. Зеленые карточки каждой команды имеют номера 1, 2 и 3.

Свисток на продолжение игры

Свисток подается судьями на продолжение игры в следующих случаях:

  1. Всегда — при начальном броске или 7-метровом броске.
  2. При броске из-за боковой линии, броске вратаря или свободном броске, если:
  • игра возобновляется после тайм-аута;
  • игра возобновляется свободным броском;
  • имеет место затяжка выполнения броска;
  • имеет место корректировка расположения игроков;
  • имеет место устное замечание или предупреждение.

Судьи также могут подавать свисток на возобновление игры в зависимости от создавшейся ситуации.

После свистка игрок обязан выполнить бросок в течение 3 секунд.

Вратарь

Вратарю разрешается:

  • касаться мяча любой частью тела в процессе защиты ворот в пределах площади ворот;
  • передвигаться с мячом в пределах площади собственных ворот без соблюдения ограничений для полевых игроков;
  • покидать площадь ворот без мяча и принимать участие в игре в игровой зоне;
  • покидать площадь ворот с мячом и снова играть им в игровой зоне, если он не контролировал мяч.

Вратарь считается покинувшим площадь ворот, как только он любой частью тела коснется площадки за пределами линии площади ворот.

Вратарю не разрешается:

  • задерживать выполнение броска вратаря;
  • подвергать опасности соперника в процессе защиты ворот;
  • покидать площадь ворот с мячом, находящимся под его контролем;
  • касаться мяча, находясь в пределах площади ворот, если мяч лежит в игровой зоне или катится по ней за пределами площади ворот;
  • брать мяч, находясь в пределах площади ворот, если он лежит или катится по полу за пределами площади ворот;
  • возвращаться с мячом в площадь ворот из игровой зоны;
  • касаться мяча стопой или ногой ниже колена, когда он лежит на полу в пределах площади ворот или движется в направлении игровой зоны;
  • пересекать линию ограничения вратаря (4-метровая линия) или ее продолжение по обе стороны, пока мяч не покинул руку соперника, выполняющего 7-метровый бросок.

Пока одна стопа вратаря находится на полу на линии ограничения вратаря (4-метровая линия) или перед нею, ему разрешается переносить другую стопу или любую часть своего тела по воздуху над этой линией и за ее пределы.

Действие вратарей

Действия в площади ворот

Только вратарю разрешается находиться в площади ворот.

Если полевой игрок использует площадь ворот, то принимают следующие решения:

  • бросок вратаря, если игрок команды нападения с мячом заступил в площадь ворот;
  • бросок вратаря, если игрок команды нападения без мяча заступил в площадь ворот и тем самым создал себе преимущество;
  • свободный бросок, если игрок команды защиты заступил в площадь ворот и тем самым создал себе преимущество, но не сорвал голевую атаку;
  • 7-метровый бросок, если игрок команды защиты, используя площадь ворот, сорвал явную возможность взятия ворот.

Считается, что полевой игрок заступил в площадь ворот (в т. ч. и линию площади ворот), если он касается ее любой частью своего тела.

Необходимо помнить, что понятие «вход в площадь ворот» не означает касание линии площади ворот, а означает явный заступ в площадь ворот.

Использование площади ворот не наказывается, если:

  • игрок заступает в площадь ворот после передачи мяча, и это не приводит к потере преимущества для соперника;
  • игрок одной из команд без мяча заходит в площадь ворот и не получает от этого преимущество.

Мяч «вне игры»

Мяч считается «вне игры»:

  • если вратарь контролирует его в площади ворот. Мяч должен быть возвращен в игру броском вратаря.
  • если он лежит на полу в площади ворот и принадлежит команде вратаря, и только вратарь имеет право касаться его. Вратарь должен возвратить мяч в игру.
  • Бросок вратаря также выполняется, если к мячу прикоснулся любой другой игрок той или иной команды.

Мяч в игре

Мяч остается в игре, пока он катится по полу в пределах площади ворот:

  1. Мяч будет принадлежать команде вратаря, как только вратарь сможет коснуться его. Вратарь может поднять его, после чего мяч считается вне игры, и затем возвратить его в игру.
  2. Если к катящемуся мячу прикоснется игрок команды вратаря, то назначается свободный бросок.
  3. Если же к мячу прикоснется игрок соперника, то игра будет продолжена броском вратаря.

Мяч разрешается касаться, если он находится в воздухе над площадью ворот.

Игра должна быть продолжена броском вратаря, если игрок защищающейся команды в процессе защиты касается мяча, который затем ловит вратарь, или если мяч остается лежать в площади ворот.

Мяч, вернувшийся в игровую зону из площади ворот, остается в игре.

Если игрок отыгрывает мяч в площадь собственных ворот, то решения должны быть следующие:

  1. Гол, если мяч попадает в ворота.
  2. Свободный бросок, если мяч остается лежать в площади ворот, или если вратарь касается мяча и он не попадает в ворота.
  3. Бросок из-за боковой линии, если мяч выходит за пределы внешней линии ворот.
  4. Игра продолжается, если мяч пересек площадь ворот и вернулся обратно в игровую зону, при этом вратарь не касался его.

Бросок вратаря

Бросок вратаря назначается, если:

  1. Игрок команды нападения с мячом заступил в площадь ворот, или если он без мяча заступил в площадь ворот и тем самым создал себе преимущество.
  2. Вратарь взял мяч под контроль в площади собственных ворот, или мяч лежит на полу в площади ворот.
  3. Игрок противоположной команды коснулся мяча, который катится в площади ворот.
  4. Мяч пересек внешнюю линию ворот и последним его коснулся вратарь или игрок противоположной команды.

Во всех перечисленных случаях (1-4) мяч находится вне игры. Игра продолжается броском вратаря, если даже имели место нарушения после того, как был назначен бросок вратаря и до его выполнения.

Если команда играла семью полевыми игроками, то для выполнения броска вратаря одного из полевых игроков заменяют на вратаря. И в этом случае судьи принимают решение на предоставление тайм-аута.

Игрокам команды соперника разрешается находиться в непосредственной близости у линии площади ворот, но им не разрешается касаться мяча, пока он полностью не пересечет линию площади ворот.

Бросок вратаря выполняется вратарем без свистка судьи из площади ворот через линию площади ворот и считается выполненным, если мяч, брошенный вратарем, полностью пересек линию площади ворот.

Взятие ворот

Гол засчитывается:

  • если мяч полностью пересек линию ворот при условии, что не было нарушения Правил со стороны игрока, бросавшего мяч, другого члена его команды или официального лица до броска или во время броска. Судья на линии ворот фиксирует взятие ворот двумя короткими свистками и жестом «Гол»;
  • если игрок защищающейся команды допускает нарушение «Правил» в момент полета мяча в ворота;
  • команде соперника, если игрок забрасывает мяч в собственные ворота, за исключением случая, когда вратарь выполняет бросок вратаря;
  • гол засчитывается, если мяч не попадает в ворота по причине вмешательства кого-либо, или чего-либо, не участвующего в игре (зритель и т. п.), и судьи уверены, что мяч в противном случае попал бы в ворота.

Гол не засчитывается, если судья, секундометрист или технический делегат прерывают игру, когда мяч еще не пересек полностью линию ворот.

Фиксирование гола

  1. Гол, который был зафиксирован, не может быть отменен, если судья уже подал свисток на выполнение начального броска.
  2. Судьи должны четко показать (без начального броска), что они засчитали гол, если сигнал на окончание тайма прозвучал сразу же после взятия ворот и до момента, когда начальный бросок может быть выполнен.
  3. Как только судьи зафиксировали взятие ворот, сразу же необходимо изменить счет на табло.

Итог игры

Команда, имеющая большее количество голов по сравнению с соперником, считается победителем.

Игра заканчивается с ничейным результатом, если обе команды имеют одинаковое количество голов или вообще не имеют ни одного гола.

Взятие ворот

Игра мячом

Мяч для гандбола

Круглый мяч изготавливается из кожи или из синтетического материала. мяч состоит из 32 секции. Мячи для мужчин и женщин различаются по размеру и весу.

Размеры женского и мужского мяча в гандболе:

Возраст игроков Размер мяча ИГФ Размер, см Вес, г
Мужчины №3 58-60 см 425-474 г
Юноши старше 16 лет №3 58-60 см 425-474 г
Юноши от 12 до 16 лет №2 54-56 см 325-375 г
Мальчики №1 50-52 см 290-330 г
Женщины №2 54-56 см 325-375 г
Девушки старше 14 лет №2 54-56 см 325-375 г
Девочки от 8 до 14 лет №1 50-52 см 290-330 г

Технические требования для мячей, используемых во всех официальных соревнованиях ФГР, содержатся в Регламенте ИГФ по мячам.

Действия с мячом

Максимальное количество шагов в гандболе с мячом — 3 шага. Как только мяч пойман игроком одной или двумя руками, то необходимо сыграть им в течение трех секунд или сделать не более трех шагов.

Разрешается

  1. Бросать, ловить, останавливать, толкать или ударять мяч, используя ладони (открытые или закрытые), руки, голову, корпус, бедра и колени.
  2. Держать мяч максимально 3 секунды, даже если он лежит на пол.
  3. Делать максимально 3 шага с мячом.
  4. Перекладывать мяч из одной руки в другую.
  5. Играть мячом, стоя на коленях, сидя или лежа на полу; это означает, что можно выполнить и броски из такого положения (например, свободный бросок), но при этом надо помнить, что, согласно Правилу 15.1, часть стопы одной ноги должна находиться на полу.
  6. Стоя на месте или в движении ударить мячом о площадку один раз и снова поймать его одной или двумя руками.
  7. Стоя на месте или в движении многократно ударять мячом о площадку одной рукой (дриблинг), а затем поймать или поднять его снова одной или двумя руками.
  8. Стоя на месте или в движении катить мяч по полу, многократно касаясь его одной рукой, а затем поймать или поднять его снова одной или двумя руками.

Ведение или дриблинг начинается с того момента, когда игрок касается мяча любой частью тела и направляет его к полу. После того как мяч коснулся другого игрока или ворот, игроку вновь разрешается овладеть мячом и сделать ведение и вновь поймать его.

Игрок может вести мяч столько, сколько захочет, до тех пор, пока его рука находится над мячом. После ведения, снова вступает правило трех шагов/трех секунд. Если игрок начнет вести мяч снова, то это будет нарушение «двойное ведение мяча», и мяч снова перейдет к команде противников.

Не разрешается

  1. После того как мяч взят под контроль, касаться мяча более одного раза, прежде чем он коснется пола, другого игрока или ворот.
  2. Касаться мяча ступней, ногой ниже колена, за исключением случая, когда мяч брошен соперником в ногу игрока.
  3. Игра продолжается, если мяч коснулся судьи в пределах игровой площадки.
  4. Выходить игроку с мячом за пределы игровой площадки одной или двумя ногами (если даже мяч еще остается в пределах игровой площадки), например, при уходе от игрока защиты. В этом случае назначается свободный бросок в пользу команды соперника.

Если же игрок команды, владеющей мячом, использует зону за пределами игровой площадки без мяча, то судьи жестом должны заставить данного игрока вернуться на игровую площадку.

Один шаг

Один шаг считается сделанным, если:

  • игрок, стоящий обеими ногами на полу, отрывает одну ступню от пола и вновь ставит ее на пол, или передвигает одну ступню с одного места на другое;
  • игрок, касаясь пола только одной ступней, ловит мяч, а затем касается пола другой ступней.

Игрок, выполняющий бросок

  1. Мяч находится в руке игрока, выполняющего бросок.
  2. Перед выполнением броска, игрок выполняющий бросок, занимает соответствующее для данного броска положение и находится в нем пока бросок не будет выполнен.
  3. В момент выполнения броска, за исключением броска вратаря, игрок, выполняющий бросок, находится в статическом положении и касается пола любой частью одной стопы, пока мяч не покинет его руку. Другая стопа может и не находиться на полу, и игрок может многократно касаться ею пола.
  4. Бросок считается выполненным, как только мяч покинет руку игрока, выполняющего бросок.
  5. Игрок, выполнивший бросок, не имеет права вновь касаться мяча, пока мяч не коснется соперника или ворот.
  6. Гол должен быть засчитан непосредственно после любого броска, за исключением случая, когда мяч попадает в собственные ворота после неудачного исполнения броска вратаря.

Партнеры игрока, выполняющего бросок

  • Партнеры занимают положение в соответствии с требованиями для данного броска и остаются в требуемом положении, пока мяч не покинет руку игрока, выполняющего бросок.
  • Партнеры также не имеют права касаться мяча или выхватывать его при выполнении броска.

Игроки защиты

  • Игроки защиты занимают положение в соответствии с требованиями для данного броска и остаются в таком положении, пока мяч не покинет руку игрока, выполняющего бросок.
  • Неправильное расположение некоторых игроков защиты при выполнении таких бросков, как начальный бросок, бросок из-за боковой линии или свободный бросок, не должно исправляться судьями, если атакующие игроки не теряют преимущество при немедленном выполнении броска.
  • Если же имеет место потеря преимущества, то неправильное расположение игроков должно быть исправлено.

Пассивная игра

Пассивная игра может иметь место во всех фазах атаки команды, то есть на начальном этапе, в момент ее подготовки и на этапе завершения атаки.

Пассивная игра наиболее часто используется в следующих случаях:

  • команда пытается удержать счет в конце игры;
  • команда имеет удаленного игрока;
  • команда соперника является гораздо сильнее, особенно в защите.

Команде не разрешается:

  1. Удерживать мяч без видимых попыток атаковать или выполнить бросок по воротам.
  2. Многократно затягивать выполнение начального броска, свободного броска, броска из-за боковой линии или броска вратаря. Это расценивается как пассивная игра, и команда, владеющая мячом, наказывается свободным броском для соперника, если она не прекращает пассивную игру. Свободный бросок выполняется с места, где находился мяч в момент остановки игры.

Признаки пассивной игры

Признаки понижения динамики игры

  1. Игра поперек площадки без продвижения к воротам.
  2. Атакующие игроки часто перемещаются перед защитниками без попыток войти с ними в контакт.
  3. Отсутствие атакующих действий в глубине защиты, например, игра с защитником один против одного, или использование передачи в зоне между линией площади ворот и линией свободных бросков.
  4. Повторяющиеся передачи мяча между двумя игроками нападения, без каких-либо попыток атаковать ворота.
  5. Передачи мяча со всех позиций (крайних, линейных и полусредних) без каких-либо попыток увеличения темпа игры и подготовки атаки на ворота.

Признаки отсутствия преимущества в пространстве

Признаки отсутствия преимущества в пространстве при игре один против одного:

  • очевидно, что нет возможности создать преимущество при игре один против одного (несколько защитников блокируют возможности для прохода);
  • игра один против одного без попыток создания условий для броска по воротам;
  • при игре один против одного, действия нападающего направлены на создание условий для назначения свободного броска для своей команды (например, создаются условия для его захвата, а возможность для выполнения броска не используется).

Признаки активной защиты

  1. Отсутствие нарушений, вызывающих прерывания в игре.
  2. Перекрытие пути передвижения нападающих, например, с помощью двух защитников.
  3. Выдвижение вперед для блокировки передачи.
  4. Выдвижение игроков защиты вперед, вынуждая нападающих отойти назад.
  5. Создание условий, вынуждающих нападающих возвратить мяч далеко назад.

Предупреждения за пассивную игру

Если имеет место тенденция к пассивной игре, то используется предупреждающий жест. Тем самым команде, владеющей мячом, предоставляется возможность изменить методы ведения атаки и избежать потери мяча.

Если же атакующие действия команды не изменились после предупреждающего жеста, то судьи могут подать свисток за пассивную игру в любой момент.

Если атакующая команда не выполнила бросок по воротам после 6 (шести) передач, то назначается свободный бросок против атакующей команды.

В определенных ситуациях судьи могут назначить свободный бросок против команды, владеющей мячом, и без использования предупреждающего жеста, например, когда игрок умышленно отказывается от попытки использовать явную возможность взятия ворот.

Начальный бросок

Игра начинается с начального броска. Начальный бросок осуществляется из центра площадки. Игрок, выполняющий центральный бросок, одной ногой должен находиться на центральной линии. Остальные игроки должны находиться на своей половине площадки.

Правило «Начальный бросок»

  1. Начальный бросок в начале игры выполняет команда, которая в результате жеребьевки выбрала мяч. В этом случае соперник имеет право выбрать ворота. Соответственно, если команда, которая выиграла жеребьевку, предпочитает выбрать ворота, то соперник выполняет начальный бросок.
  2. Перед началом второго тайма команды меняются воротами. Начальный бросок в начале второго тайма выполняет команда, которая не выполняла начальный бросок в начале игры.
  3. Каждый раз при назначении дополнительного времени проводится жеребьевка, и все изложенные выше рекомендации применимы также и к игре в дополнительное время.
  4. После взятия ворот игра продолжается начальным броском, который выполняет команда, в ворота которой был заброшен мяч.
  5. Начальный бросок выполняется с центра игровой площадки в любом направлении (допускается отклонение от центра вдоль центральной линии около 1,5 метра).
  6. Начальный бросок выполняется по свистку в течение 3-х секунд.
  7. Игрок, выполняющий начальный бросок, устанавливает хотя бы одну стопу на центральную линию, а вторую стопу на линию или за нею и остается в таком положении, пока мяч не покинет его руку.
  8. Партнеры игрока, выполняющего начальный бросок, не имеют право пересекать центральную линию, пока не прозвучит свисток.
  9. При выполнении начального броска в начале каждого тайма (включая все таймы дополнительного времени), все игроки находятся на своей половине игровой площадки.
  10. При выполнении начального броска после взятия ворот, игроки команды, забросившие мяч, могут находиться на обеих половинах игровой площадки.
  11. Игроки команды соперника располагаются не ближе 3-х метров от игрока, выполняющего начальный бросок.

Бросок из-за боковой линии

Бросок из-за боковой линии назначается:

  • если мяч полностью пересек боковую линию, или когда полевой игрок защищающейся команды последним коснулся мяча, после чего мяч пересек внешнюю линию ворот его команды;
  • если мяч коснулся потолка или его конструкции над игровой площадкой.

Бросок из-за боковой линии выполняется:

  • без свистка судей соперником команды, игрок, которой последним коснулся мяча до пересечения им линии или касания потолка или его конструкции;
  • с места, где мяч пересек боковую линию;
  • с места пересечения боковой линии с внешней линией ворот со стороны боковой линии, если мяч пересек внешнюю линию ворот;
  • с точки боковой линии, которая расположена ближе к месту касания мяча потолка или его конструкции, если же мяч коснулся потолка или его конструкции.

Игрок, выполняющий бросок, ставит стопу ноги на боковую линию и остается в таком положении, пока мяч не покинет его руку. Положение другой стопы не регламентируется.

При выполнении броска из-за боковой линии игроки команды соперника должны находиться не ближе 3-х метров от игрока, выполняющего бросок. Это требование не соблюдается для игроков, которые располагаются непосредственно у линии площади их собственных ворот.

Свободный бросок

Решение на выполнение свободного броска

Судьи прерывают игру и возобновляют ее свободным броском для команд, когда:

  • команда, владеющая мячом, допускает нарушение Правил, которое приводит к потере мяча;
  • команда соперника допускает нарушение Правил, в результате чего команда, владеющая мячом, теряет его.

Свободный бросок используется для возобновления игры в определенных случаях, при которых игра была прервана (например, когда мяч был в игре), даже если не было никакого нарушения Правил:

  • если команда владела мячом во время остановки игры, то она и продолжает им владеть;
  • если ни одна из команд не владела мячом, то команда, которая владела мячом последней, вновь получает право на владение им.

Если назначается свободный бросок против команды, которая владела мячом во время свистка судьи, то игрок, который владел мячом в этот момент, должен немедленно отпустить мяч или положить его на пол, чтобы можно было сразу же продолжить игру.

Выполнение свободного броска

Свободный бросок выполняется без свистка судьи и с того места, где было допущено нарушение. Существуют ситуации (например, за пассивную игру), когда свободный бросок выполняется по свистку с места, где мяч был в момент остановки.

Свободный бросок никогда не может быть выполнен из площади собственных ворот команды, или в пределах зоны, ограниченной линией свободных бросков соперника.

Если правильным местом выполнения свободного броска является линия свободных бросков защищающейся команды, то выполнение броска должно производиться точно с этого места. Но, чем дальше это место находится от линии свободных бросков защищающейся команды, тем больше допускается отклонение выполнения свободного броска от точного места. Этот допуск постепенно увеличивается до 3-х метров, если место выполнения свободного броска находится у площади собственных ворот команды, выполняющей бросок.

Игроки команды, получившей право на выполнение свободного броска, не должны касаться или пересекать линию свободных бросков соперника, пока не будет выполнен свободный бросок.

Если свободный бросок выполняется по свистку, и игрок атакующей команды коснулся или пересек линию свободных бросков до того, как мяч покинул руку игрока, выполняющего свободный бросок, то назначается свободный бросок для команды защиты.

При выполнении свободного броска игроки команды соперника должны находиться не ближе 3-х метров от игрока, выполняющего бросок. Однако, им разрешается располагаться в непосредственной близости от линии площади собственных ворот, если свободный бросок выполняется с линии свободных бросков.

Выполнение свободного броска после финального сигнала

Во многих случаях выполнение свободного броска после финального сигнала не представляет интереса для команды, выполняющей бросок по воротам, особенно, когда ясен результат игры, или когда место выполнения свободного броска расположено слишком далеко от ворот соперника.

Свободный бросок в этом случае все же выполняется. Игрок, занявший правильную позицию для броска, может просто выбросить мяч или отдать его в руки судьи.

Судьи обязаны создать условия для игроков обеих команд, позволяющих быстро и без ошибок занять исходное положение для выполнения свободного броска без промедления.

7-метровый бросок

7-метровый бросок назначается, если:

  • игрок или официальное лицо команды соперника сорвал явную возможность взятия ворот запрещенными действиями в любом месте игровой площадки;
  • имеет место необоснованный свисток при явной возможности взятия ворот;
  • сорвана явная возможность взятия ворот в результате вмешательства кого-либо, не принимающего участие в игре, например, зрителем, выбежавшим на игровую площадку, или при постороннем свистке, по причине которого игроки остановились;
  • имеет место неспортивное поведение: грубое, экстремальное;
  • наступил форс-мажора, например, неожиданное отключение освещения при явной возможности взятия ворот.

Если имеет место ситуация для назначения 7-метрового броска, то судьи должны воздержаться от вмешательства до тех пор, пока они четко не определят, что решение на 7-метровый бросок действительно является обоснованным и необходимым.

Если же игрок нападающей команды имеет возможность забросить мяч в ворота, несмотря на запрещенные действия защитников, то совершенно очевидно, что нет необходимости в назначении 7-метрового броска.

Если становится очевидным, что игрок действительно потерял контроль над мячом или своим телом в связи с нарушением, и вследствие данного нарушения потеряна явная возможность взятия ворот, тогда необходимо назначить 7-метровый бросок.

При назначении 7-метрового броска судьи могут предоставить тайм-аут, но только в тех случаях, когда имеет место явная затяжка игрового времени.

Выполнение 7-метрового броска

Действия игроков при выполнении 7-метрового броска:

  1. Бросок выполняется как бросок по воротам в течение 3-х секунд после свистка судьи.
  2. Игрок, выполняющий бросок, занимает положение за 7-метровой линией, но не дальше 1 метра от нее. Игроку запрещено касаться или пересекать 7-метровую линию, пока мяч не покинет его руку.
  3. Партнеры игрока, выполняющего бросок, находиться за линией свободных бросков и остаются в таком положении, пока мяч не покинет его руку. В случае нарушения данного требования назначается свободный бросок против команды, выполняющей 7-метровый бросок.
  4. Команды соперника остаются за линией свободных бросков и на расстоянии не менее 3-х метров от линии 7-метрового броска, пока мяч не покинет руку игрока, выполняющего бросок. В случае нарушения этого требования, 7-метровый бросок повторяется, если мяч не был заброшен в ворота, но без персонального наказания.
  5. 7-метровый бросок повторяется, если до того, как мяч покинет руку игрока, выполняющего бросок, вратарь пересек линию ограничения, т. е. 4-метровую линию, и мяч не был заброшен в ворота, но без персонального наказания.
  6. Замена вратарей не допускается, как только игрок, выполняющий 7-метровый бросок, готов к его выполнению и занимает требуемое положение с мячом в руке.
  7. Любая попытка произвести замену вратаря в данной ситуации подлежит наказанию за неспортивное поведение.

Игрок, выполняющий бросок, или его партнеры не имеют права снова играть мячом после выполнения 7-метрового броска, пока мяч не коснется соперника или ворот.

Наказания

Предупреждение

Предупреждение является наказанием, которое используется:

  • при нарушениях, которые подлежат прогрессивному наказанию;
  • при неспортивном поведении, которое подлежит прогрессивному наказанию.
  1. Игрок не может получить более одного предупреждения, а игроки одной команды не могут получить вместе более 3-х предупреждений; после этого наказание должно быть, по крайней мере, 2-минутным удалением.
  2. Игрок, который уже имел удаление на 2 минуты, не может затем получить предупреждение.
  3. Официальные лица одной команды могут получить вместе не более одного предупреждения.

Судья выносит предупреждение виновному игроку или официальному лицу поднятием желтой карточки, информируя об этом и секретаря/секундометриста.

Удаление

2-минутное удаление является наказанием, которое используется:

  • при нарушении «Правила замены»;
  • когда дополнительный игрок выходит на игровую площадку;
  • когда игрок вмешивается в игру из зоны запасных;
  • при нарушениях, когда игрок уже имеет предупреждение, или игроки команды уже получили максимальное количество предупреждений;
  • при нарушениях, когда виновный игрок не учитывает опасные последствия своих действий для здоровья соперника;
  • при неспортивном поведении, когда игрок уже имеет предупреждение, или игроки команды уже получили максимальное количество предупреждений;
  • при неспортивном поведении официального лица команды, если кто-либо из официальных лиц уже имел предупреждение;
  • при неспортивном поведении игрока или официального лица команды при которых сразу же используется 2-минутное удаление, независимо от того имел ли данный игрок или официальное лицо предупреждение или нет;
  • при прямой дисквалификации игрока или официального лица команды;
  • при неспортивном поведении игрока до возобновления игры, после того как он был удален на 2 минуты.

Время удаления всегда равно 2 минутам игрового времени. Третье удаление одного и того же игрока всегда сопровождается его дисквалификацией.

  1. На всех официальных лиц команды допускается только одно 2-минутное удаление. Если официальное лицо команды подлежит удалению на 2 минуты, то ему разрешено оставаться в зоне запасных и продолжать выполнять свои обязанности. Однако, команда сокращается на одного игрока на игровой площадке в течение 2-х минут
  2. После тайм-аута судья должен четко показать удаление виновному игроку или официальному лицу команды с помощью жеста, информируя об этом и секретаря/секундометриста.
  3. Удаленный игрок не имеет права участвовать в игре в течение времени его удаления, а команде не разрешается заменять его на игровой площадке.
  4. Время удаления начинает отсчитываться по свистку судьи на возобновление игры.
  5. Остаток времени 2-минутного удаления переносится на второй тайм игры, если оно полностью не закончилось к концу первого тайма. Это Правило действует как в основное время, так и при дополнительном времени.
  6. Если время 2-минутного удаления игрока не истекло после окончания дополнительного времени, то он и в дальнейшем не имеет права принимать участие в игре, например, при выполнении 7-метровых бросков.

Дисквалификация

Дисквалификация является наказанием, которое используется:

  • когда игрок, который подвергает опасности здоровье атакующего соперника;
  • при грубом неспортивном поведении игрока или официального лица команды на игровой площадке или за ее пределами или при экстремальном неспортивном поведении;
  • при неспортивном поведении кого-либо из официальных лиц команды, если они уже имели предупреждение и 2-минутное удаление;
  • при третьем 2-минутном удалении одного и того же игрока;
  • при грубом или повторяющемся неспортивном поведении во время остановки игры, например, при выполнении 7-метрового броска.

Дисквалификация игрока или официального лица команды всегда действует до конца игрового времени.

  1. После тайм-аута судья должен четко зафиксировать дисквалификацию виновному игроку или официальному лицу с помощью жеста и поднятием красной карточки, информируя об этом и секретаря/секундометриста.
  2. Игрок или официальное лицо должны немедленно покинуть игровую площадку и зону запасных. После этого ни игрок, ни официальное лицо не имеют права поддерживать какие-либо контакты с командой.
  3. Дисквалификация игрока или официального лица команды на игровой площадке или за ее пределами в игровое время всегда сопровождается 2-минутным удалением. Это означает, что численный состав команды на игровой площадке сокращается на одного игрока.
  4. Если игрок, который только что был дисквалифицирован (прямая дисквалификация или в связи с третьим удалением), допускает грубое или экстремальное неспортивное поведение до возобновления игры, то команда наказывается дополнительно, и состав команды на игровой площадке сокращается на одного в течение 4-х минут.
  5. При дисквалификации подается письменный рапорт в соответствующие органы для дальнейшего рассмотрения. Судьи показывают синюю карточку, которую используют после красной карточки.

Наказания за более одного нарушения в одной и той же ситуации

Если игрок или официальное лицо команды допускают более чем одно нарушение одновременно или последовательно до возобновления игры, и за эти нарушения должны быть наказания различной степени, то, используется только одно, самое строгое из них.

Дополнительно состав команды на игровой площадке сокращают на одного игрока на 4-е минуты за действие игрока, который:

  • только что был дисквалифицирован (прямая дисквалификация или после третьего удаления), допускает неспортивное поведение до возобновления игры;
  • уже был наказан 2-минутным удалением, допускает грубое или экстремальное неспортивное поведение до возобновления игры, получает дисквалификацию;
  • только что был дисквалифицирован (прямая дисквалификация или в связи с третьим удалением), допускает грубое или экстремальное неспортивное поведение до возобновления игры.

Если игрок, который уже был наказан 2-минутным удалением, допускает неспортивное поведение до возобновления игры, то он наказывается дополнительно 2-минутным удалением. Если же это дополнительное удаление является третьим, то этот игрок подлежит дисквалификации.

Нарушения и наказания

Если команда совершает нарушения, то соперникам присуждается мяч, боковой бросок, свободный бросок или бросок вратаря.

Основные нарушения:

  • Пассивная игра.
  • Запугивание противника мячом.
  • Выхватывание или выбивание мяча из рук соперника.
  • Контакт с мячом ногой ниже колена.
  • Бросание за мячом, который лежит на полу, не катится и не двигается.
  • Вытягивание руки или ноги, для того, чтобы толкнуть, задержать, поставить подножку или атаковать защитника.

Разрешенные действия

Разрешается:

  • использовать открытую ладонь для отбора мяча у другого игрока;
  • использовать согнутые руки при физическом контакте с соперником, контролируя его передвижение;
  • использовать корпус для блокировки соперника в борьбе за выбор позиции.

Блокировка соперника заключается в предотвращении возможности выбора им свободного места. Постановка блока, и его удержание, должно быть сделано в пассивной манере по отношению к сопернику.

Нарушения без наказания

Не разрешается:

  • вырывать или выбивать мяч из рук соперника;
  • блокировать или отталкивать соперника ладонями, руками или ногами, или использовать любые части тела для его выталкивания, а также опасное использование локтя, как в статическом положении, так и в движении;
  • держать соперника (за корпус или за форму), даже если он остается свободным;
  • набегать или прыгать на соперника.

Спортсмену, нарушившего запреты, персонального наказания не применяются.

Нарушения, требующие персонального наказания

Действия, которые направлены, главным образом или исключительно, только против соперника, сопровождаются персональным наказанием.

Кроме свободного или 7-метрового броска назначается прогрессивное наказание, начиная с предупреждения, затем 2-минутное удаление и дисквалификация.

Нарушения, требующие сразу же удаления на 2 минуты

Игрока, когда он не учитывает опасные последствия своих действий для здоровья соперника, удаляют на 2 минуты, независимо от того, получал ли игрок предупреждение раньше.

Нарушения, требующие немедленного удаления виновного игрока на 2 минуты:

  • нарушения высокой интенсивности или нарушения против соперника, который перемещается с высокой скоростью;
  • удерживание соперника длительное время или опрокидывание его;
  • нарушения, связанные с физическими действиями в область головы, горла или шеи;
  • сильные удары по корпусу или по руке соперника при выполнении броска;
  • воздействия на соперника, в результате которых он теряет контроль над своим телом (например, захват ноги/ступни соперника во время прыжка);
  • набегание или прыжки на соперника с большой скоростью.
Грубое нарушение против крайнего

Нарушения, при которых используется дисквалификация

Игрок, который подвергает опасности здоровье атакующего соперника, должен быть дисквалифицирован. Нанесение значительного ущерба здоровью соперника является результатом наиболее интенсивных нарушений в ситуациях, когда соперник полностью не готов к действиям нарушителя и, соответственно, не способен защитить себя.

Ситуация, когда нарушения в виде незначительных физических толчков заканчиваются дисквалификацией игрока — физические толчки соперника совершаются в момент бега или прыжка, когда соперник не может противостоять этому нарушению.

Дисквалификация вратаря

Если вратарь покидает площадь ворот с целью перехвата передачи мяча сопернику, то в этим случаи он не имеет права допускать действия, которые являются опасными для здоровья соперника.

Вратаря дисквалифицируют, если он:

  • овладев мячом, допускает столкновение с соперником;
  • не поймав мяч или не взяв его под контроль, допускает столкновение с соперником.

Если судьи определили одну из перечисленных ситуаций и уверены, что если бы не имели место запрещенные действия вратаря, то соперник овладел бы мячом, назначается также 7-метровый бросок.

Дисквалификация при особо опасных, крайне неосторожных, умышленных или злонамеренных нарушениях дополнительно сопровождается написанием рапорта.

Если нарушения совершаются на последних 30 секундах игры с целью предотвращения взятия ворот, то эти действия расцениваются как «экстремальное неспортивное поведение» и подлежат наказанию в соответствии с правилом о неспортивном поведении.

Неспортивное поведение

Под неспортивным поведением понимаются любые устные и не устные выражения протеста, которые не связаны с духом хорошего спортивного соперничества. Это относится ко всем игрокам и официальным лицам команд, как на площадке, так и за ее пределами.

При неспортивном поведении, грубом неспортивном поведении, экстремальном неспортивном поведении используются четыре вида наказаний:

  1. Действия, которые наказываются прогрессивно.
  2. Действия, требующие прямого 2-минутного удаления.
  3. Действия, требующие дисквалификации.
  4. Действия, требующие дисквалификации и письменного рапорта.

Неспортивное поведение, при котором используется прогрессивное наказание

Случаи неспортивного поведения, за которые виновный игрок наказывается прогрессивно, начиная с предупреждения:

  • протесты против решения судей, выраженные словесно или жестами, с целью отмены этого решения;
  • воздействие на соперника или товарища по команде словесно, с помощью жестов или криков, чтобы отвлечь соперника;
  • запрещенные действия при выполнении стандартного броска соперником, например, нарушение Правила 3 метров, и другие нарушения;
  • использование симуляции с целью ввести в заблуждение судей относительно действий соперника, или для усиления нарушения, чтобы судьи приняли решение на тайм-аут или несправедливо наказали соперника;
  • активное использование ног или ступней для блокировки броска или паса; чисто рефлекторное движение, например, смыкание ног вместе, не должно наказываться;
  • повторяющееся использование площади ворот по тактическим причинам.

Не наказывается чисто рефлекторное движение, например, смыкание ног вместе.

Неспортивное поведение, при котором используется 2-минутное удаление

Виды неспортивного поведения, при которых сразу же используется 2-минутное удаление, независимо от того имел ли данный игрок или официальное лицо предупреждение или нет:

  • протесты, выражающиеся громкими выкриками, жестами или провокационными действиями;
  • при решении против команды владеющей мячом, например, игрок с мячом не оставляет мяч сразу же сопернику, прекратив ведение, или положив мяч на пол;
  • блокировка доступа к мячу, когда мяч находится в зоне запасных.

Грубое неспортивное поведение, при котором используется прямая дисквалификация

Виды грубого неспортивного поведения, при которых используется дисквалификация:

  • отброс мяча или удар им в демонстративной форме после решения судей;
  • вратарь в демонстративной форме отказывается отражать 7-метровый бросок;
  • преднамеренный бросок мяча в соперника во время остановки игры, если же это было сделано с большой силой и с небольшого расстояния, расценивается как «особо опасное действие»;
  • игрок, выполняющий 7-метровый бросок, попадает мячом в голову вратарю, и вратарь в ходе броска не менял положение головы;
  • игрок, выполняющий свободный бросок, попадает мячом в голову защитнику, и защитник в ходе броска не менял положение головы;
  • акт мести в ответ на нарушение.

Игрок, выполняющий 7-метровый бросок или свободный бросок, не имеет права подвергать опасности вратаря или защитника.

Экстремальное неспортивное поведение

За экстремальное неспортивное поведение виновному игроку судьей назначается прямая дисквалификация и пишется рапорт.

  1. Нарушения:
  • оскорбительные или угрожающие действия, направленные на другого человека, например, судью, секундометриста, секретаря, технического делегата, официальное лицо команды, игрока, зрителя. Действия могут быть в словесном виде или в виде жестикуляции (например, мимикой лица, жестами рук и частями тела, физическим воздействием тела);
  • вмешательство во время игры со стороны официального лица команды или игрока, сорвавшего явную возможность взятия ворот, выйдя на игровую площадку, не имея на это права, или из зоны запасных.

За описанные нарушения судьи обязаны написать рапорт после окончания игры, чтобы соответствующие органы имели возможность принять решение для дальнейшего наказания виновного.

  1. Нарушения:
  • если на последних 30 секундах матча мяч находится вне игры, а игрок или официальное лицо команды мешает или затягивает выполнение броска соперником, чтобы не допустить бросок по воротам или сорвать явную возможность взятия ворот, то виновный игрок/официальное лицо команды подлежит дисквалификации и назначается 7-метровый бросок команде соперника. Это наказание используется при любых нарушениях (например, незначительное физическое воздействие, вмешательство при выполнении бросков и пасов, создание помехи при овладении мячом, задержка мяча);
  • если на последних 30 секундах матча мяч находится в игре, а соперники игроки или официальные лица допускают нарушения тем самым, не позволяя команде соперника выполнить бросок по воротам или использовать явную возможность взятия ворот, то виновный игрок или официальное лицо подлежат дисквалификации, согласно соответствующим Правилам, и назначается 7-метровый бросок.

За описанные нарушения назначается 7-метровый бросок команде соперника.

Если имели место нарушения игрока или официального лица, при этом было взятие ворот до остановки игры, то 7-метровый бросок не назначается.

Команда

Состав команды в чемпионате России, Кубке России, первенстве России, всероссийских и межрегиональных соревнованиях:

  • состав команды (мужчины, женщины) — не более 28 спортсменов и не более 6 официальных лиц.
  • состав команды (кроме мужчин, женщин) — не более 18 спортсменов и не более 4 официальных лиц.

Возрастные группы

В соответствии с Регламентами проведения соревнований ИГФ и ЕГФ соревнования проводятся в следующих возрастных группах:

  1. Мужчины, женщины.
  2. Юниоры (до 22 лет) и юниорки (до 21 года).
  3. Юниоры (до 21 года) и юниорки (до 20 лет).
  4. Юноши (до 20 лет) и девушки (до 19 лет).
  5. Юноши (до 19 лет) и девушки (до 18 лет).
  6. Юноши (до 18 лет) и девушки (до 17 лет).
Рекомендуем к прочтению

Порядок допуска команд

Перечень основных документов, представляемых на комиссию по допуску спортсмена:

  1. Оригинал документа, удостоверяющего личность спортсмена (паспорт или свидетельство о рождении).
  2. Справка о состоянии здоровья, которая является основанием для допуска к спортивным соревнованиям (медицинские осмотры участников спортивных соревнований осуществляются медицинскими учреждениями, которым разрешено проведение углубленных медицинских обследований спортсменов).
  3. Страховой полис обязательного медицинского страхования.
  4. Страховой полис дополнительного медицинского страхования (страховое покрытие не менее 250 000 рублей).
  5. Зачетная классификационная книжка.

Организатор соревнований вправе запросить дополнительные документы.

Права и обязанности участников соревнований

Спортсмен обязан:

  • пройти комиссию по допуску;
  • знать и строго соблюдать Правила и программу соревнований;
  • выполнять требования судей;
  • соблюдать общепринятые нормы поведения, быть корректным по отношению к участникам, судьям, лицам, проводящим и обслуживающим соревнования, а также по отношению к зрителям;
  • обмениваться с соперниками рукопожатием до и после встречи.

Спортсмен имеет право:

  • своевременно получать информацию о ходе соревнований, календаре игр, изменениях в программе соревнований;
  • обращаться в судейскую коллегию через официального представителя команды.

Игровая форма для гандбола

  • Все полевые игроки команды одевают спортивную обувь и единую игровую форму для гандбола.
  • Комбинация цветов и дизайн формы двух команд должны четко отличаться друг от друга.
  • У вратаря форма отличается от цвета формы полевых игроков обеих команд и вратаря(ей) команды соперника.
  • Высота цифры (1-99), обозначающая номер игрока — не менее 20 см на спине и не менее 10 см на груди.
  • Цвет номеров должен четко отличаться от цветов и дизайна футболки.
  • За игроками, которые выполняют обязанности, как полевого игрока, так и вратаря, закрепляется один и тот же номер.
  • Запрещены: защита для головы, маски для лица, браслеты, часы, кольца, видимые пирсинги, ожерелья и цепочки, серьги, очки без защиты или в жесткой оправе или любые другие предметы, которые могут быть опасными.
  • Разрешены: плоские кольца, маленькие сережки, видимый пирсинг, если они закрыты таким образом, что больше не будут представлять опасности для игроков, повязки и спортивные платки на голове, капитанская повязка из мягких эластичных материалов.

Правило «Команда»

  1. Команда состоит из 14 игроков.
  2. Не более 7 игроков одновременно могут находиться на игровой площадке. Остальные игроки являются запасными.
  3. Игрок, заявленный в качестве вратаря, может в любое время стать полевым игроком.
  4. Полевой игрок может в любое время стать вратарем.
  5. Если команда играет без вратаря, то в это время максимум семь полевых игроков имеют право находиться на игровой площадке.
  6. В начале игры команда должна иметь не менее 5 игроков на игровой площадке.
  7. Количество игроков команды может быть увеличено до 14 в любой момент на протяжении игры, включая и дополнительное время.
  8. В играх чемпионата, Кубка России, первенства России количество игроков, участвующих в игре, не должно быть больше 16.

Позиции (амплуа) игроков в гандболе

1. Вратарь.

2. Угловые или крайние. Играют на флангах, как правило, ловкие, техничные и быстрые игроки. Чаще всего левый крайний бросает правой рукой для увеличения угла атаки, а правый крайний — левой.

3. Центральный или разыгрывающий. Играет по центру поля, часто выполняет функции разыгрывающего игрока. Для него важно умение отдавать передачи и видение поля.

4. Полусредние. Играют между угловыми и центром. Как правило, это рослые игроки с сильным броском.

5. Линейный. Играет на 6-метровой линии. Его задача — мешать обороне противника, бороться за отбитые вратарём противника мячи. Как правило линейный — крепкий и коренастый.

Замены игроков

  1. Запасные игроки в любое время могут многократно выходить на игровую площадку без разрешения секундометриста/секретаря, как только заменяемые игроки покинут игровую площадку.
  2. Игроки должны всегда выходить на игровую площадку и покидать ее только через линию замены своей команды.
  3. Правила замены действуют также и при тайм-ауте (за исключением командного тайм-аута).
  4. Игрок, совершивший неправильную замену, удаляется на 2 минуты.
  5. Если более одного игрока одной команды нарушают Правила замены в одной ситуации, то только первый игрок, допустивший нарушения, должен быть наказан.
  6. Если дополнительный игрок вышел на игровую площадку без замены, или если игрок вмешивается в игровую ситуацию из зоны запасных, то он удаляется на 2 минуты.
  7. Команда сокращается на одного игрока на игровой площадке в течение следующих 2-х минут (вышедший на площадку дополнительный игрок должен будет покинуть игровую площадку).
  8. Если удаленный игрок вышел на игровую площадку до окончания времени 2-минутного удаления, то он должен быть удален дополнительно на 2 минуты. При этом кроме удаленного игрока, команда сокращается еще на одного игрока в течение времени, которое оставалось у удаленного игрока до выхода на игровую площадку после первого удаления.
  9. В обоих случаях игра возобновляется свободным броском команды соперника.
Технология спорта: Гандбол

Судейство игры в гандбол

Для проведения соревнований назначается судейская коллегия. В ее состав входит главный судья, один или несколько заместителей, главный секретарь, 2 судьи и секретарь. В зависимости от статуса соревнований состав судейской коллегии в гандболе утверждается ФГР, региональной спортивной федерацией по виду спорта «гандбол» или организацией, проводящей соревнования.

  1. Главная судейская коллегия: главный судья, заместитель главного судьи, главный секретарь, заместитель главного секретаря.
  2. Судейская бригада: 2 судьи, секретарь, секундометрист.
  3. Технический делегат.
  4. Информатор.
  5. Оператор электронного табло.

В официальных играх всегда присутствует два рефери, один для поля, другой для ворот. Их решения считаются окончательными.

Обучающие видеотесты для судей

Жесты судей

Список жестов:

  1. Заступ площади ворот.
  2. Ошибка ведения.
  3. Пробежка или удержание мяча более 3-х секунд.
  4. Захват, удержание или толчок.
  5. Удар.
  6. Нарушение нападающего.
  7. Бросок из-за боковой линии — направление.
  8. Бросок вратаря.
  9. Свободный бросок — направление.
  10. Соблюдение 3-метровой дистанции.
  11. Пассивная игра.
  12. Гол.
  13. Предупреждение (желтая карточка), дисквалификация (красная карточка), информация о написании рапорта (синяя карточка).
  14. Удаление (2 минуты).
  15. Тайм-аут.
  16. Разрешение для 2-х лиц (кто имеет право на участие) выйти на игровую площадку во время тайм-аута
  17. Предупреждающий жест за пассивную игру.


При назначении броска из-за боковой линии или свободного броска, судьи жестом должны немедленно показать направление броска (жесты 7 или 9).

Только после того как будет использован соответствующий обязательный жест, используются жесты персонального наказания (жесты 13-14).

Если необходимо объяснить причину назначения свободного броска или 7-метрового броска, то используется один из жестов 1-6 и 11. Однако, жест 11 должен всегда использоваться в ситуациях, когда решение на свободный бросок при пассивной игре было принято без использования жеста 17.

Жесты 12, 15 и 16 являются обязательными в соответствующих ситуациях.

Жесты 8, 10 и 17 используются, когда судьи считают это необходимым.

Рекомендации при подсчете «6 передач»

Ситуации до выполнения 6-го паса

Действие атакующего 1 Действие защитника Действие атакующего 2 Продолжение игры Решение
1. Пас партнеру Без контакта с мячом Мяч под контролем Игра продолжается Пас засчитывается
2. Пас партнеру Касание мяча Мяч под контролем Игра продолжается Пас засчитывается
3. Пас партнеру Блокирование мяча, мяч возвращается к атакующему 1 Нет контакта с мячом Игра продолжается Пас засчитывается
4. Пас партнеру Направляет мяч за боковую линию или внешнюю линию ворот Нет контакта с мячом Бросок из-за боковой линии Пас не засчитан
5. Пас партнеру Фол на атакующем 1 при передаче Мяч не взят под контроль Свободный бросок для атакующих Пас не засчитан
6. Пас партнеру Фол на атакующем 2 при передаче Мяч не взят под контроль Свободный бросок для атакующих Пас не засчитан
7. Бросок по воротам Вратарь отбивает мяч, или мяч отскакивает от ворот Атакующие снова берут мяч под контроль Игра продолжается Подсчет обнуляется
8. Бросок по воротам Вратарь отбивает мяч, или мяч касается защитников и отскакивает от ворот Мяч ушел за боковую линию Бросок из-за боковой линии для атакующих Подсчет обнуляется
9. Бросок по воротам Нет действий Нет действий Гол, начальный бросок Атака закончена
10. Бросок по воротам Вратарь взял мяч под контроль Нет действий Бросок вратаря Атака закончена
11. Бросок по воротам Вратарь отбивает мяч, или мяч отскакивает от ворот Защитник ловит мяч Игра продолжается Мяч потерян. Атака закончена
12. Бросок по воротам Блок защиты. Мяч выходит за боковую или линию ворот Нет действий Бросок из-за боковой линии для атакующих Пас не засчитан
13. Бросок по воротам Защитник блокирует мяч Мяч под контролем Игра продолжается Пас засчитывается
14. Бросок по воротам Защитник блокирует мяч Атакующий игрок 1 берет мяч под контроль снова Игра продолжается Пас засчитывается

Ситуации после выполнения 6-го паса

Действие атакующего 1 Действие защитника Действие атакующего 2 Продолжение игры Решение
1. Пас партнеру Нет действий Мяч под контролем Свободный бросок защиты Пассивная игра
2. Бросок по воротам Защитник касается мяча Мяч под контролем Игра продолжается Разрешается дополнительный пас
3. Бросок по воротам Защитник блокирует мяч Нападающий берёт мяч под контроль Игра продолжается Разрешается дополнительный пас
4. Бросок по воротам Защитник блокирует мяч Атакующий 1 берёт мяч под контроль Игра продолжается Разрешается дополнительный пас
5. Бросок по воротам Блок защиты. Мяч выходит за боковую или за линию ворот Нет действий Бросок из-за боковой линии для атакующего Разрешается дополнительный пас
6. Бросок по воротам Фол на атакующем 1 во время броска Мяч не взят под контроль Свободный бросок для атакующих Разрешается дополнительный пас
7. Бросок по воротам Вратарь отбивает, или мяч отскакивает от ворот Атакующие берут мяч под контроль Игра продолжается Подсчет обнуляется
8. Бросок по воротам Вратарь отбивает, или мяч отскакивает от ворот Мяч выходит за боковую линию Бросок из-за боковой линии для атакующих Подсчет обнуляется
9. Бросок по воротам Нет действий Нет действий Гол. Начальный бросок Атака закончена
10. Бросок по воротам Вратарь взял мяч под контроль Нет действий Бросок вратаря Атака закончена
11. Бросок по воротам Вратарь отбивает, или мяч отскакивает от ворот Защитник ловит мяч Игра продолжается Мяч потерян. Атака закончена

Вид и характер проведения соревнований

Соревнования по гандболу проводятся по системам:

  • круговая система;
  • круговая система с разбиванием на подгруппы;
  • плей-офф (олимпийская система с выбыванием).

Чемпионат России

Чемпионат России в спортивной дисциплине «гандбол» проводится в общей группе среди команд суперлиги, высшей лиги и первой лиги в два этапа:

  • первый этап — по круговой системе (игры с разъездами);
  • второй этап — серия плей-офф (олимпийская система с выбыванием).

Система начисления очков

Система начисления очков в чемпионате России:

  • победа — 2 очка,
  • ничья — 1 очко,
  • поражение — 0 очков.

Места команд определяются по наибольшей сумме набранных очков.

При равенстве очков у двух и более команд места определяют по наибольшему количеству:

  • очков в играх между этими командами;
  • заброшенных мячей на поле соперника в играх между этими командами (только для 2-х команд);
  • заброшенных мячей в играх между этими командами (для 3-х и более команд);
  • количеству побед во всех матчах соревнования;
  • количеству заброшенных мячей во всех матчах соревнования.

или:

  • лучшей разнице заброшенных и пропущенных мячей в играх между этими командами;
  • лучшей разнице заброшенных и пропущенных мячей во всех матчах соревнования.

Кубок России

Кубок России в спортивной дисциплине «гандбол» проводится в два этапа:

  • первый этап — серия плей-офф (олимпийская система с выбыванием);
  • второй этап — финал 4х команд (олимпийская система с определением места каждой команде).

Кубок России в спортивной дисциплине «пляжный гандбол» по системе плей-офф (олимпийская система с выбыванием).

В спортивной дисциплине «гандбол» межрегиональные соревнования проводятся по круговой системе в федеральном округе, 2-х и более федеральных округах (игры с разъездами). Победители и призеры соревнований принимают участие в чемпионате России среди команд «Первой лиги».

Соревнования среди юношей и девушек

В первенствах России, всероссийских, межрегиональных и региональных соревнованиях среди юношей и девушек участвуют сборные команды субъектов Российской Федерации и команды спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

Первенство России

Первенства России среди юношей и девушек проводятся в один этап.

В финале участвуют команды возрастных групп юноши (до 19 лет), юноши и девушки (до 18 лет), девушки (до 17 лет) занявшие на межрегиональных соревнованиях:

  • с 1 по 4 место в зоне «ЮФО» и «СКФО»;
  • с 1 по 4 место в зоне «ЦФО» и «СЗФО»;
  • с 1 по 2 место в зоне «ПФО»;
  • с 1 по 2 место в зоне «УФО», «СФО» и «ДФО».

В соревнованиях среди юношей и девушек команды на финальном этапе делятся на две подгруппы «А» и «Б» по 6 команд в каждой.

Финальную группу образуют:

  • «В» — команды, занявшие в подгруппах 1-2 места;
  • «Г» — команды, занявшие в подгруппах 3-4 места;
  • «Д» — команды, занявшие в подгруппах 5-6 места.

Далее команды играют в группах по олимпийской системе с определением мест каждой команде:

  • в группе «В» с 1 по 4,
  • в группе «Г» с 5 по 8,
  • в группе «Д» с 9 по 12.

Всероссийские соревнования

Всероссийские соревнования среди юношей и девушек мальчиков и девочек проводятся в два этапа:

  • полуфинальный;
  • финальный.

В соревнованиях среди юношей и девушек команды на финальном этапе делятся на две подгруппы «А» и «Б» по 6 команд в каждой.

Финальную группу образуют:

  • «В» — команды, занявшие в подгруппах 1-2 места;
  • «Г» — команды, занявшие в подгруппах 3-4 места;
  • «Д» — команды, занявшие в подгруппах 5-6 места.

Далее команды играют в группах по олимпийской системе с определением мест каждой команде:

  • в группе «В» с 1 по 4,
  • в группе «Г» с 5 по 8,
  • в группе «Д» с 9 по 12.

Межрегиональные соревнования

Межрегиональные соревнования среди юношей и девушек, мальчиков и девочек проводятся в один этап. В соревнованиях участвуют команды, ставшие победителями и призерами соревнований в субъектах Российской Федерации.

Региональные соревнования

Региональные соревнования среди юношей и девушек, мальчиков и девочек проводятся в один этап. В них участвуют команды субъектов Российской Федерации.

Система проведения соревнований определяется в зависимости от количества участвующих команд.

Распределение команд по группам

Распределение команд по группам происходит на основе мест, занятых командами на данном первенстве (всероссийских соревнованиях) предыдущего сезона. Командам присваиваются номера согласно результатам предыдущего сезона.

Для формирования групп применяется следующая схема:

  • группа «А»: 1, 4, 5, 8, 9, 12;
  • группа «Б»: 2, 3, 6, 7, 10, 11.
  • Новым командам номера присваиваются по жребию.
  • Если соревнование в предыдущем сезоне не проводилось, распределение команд по группам происходит путем жеребьевки.

Система начисления очков

Система начисления очков в первенствах России, всероссийских и межрегиональных соревнованиях среди юношей и девушек:

  • победа — 2 очка,
  • ничья — 1 очко,
  • поражение — 0 очков.

Места команд определяются по наибольшей сумме набранных очков.

При равенстве очков у двух и более команд места определяют по наибольшему количеству:

  • очков в играх между этими командами;
  • заброшенных мячей на площадке соперника (только для 2-х команд);
  • заброшенных мячей в играх между этими командами (для 3-х и более команд);
  • заброшенных мячей во всех матчах соревнования.

или

  • лучшей разнице заброшенных и пропущенных мячей в играх между этими командами;
  • лучшей разнице заброшенных и пропущенных мячей во всех матчах соревнования.

Скачать правила вида спорта «Гандбол»

Вопрос-ответ по правилам игры в гандбол

С помощью вопросов, можно проверить свои знания правил игры в гандбол. При нажатии на плюс, открывается правильный ответ.

Сколько игроков при игре в гандбол находится на площадке во время игры в одной команде?
Как переводится название игры гандбол?
Сколько таймов в гандболе? Сколько длится тайм в гандболе?
Сколько тайм-аутов разрешается брать тренеру во время игры в гандбол?
Имеет ли право вратарь в гандболе, находящийся в пределах своей зоны делать с мячом более трех шагов?
На какое время игрок в гандболе может быть удален с площадки?
Размер площадки для игры в гандбол составляет (метров).
Размеры ворот в гандболе?
Какие позиции игроков существуют в гандболе?
Сколько человек в команде в гандболе?
Игроку в гандболе запрещено препятствовать движению соперника с помощью чего?
При игре в гандбол, поймав мяч в две руки, после ведения, игрок имеет право сделать не более скольки шагов?
Каким образом проводятся замены в гандболе?
Если во время игры в гандбол мяч уходит за внешнюю линию ворот от любого из защитников, то атакующей команде предоставляется право произвести вбрасывание мяча
Свободный бросок в гандболе назначается в пользу команды противника, если
Засчитывается ли гол в гандболе, если мяч в ворота посылается прямо со свободного броска?
До скольки очков играют в гандбол?
Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сколько игроков при игре в гандбол находится на площадке во время игры в одной команде?
7 игроков. В начале игры команда должна иметь не менее 5 игроков на игровой площадке.
Как переводится название игры гандбол?
Ручной мяч.
Сколько таймов в гандболе? Сколько длится тайм в гандболе?
Два тайма, по 30 мин.
Сколько тайм-аутов разрешается брать тренеру во время игры в гандбол?
По 1 в каждом тайме.
Имеет ли право вратарь в гандболе, находящийся в пределах своей зоны делать с мячом более трех шагов?
Да.
На какое время игрок в гандболе может быть удален с площадки?
2 минуты.
Размер площадки для игры в гандбол составляет (метров).
20 х 40 м.
Размеры ворот в гандболе?
2 x 3 м.
Какие позиции игроков существуют в гандболе?
1. Полусредний.
2. Центральный.
3. Линейный.
4. Крайний.
Сколько человек в команде в гандболе?
14 игроков. В играх чемпионата, Кубка России, первенства России количество игроков, участвующих в игре, не должно быть больше 16.
Игроку в гандболе запрещено препятствовать движению соперника с помощью чего?
С помощью рук и ног.
При игре в гандбол, поймав мяч в две руки, после ведения, игрок имеет право сделать не более скольки шагов?
Не более трех шагов.
Каким образом проводятся замены в гандболе?
Запасные игроки могут, вступать в игру в любой момент времени и так часто, как им это нужно в зоне замены.
Если во время игры в гандбол мяч уходит за внешнюю линию ворот от любого из защитников, то атакующей команде предоставляется право произвести вбрасывание мяча
С точки пересечения боковой линии и линии ворот с той стороны от ворот, где мяч покинул пределы площадки.
Свободный бросок в гандболе назначается в пользу команды противника, если
Зафиксирована недозволенная блокировка передвижений соперника, его задержка или неправильная игра в защите.
Засчитывается ли гол в гандболе, если мяч в ворота посылается прямо со свободного броска?
Да, но при условии, если бросок был выполнен с линии свободного броска.
До скольки очков играют в гандбол?
В гандболе играют по времени (два тайма, по 30 мин).
Adblock
detector