Шоссейный велоспорт для детей: с какого возраста и какая польза

В этой статье мы расскажем о классическом виде велоспорта. Вы узнаете с какого возраста стоит отдавать ребенка в шоссейный велоспорт, с какими трудностями может столкнуться юный спортсмен. А так же о плюсах и минусах данного вида спорта.

История шоссейного велоспорта

Официально изобретателем велосипеда считается немецкий лесничий Карл фон Драйс, получивший патент в 1817 году. Его детище мало чем напоминало современные велосипеды. Из-за отсутствия педалей оно представляло собою скорее самокат. Зато у него был руль, два колеса и деревянная рама. Но Драйс был не первым, кому в голову пришла идея сконструировать подобный транспорт. Еще в 1800 году крепостной мастер из Нижнего Тагила Ефим Артамонов самостоятельно собрал велосипед. Но ему так и не представилась возможность получить патент.

31 мая 1868 года впервые в мировой истории состоялась велогонка. Она прошла в пригороде Парижа, где на покрытых гравием дорожках участники проехали 2 км. Тогда велосипеды можно было разгонять лишь до 10 км/ч. С такой же скоростью бежит человек в легком небыстром темпе. В 1870 году во Франции прошли соревнования на дистанции протяженностью 120 км. Участникам предстояло доехать из Руана в Париж. На своих деревянных велосипедах они достигли средней скорости 11 км/ч.

Спустя некоторое время велоспорт получил развитие в США и странах западной Европы. Одна из крупнейших велогонок того времени прошла в 1892 году в Бельгии. Был составлен маршрут «Льеж — Бастонь — Льеж» протяженностью более 200 км. А 24 июля 1893 года велосоревнование впервые состоялось в России на Московском ипподроме.

Уже долгие десятилетия велосипедный спорт остается одним из самых массовых и зрелищных видов спорта. С каждым годом появляются новые технологии, позволяющие производить более надежные и мощные велосипеды. Совершенствуются методики тренировок спортсменов. Благодаря всему этому соревнующиеся могут достигать невероятных результатов. Так, в 1995 году Фред Ромпелберг установил рекорд скорости на велосипеде — 268 км/ч. Не каждая машина смогла бы его обогнать.

Виды шоссейных велогонок

Шоссейные велогонки всегда проходят на автодорогах общего пользования с качественным ровным покрытием. Всего их можно разделить на шесть основных видов: групповая гонка, индивидуальная гонка на время, командная гонка, парная гонка, критериум, многодневная гонка.

Групповая велогонка

Групповая гонка стала олимпийской дисциплиной в 1912 году. Для участия в ней спортсмену необходимо иметь отличную физическую подготовку и хорошо владеть техникой педалирования. Гонщик не имеет права отставать от своей команды и сходить с дистанции. В противном случае его дисквалифицируют. Длина дистанции зависит от возраста соревнующихся: групповая гонка до 100 км, 120 км, 170 км, более 180 км, горная гонка.

Как только прозвучит команда к старту, гонщики должны набрать максимально возможную скорость. Им еще не раз придется резко ускоряться и так же резко притормаживать. При этом необходимо обдуманно распределять силы, иначе не останется энергии достигнуть финиша. Проведению соревнований не могут помешать осадки или сильный ветер. Жизнь спортсменам часто осложняют жара, холод, дождь, поднятый в воздух песок.

Командная велогонка

Прошло много времени, прежде чем командная гонка стала популярной. Впервые в СССР первенство прошло в 1949 году, дистанция составила 100 км. Тогда в каждой команде было шесть человек. В 1960 году этот вид гонок внесли в программу Олимпийских игр.

Протяженность дистанции зависит от возраста участников и может составлять 25, 50, 75 и 100 км. В достижении успеха огромную роль играет сплоченность и психологическая совместимость всех членов команды. Они должны двигаться в одинаковом темпе и сохранять единый режим работы.

Чтобы сформировать «команду мечты», необходимо отобрать спортсменов примерно одинакового роста и комплекции. Они не должны иметь значительных отличий в мастерстве и работоспособности. Такие совпадения встречаются редко. Поэтому порой в одной команде новички соревнуются наравне с опытными гонщиками. В таком случае тренером разрабатывается стратегия, ориентированная на самого слабого участника.

В идеале командная гонка должна проходить на абсолютно ровном шоссе. Но обеспечить такие условия удается не всегда. Часто гонщикам приходится преодолевать множество спусков и подъемов. Еще одна помеха — ветер, дующий в лицо. Тем не менее, велосипедисты могут поддерживать нужную частоту педалирования благодаря переключателю скоростей.

Критериум

Критериум имеет немало общего с групповой гонкой на треке. Разница в том, что здесь зачет может быть как командный, так и индивидуальный. Часто критериум проводится в рамках рекламной кампании какого-нибудь коммерческого проекта.

Зрители любят критериум за зрелищность и эмоциональность. Его организуют в черте города так, чтобы улицы образовывали круг протяженностью 1,5-3 км. Всего участникам необходимо проехать от 40 до 80 км. Победителем становится тот, кто наберет на финишах больше всего очков.

Количество финишей определяется длиной дистанции и обычно составляет от 10 до 20. Из-за огромного числа соревнующихся конкуренция высока. Гонщики совершают ускорения и рывки, чтобы обойти соперников. Это дает им преимущество в скорости, а вместе с ним — и очки.

Читайте также:  BMX для детей: с какого возраста и какая польза

Многодневная велогонка

Эти гонки нельзя встретить в программе Олимпийских игр или крупных чемпионатов. Но они пользуются не меньшей популярностью, чем перечисленные выше дисциплины. Прийти к финишу первым в такой гонке — огромная честь, за которую ежегодно борются тысячи человек. Победитель пользуется не меньшим уважением, чем мировые чемпионы.

Сложность этого вида гонок заключается в том, что они могут длиться более 5 дней. При этом на отдых дается лишь 1-2 дня между каждым этапом. В некоторых случаях отдых не предусмотрен вообще. Маршрут может проходить как по прямой, так и по кольцу. Часто гонщики проезжают через несколько городов.

Перед участием в многодневной гонке необходимо пройти долгие тренировки. Спортсмен должен научиться в кратчайшие сроки восстанавливать ресурсы своего организма. Между этапами гонки дается по 17-18 часов отдыха. Обычному человеку этого времени хватит, чтобы выспаться и набраться сил. Но тому, кто преодолел сотни километров, потребуется гораздо больше.

Самые престижные многодневные гонки — Гранд Тур. Это трехнедельная многодневка, состоящая из 21 этапа. Она проводится с мая по сентябрь в Испании, Франции и Италии. Преодолеть весь маршрут могут только сильнейшие спортсмены.

Индивидуальная велогонка

Прежнее название этой дисциплины — гонка с раздельного старта. Спортсмены стартуют отдельно друг от друга, а затем их показатели сравниваются. Время между каждым стартом составляет 1-2 минуты. Победителем становится гонщик с наименьшим временем заезда. Индивидуальная гонка включена в многодневные соревнования как этап. Обычно протяженность дистанции составляет от 5 до 25 км, но иногда она достигает 50 км. Также проводятся индивидуальные гонки на время в гору. Спортсмены, участвующие в них, должны преодолеть 10 или 15 км.

В индивидуальной гонке аэродинамика играет против спортсмена. У него нет возможности укрыться от встречного ветра за спиной соперника. Гонщик вынужден сохранять позу, снижающую сопротивление воздуха. Для этого он держит спину параллельно поверхности дороги и располагает руки близко друг к другу. На спортсмене должен быть надет облегающий комбинезон и каплевидный шлем.

С какого возраста

Школы олимпийского резерва принимают на обучение велоспорту детей, достигших 7 и 10-летнего возраста. Младшие проходят предначальный этап обучения, старшие — начальный. Программа секций разнообразна и включает в себя несколько типов активности:

  • тренировочные занятия по физической подготовке;
  • обучение езде на разных видах велосипедов;
  • велосипедные походы в парки и леса;
  • участие в соревнованиях.

Занятия продолжаются круглый год. Летом спортсмены ездят по трекам и асфальтовым дорогам. Зимой они обучаются в помещении фигурной езде с препятствиями. Их учат самостоятельно ремонтировать собственный транспорт, рассказывают о правилах дорожного движения. Проходят городские и школьные гонки.

Этапы спортивной подготовки

Подготовка будущего спортсмена должна осуществляться последовательно. Велосипедистам различных возрастов требуется разный уровень нагрузки, соответствующий возможностям их организма.

Этапы спортивной подготовкиПродолжительность (в годах)
Минимальный возраст для зачисления в группы
Этап начальной подготовки310
Этап спортивной специализации513
Этап совершенствованияБез ограничений14
Этап высшего спортивного мастерстваБез ограничений15

Начальный этап

Для прохождения этой подготовки допускаются дети не младше 10 лет. У них не должно быть медицинских противопоказаний, препятствующих освоению программы. В группы зачисляются те, кто смог успешно сдать нормативы по общей и специальной физической подготовке.

На начальном этапе тренеры при работе с будущими гонщиками преследуют несколько задач:

  1. Обеспечение всестороннего физического развития.
  2. Формирование интереса к занятиям велоспортом.
  3. Вырабатывание необходимых двигательных навыков.
  4. Освоение правильной техники.
  5. Отбор наиболее перспективных детей, которые смогут продолжить дальнейшие занятия.

Начальный этап длится 3 года. В это время очень важна физическая подготовка ребенка. Большинство тренировок посвящены укреплению мышц и развитию выносливости. Юные спортсмены учатся правильной посадке и педалированию, знакомятся с основными техниками езды.

Тренировочный этап

На тренировочный этап зачисляют подростков возрастом не меньше 13 лет. Они должны сдать нормативы по общей и специальной физической подготовке и выполнить третий спортивный разряд. Только после этого их зачислят в группы тренировочного этапа. Продолжительность занятий зависит от уровня спортивной специализации. Для начального уровня этот срок составляет до 2-х лет, для углубленного — больше 2-х лет.

Во время тренировочного этапа наставники работают по нескольким направлениям:

  1. Формирование спортивной мотивации.
  2. Приобретения опыта участия в соревнованиях по шоссейному велоспорту.
  3. Повышение уровня физической, психологической технической и тактической подготовки.
  4. Укрепление иммунитета и здоровья учеников.

Спортсмены учатся езде без управления рулем, фигурной и по снегу. Они преодолевают спуски и подъемы, осваивают виражи и повороты. Тренеры помогают им развить быстроту, обучают различным способам набора скорости на старте. За этот период велогонщик должен расширить возможности своего организма.

Этап совершенствования

К этапу совершенствования допускаются спортсмены возрастом 14 и больше лет. В группы зачисляются те, кто получил спортивное звание кандидата в мастера спорта. Также необходимо успешно сдать нормативы по общей и специальной физической подготовке. Продолжительность этапа совершенствования не ограничена.

За этот период необходимо добиться следующих результатов:

  • Поддержание устойчивой спортивной мотивации на высоком уровне.
  • Регулярные выступления на спортивных мероприятиях различных рангов, достижение высоких показателей.
  • Укрепление здоровья гонщиков.
  • Совершенствование физической и психологической подготовки, оттачивание изученных техник.
Читайте также:  BMX для детей: с какого возраста и какая польза

На этапе совершенствования спортсмены выбирают свою специализацию. Годовой объем тренировок составляет от 600 до 800 часов. 20% времени занимает общая физическая подготовка, 30% тренировок уходит на вспомогательную подготовку. Оставшаяся часть занятий посвящена специальной физической подготовке.

Этап высшего спортивного мастерства

На этот этап могут быть зачислены спортсмены, достигшие 15 лет. Они должны получить звание мастера спорта России или мастера спорта России международного класса. Также им необходимо сдать нормативы по общей и специальной физической подготовке. Длительность этапа высшего спортивного мастерства не ограничена.

За этот период спортсмены должны по своим показателям достигнуть уровня участников спортивных сборных РФ. От них требуется демонстрировать выдающиеся результаты на всероссийских и международных соревнованиях. Но их главная цель — достижение максимальных показателей на соревнованиях. Для этого объем тренировок увеличивается до 1400 часов, а интенсивность занятий постепенно повышается.

Плюсы

Занятия шоссейным велоспортом обладают немалыми преимуществами. Тренировки направлены на то, чтобы укрепить здоровье юного спортсмена и улучшить работу его сердечно-сосудистой системы. Благодаря аэробной нагрузке повышается объем крови, перекачиваемой сердечной мышцей. Упражнения, направленные на повышение выносливости, способствуют увеличению объема легких.

Велосипедист постоянно следит за дорогой, фокусируя взгляд на встречных объектах. Это — отличная тренировка зрения, а также профилактика близорукости. Кроме того, занятия велоспортом благотворно влияют на психику ребенка. Физическая активность на свежем воздухе поднимает настроение, избавляя от негативных мыслей и переживаний. Разум освобождается для новых идей. Многие творческие люди используют езду на велосипеде, чтобы запустить мыслительные процессы на максимум.

Шоссейный велоспорт включает в себя циклические дисциплины. Монотонные движения и глубокое дыхание способствуют притоку крови к мозгу. Это в свою очередь стимулирует появление новых клеток в гиппокампе — области, отвечающей за память.

Минусы

Иногда велоспорт приводит к неприятным последствиям, о которых необходимо знать каждому начинающему гонщику.

Травмы. Любой спортсмен сталкивается с травмами различного рода и степени тяжести. А шоссейный велоспорт считается одним из наиболее травматичных видов спорта. Большая часть физических повреждений связана с падениями. При езде на трассе велосипедисты могут развивать скорость до 50 км/ч. И падение в таком случае может привести к сотрясению мозга, ушибам и переломам. Поэтому так важно ребенку использовать защиту в виде шлема, наколенников, перчаток и прочего. Экипировка не гарантирует 100%-ной безопасности, но уменьшает вероятность получения тяжелых травм.

Боли и спазмы. Многие спортсмены страдают от боли и онемения в руках из-за неверно подобранного велосипеда. Неподходящий размер рамы, некачественное седло, неудобный руль — все это создает дополнительную нагрузку на мышцы и суставы юного спортсмена. А необходимость постоянно держать голову приподнятой приводит к боли в шее.

Артроз коленных суставов. Еще одна распространенная проблема. Это заболевание знакомо многим велогонщикам не понаслышке. Многократное выполнение одних и тех же действий отрицательно сказывается на суставах спортсменов и приводит к их воспалению.

Отрицательное влияние на гениталии. При езде на велосипеде тазовая область находится в сдавленном состоянии. Из-за этого со временем уменьшается чувствительность половых органов. В раннем возрасте это далеко не самая существенная проблема. Но тот, кто решил связать свою жизнь с велоспортом, должен знать о подобных рисках. Специальная защитная одежда (велотрусы с подкладкой) поможет избежать неприятных последствий. Многие профессиональные гонщики ездят на велосипедах, оборудованных анатомическими седлами.

Обезвоживание. Спортсмены постоянно рискуют получить обезвоживание. Активное потоотделение приводит к уменьшению количества воды в организме. Из-за недостатка жидкости ощущается слабость в теле, быстро наступает усталость. Для ребенка обезвоживание особенно опасно. У детей потребность в воде выше, чем у взрослых. В силу возраста они могут долгое время не обращать внимание на тревожные симптомы. А пожаловавшись, наконец, на слабость, они часто слышат обвинения в лени. Чтобы этого не произошло, у спортсмена во время занятий должна быть при себе бутылка воды.

Насморк в прохладную погоду. Из-за регулярных физических нагрузок спортсмен пропускает через легкие гораздо больше воздуха, чем обычный человек. В его носовой канал попадают частицы выхлопных газов, пыль и грязь. Они оседают на поверхности слизистой оболочки, повышая ее чувствительность. Как результат — насморк при езде в прохладную погоду.

Медицинские противопоказания

Шоссейный велоспорт предполагает высокие нагрузки, выдержать которые способен не каждый. Необходимо проконсультироваться с врачом, если у ребенка есть бронхиальная астма или болезни опорно-двигательного аппарата. Заболевания сердечно-сосудистой системы и болезни позвоночника также требуют внимания специалиста.

Существует ряд противопоказаний, наличие которых не позволяет заниматься шоссейными велогонками. Среди них:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • детский церебральный паралич;
  • детский аутизм;
  • общие расстройства психологического развития;
  • специфические расстройства развития моторной функции;
  • синдром Аспергера;
  • нарушение активности и внимания;
  • диссоциативные конвульсии и двигательные расстройства;
  • судороги;
  • эпилепсия.
Читайте также:  Велоспорт для детей: с какого возраста и какая польза

Чрезмерная физическая активность при этих заболеваниях может навредить здоровью. Родители должны обсудить с педиатром и тренером свое решение отдать ребенка в шоссейный велоспорт.

Сколько стоят занятия

Специализированная школа велоспорта проводит набор детей возрастом от 7 до 15 лет. Им будет бесплатно предоставлен велосипед. Занятия также бесплатные. Если родители хотят приобрести более удобный велосипед для ребенка, они могут свободно сделать это. Подобное желание только приветствуется, ведь оно — проявление заботы о юном спортсмене.

Как выбрать секцию

При выборе секции необходимо опираться на собственные цели. Одни занимаются из чистого интереса, другие же грезят об Олимпийских играх. Поэтому будет не лишним узнать историю той или иной школы, ее репутацию. Внимания заслуживают заведения, которые много лет подряд выпускают высокоранговых спортсменов. Также следует оценить инфраструктуру. Огромным преимуществом для школы будет наличие собственного трека и загородных трасс.

Многое зависит от финансового положения семьи. Транспорт и экипировка стоят недешево, и нередко родители не имеют возможности приобрести их. Лучше отдать предпочтение государственным школам. Там имеется в свободном пользовании весь необходимый инвентарь.

Выбираем тренера

При подборе тренера необходимо учитывать характер ребенка. Строгий учитель привьет дисциплину ленивому спортсмену. Добродушный понимающий тренер поможет робкому ребенку быстрее адаптироваться. В велосипедном спорте встречаются наставники самых разных типажей. Пробное занятие поможет определить, насколько подходит тот или иной кандидат. Наличие или отсутствие психологической совместимости сразу бросается в глаза.

При прохождении начального этапа подготовки многое зависит от тренерского подхода к занятиям. Кто-то проводит их в игровой форме, кто-то относится к ним с максимальной серьезностью. До 13 лет ребенок будет осваивать лишь основы велоспорта. А обучить им способен любой квалифицированный тренер. Проблема в том, что неправильным поведением он может отбить у ребенка мотивацию к занятиям. Поэтому не стоит останавливаться на первом попавшемся наставнике.

Необходимо пробовать разные виды спорта. Возможно, ребенок соглашается на предлагаемую дисциплину просто потому что не знает о существовании других вариантов. В первый год посещения спортивной школы происходит формирование интереса. Некоторые дети числятся одновременно в нескольких секциях. Им часто приходится пропускать одно занятие ради другого. Спустя время они видят, каких результатов добиваются их ровесники, которые регулярно ходят на тренировки. И тогда им приходится выбирать наиболее приоритетное хобби. Родители должны не давить на ребенка и позволить ему самостоятельно принять решение. Иначе дело закончится обидами и упреками спустя годы.

Психологический портрет спортсмена

Главная черта характера, который должен обладать любой спортсмен — настойчивость, граничащая с упрямством. Но без решимости она ничего ему не даст. Также большую роль играют самообладание и самостоятельность.

В велоспорте очень важна психологическая устойчивость к монотонии. Проще говоря, это способность человека долгое время совершать повторяющиеся действия без потери концентрации. При этом он не испытывает тоску и не находится в подавленном настроении. Велоспортсмен должен уметь правильно рассчитывать свои силы, чтобы выбрать наиболее подходящий момент для маневра. Многое зависит от его энергичности и выносливости.

Еще одно качество, необходимое велогонщику — стрессоустойчивость. Без нее он не преодолеет дистанцию при плохой погоде, не справится с волнением на старте. Тот, кому не страшен стресс, сможет победить предсказуемые трудности.

Тренер по велоспорту Александр Мартыненко:

Велогонщику обязательно иметь лидерские качества? — Не обязательно, главное — быть в этом коллективе, понимать коллектив. Если отношения в команде нездоровые, то и победы не видать. Когда семь человек единодушно выходят на старт — тогда получается результат. Есть лидер, которого команда прикрывает от ветра, помогает ему выехать вперед, ликвидировать отрывы. Но бывают и индивидуальные гонки. Здесь он уже отвечает сам за себя, сам борется с ветром, с самим собой.

Трудности в сфере велоспорта

Велоспорту в России уделяется незаслуженно мало внимания. Важные события если и освещаются, то очень кратко и сухо. Eurosport — единственный из телеканалов, транслирующий велогонки. Внутренние чемпионаты и соревнования почти не получают упоминаний в СМИ. А предстоящие старты и вовсе не анонсируются.

Судьба российского велоспорта зависит от экономического благосостояния государства. В странах с высоким уровнем жизни у населения больше возможностей и желания заниматься физической активностью. Шоссейный велоспорт требует больших денежных вложений на оплату тренировочных сборов, покупку велосипеда и экипировки. Если занятия проводятся у частного тренера, траты возрастают в разы.

Нельзя перекладывать все обязанности по финансовому обеспечению на любителей спорта и родителей будущих гонщиков. В развитых странах шоссейный велоспорт существует за счет поддержки спонсоров и государства. Лишившись ее, большинство секций прекратит свое существование. Правительство должно не только пропагандировать спортивный образ жизни. Его задача — дать возможность заниматься спортом людям с любым уровнем достатка.

Павел Брутт, российский профессиональный шоссейный велогонщик, о самом сложном в велоспорте:

Не поддаваться эмоциям. В определенные моменты они, как правило, излишни. В велоспорте ты всегда должен контролировать ситуацию, а если ты проявляешь эмоции, случиться может все что угодно.

Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Оставить комментарий

Adblock
detector