Только полезная и структурированная информация о детском спорте!

Отправляя форму, я принимаю пользовательское соглашение.

Освобождение от физкультуры для ребенка-спортсмена

2

Как можно получить освобождение от физкультуры для ребенка-спортсмена? Вредны или, наоборот, полезны уроки спорта для детей в школе? Что говорит закон об образовании?

Совмещение учебы и спорта — проблема, знакомая родителям каждого юного спортсмена. Часто спорным моментом оказывается урок физкультуры. Большие нагрузки в школе и в секции заставляют постоянно искать способы объединить общее и физическое образование без ущерба для ребенка. Давайте разбираться в том, как это сделать.

Плюсы физкультуры в школе

Прежде всего, нужно понять, а зачем нужно — и нужно ли вообще? — освобождение от физкультуры для ребенка-спортсмена. Безусловно, у школьных занятий есть преимущества:

  • Равномерное физическое развитие. Если ребенок хорош в одном виде спорта, это не значит, что он априори будет успешен в другой физической деятельности. Так, например, хоккеисты или боксеры играют в школьный волейбол не лучше одноклассников, а пловец необязательно будет хорошо прыгать в длину. Школьная же физкультура обеспечивает относительно равномерное физическое развитие ребенка, пусть даже на самом начальном уровне.
  • Общение с одноклассниками. Физкультура — преимущественно игровой урок, во время которого ученики общаются друг с другом. Ничто так не помогает наладить коммуникацию в классе, как командные игры или парные упражнения. Особенно актуально это для детей-спортсменов, которые часто пропускают занятия из-за тренировок, сборов и соревнований, а значит меньше общаются с одноклассниками.
  • Свобода и веселье. Тренировки, особенно профессиональных спортсменов, — это упорная, тяжелая, часто монотонная работа на результат и постоянная ответственность. Школьная же физкультура — это возможность подвигаться, поиграть в подвижные игры и размяться без напряжения.
  • Детям необходимо движение. Неспроста даже в обычные уроки младших школьников включаются физминутки и элементы подвижной игры — детям тяжело сидеть 5-7 уроков смирно за партой, им нужно движение и смена деятельности. Именно поэтому 45 минут в спортзале очень полезны, причем для учеников любого возраста.

Минусы физкультуры в школе

Даже при наличии вышеперечисленных плюсов многие родители спортсменов видят в школьных уроках физкультуры не пользу, а вред. Рассмотрим самые популярные доводы «против».

  • Риск получить травму. Несмотря на меры предосторожности, травмы на уроках физкультуры, к сожалению, не являются редкостью. К самым распространенным относятся ушибы, растяжения связок и переломы, причем сломать палец можно, просто неудачно поймав мяч. Для спортсменов подобные повреждения могут иметь серьезные последствия: как краткосрочные (пропуск тренировок/соревнований), так и долгосрочные.
  • Дополнительные нагрузки. Любые занятия спортом — это физическая нагрузка, которая добавляется к той и без того немаленькой, что есть у ребенка, совмещающего школу и внеклассную деятельность. Подобный «снежный ком» из накапливающейся усталости может привести к переутомлению, бессоннице и даже депрессии.
  • Нерациональное использование времени. В среднем на тренировки у детей-спортсменов уходит 20 часов в неделю, на уроки в школе — от 35. Сюда же добавляется время на дорогу, кружки, секции и выполнение домашнего задания. 2-4 часа школьной физкультуры в неделю маленький спортсмен может потратить более рационально: выспаться, если это первый урок, выполнять во время занятий домашнее задание или «подтягивать» проблемные предметы.

Что говорит закон

Физкультура в школе
Физкультура в школе

Процесс получения освобождения от физкультуры для ребенка-спортсмена осложняет тот факт, что он не подкреплен нормативной базой: нет ни конкретных законов, ни официальных документов, предоставляющих это право.

Все учебные заведения действуют в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и прописанной в нем Программой по физической культуре. Согласно ФГОС, каждый учащийся должен эту программу освоить, сдав определенные нормативы. Педагоги не имеют права от нее отклоняться, однако с администрацией школы все-таки можно договориться в индивидуальном порядке. Ниже мы рассмотрим подробнее, как это сделать.

Кроме того, работники школ руководствуются Федеральным законом «Об образовании». Согласно статье 32, педагоги и администрация несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка в течение всего времени, когда он находится — или должен находиться — в школе. А значит они отвечают за маленького спортсмена и во время его «прогулов» физкультуры, даже если по факту он находится дома под родительским присмотром.

Как получить освобождение

По сути, все способы получения для ребенка-спортсмена освобождения от физкультуры сводятся к одному действию — договориться с администрацией школы. Отличаются только условия, на которых будущему чемпиону могут разрешить не посещать эти уроки.

Так, например:

  • можно предоставить администрации документ из спортивной секции или школы о посещении ребенком тренировок, их количестве, расписании и нагрузках, которые он получает;
  • школа может освободить ребенка от всех уроков физкультуры полностью или только от тех, которые связаны с его видом спорта (например биатлониста от лыжной подготовки, пловца — от занятий в бассейне);
  • в течение четверти ребенок может приносить учителю физкультуры доклады на заданные темы или сдавать теоретическую часть;
  • администрация может разрешить ребенку приходить только на зачетные уроки или, наоборот, сдать все нормативы в начале года;
  • в качестве «компромисса» ребенок может выступать за школу в различных районных и городских спортивных соревнованиях.

В любом случае, самое главное — найти подход к директору и учителю физкультуры. Если вам повезло и администрация настроена благосклонно по отношению к спортсменам, то проблем получить для ребенка освобождение не будет. Если же директор против, то придется приложить усилия, чтобы его убедить. В этом помогут подтвержденные медалями и дипломами достижения маленького спортсмена, письмо из спортивного клуба и ваши собственные дипломатические навыки.

Подводя итоги

Физкультура в школе
Физкультура в школе

Нужно ли спортсмену освобождение от физкультуры — вопрос неоднозначный. С одной стороны, оно убережет ребенка от возможных травм и даст возможность продуктивно использовать освободившееся время, с другой — лишит некоторых преимуществ. Однозначного ответа, полезна ли или вредна для спортсменов школьная физкультура, нет: каждый родитель решает это для себя.

Кроме того, получить освобождение не всегда просто — иногда попытки убедить школьную администрацию пойти навстречу длятся годами, в худшем случае перерастая в открытый конфликт. Порой даже приходится делать выбор: посещать все занятия, снизить спортивные нагрузки или сменить школу на более лояльную.

А ваш маленький спортсмен ходит на физкультуру в школе? На ваш взгляд, она только мешает или все-таки приносит пользу? Оставляйте в комментариях свое мнение по данной теме, делитесь опытом и расскажите вашу историю о получении освобождения.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

Поделиться статьей с друзьями:

Комментарии2 комментария

  1. Лариса

    Второй год подряд ( 3 и 4 класс) приношу справку из спортшколы, о том, что дочка занимается на отделении худ.гимнастики. На основании этого дочку освободили от одного урока физ-ры к неделю (в расписании 6-ой урок, последний). Объяснила учителю, что пропуск этого урока позволит дочке спокойно обедать дома, а не запихиваться едой сидя в машине, по пути на тренировку. Администрация школы охотно пошла на встречу, но, само собой дочка участвует во всех спортивных (и не только спортивных) мероприятиях школы.

  2. Александра

    У меня двое спортсменов учащихся к тому же не в простой школе, а в гимназии. Здесь очень жестко следят за посещаемостью. Даже дети с компрессионным переломом позвоночника!!!! посещают урок физкультуры. Должны присутствовать, так как школа несет ответственность (об этом написано в вашей статье). В последние годы школа стала немного лояльнее к спортсменам (когда выпускник нашей гимназии стал двукратным олимпийским чемпионом), а раньше на стенде возле учительской висела таблица по видам одаренности детей, в которой было прямым текстом написано, что дети одаренные в спорте имеют слабую мотивацию к учению или вовсе ее не имеют. И все отношение педколлектива исходило из этого. Сейчас ситуация меняется, но не так быстро, как хотелось бы. В начале прошлого учебного года, наприер, был такой случай:
    Младший ребенок учился во втором классе, во вторую смену. У него ежедневные тренировки вечером, после уроков едем заниматься, домой приезжаем поздно. Уроки делаем утром. По какой-то причине в один из дней уроки перенесли в первую смену и учитель задал ДЗ на следующий день по трем предметам!!!! Естетвенно, меня (и не только меня) это возмутило. На что был такой ответ: Вы пришли в гимназию, а не в спортшколу! Пришли, как я понимаю, за знаниями. К тому же задания было не много!” Задания и правда было не много. Только время на его выполнение с 22.00 до 6.30.
    Так что с нашей администрацией и учителями договариваться бесполезно! Боремся уж 8 лет! В школу по месту жительства детей переводить не вариант. На то есть веские причины, в том числе связанные с трпенировками. Вот так и живем))

Оставить комментарий: