Киберспорт: что это, история, дисциплины и факты


Турниры по компьютерным играм — это не только развлечение, но и спорт. Называется такое направление киберспортом, в качестве спортивных дисциплин выступают компьютерные игры.

Киберспорт можно отнести к спорту высоких технологий. На виртуальной арене при помощи специальных девайсов геймеры состязаются друг с другом в реальном времени. Для успеха спортсмену необходимы такие навыки, как умение анализировать, просчитывать действия, контролировать ситуацию.

Что такое киберспорт

Компьютерный спорт по-другому называют:

  • киберспорт (англ. cybersport);
  • e-спорт (англ. e-Sport, esport, esports);
  • электронный спорт (англ. electronic sport).

Термин «eSports» впервые был употреблен в 1999 году в информационном сообщении об основании Online Gamers Association.

Если хорошо разобраться в киберспорте, можно понять, что это не глупое времяпрепровождение, а настоящая профессиональная игра в команде или в одиночку.

Компьютерный спорт — это вид соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных и/или видеоигр, где игра предоставляет среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия для состязаний человека с человеком или команды с командой.

Официальное определение

В компьютерном спорте соревнования проходят по установленным правилам между одиночными игроками или командами. В качестве инвентаря используется компьютер, а вот спортивной площадкой служит виртуальная игра.

Почему киберспорт — это спорт

Что такое киберспорт

Киберспорт — это официально признанный вид спорта, в основу которого входят одиночные или командные соревнования по компьютерным играм. В России признан Министерством спорта в 2016 году.

Киберспорт: что это, история, дисциплины и факты
Из материалов Межрегиональной научно-практической конференции

Киберспорт — это вид спорта, который развивает интеллект человека, спорт благодаря которому многие люди не имеющие крутых физических показателей могут соревноваться и самоутвердиться. Это спорт который может стать для человека источником прибыли и становления личности. Это спорт который действительно можно отнести к категории современного и перспективного. Это спорт который по своим масштабам может конкурировать с физическими видами спорта. Это спорт в конце концов, который имеет право «быть» и развиваться.

Спорт — это организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и/или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в ее процессе.

Компьютерный спорт полностью соответствует определению «спорт», потому что:

  1. Состоит из множества дисциплин.
  2. Существуют многочисленные киберспортивные организации.
  3. Проводятся соревнования национального и международного уровней.
  4. Все киберспортивные турниры имеют свои каналы на стриминговых платформах и ведут регулярные трансляции матчей.
  5. Количество зрителей киберспортивных турниров доходит до несколько миллионов человек и выше.
  6. В Японии, США выдаются рабочие визы киберспортсменам как профессиональным атлетам.
  7. Есть университеты, которые выплачивают стипендии студентам, занимающимся киберспортом.
  8. Все члены профессиональных команд получают фиксированную заработную плату.
  9. В 2015 году Олимпийский комитет Кореи признал киберспорт Олимпийским видом спорта второго уровня.
Киберспорт: что это, история, дисциплины и факты
Родителям полезно ознакомится, как построено обучение по компьютерному спорту в России. Программа спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт».

Киберспортивные турниры включают в себя несколько дисциплин, разница между которыми определяется особенностями виртуального пространства, игровыми задачами и требуемыми навыками игроков.

Наиболее распространенные жанры киберспортивных дисциплин:

  1. Боевая арена.
  2. Соревновательные головоломки.
  3. Спортивный симулятор.
  4. Стратегия в реальном времени.
  5. Тактический трехмерный бой.
  6. Технический симулятор.
  7. Файтинг.

В настоящее время только около 20 игр соответствуют требованиям киберспорта:

  • не имеют сюжета;
  • короткие по времени;
  • есть соревновательный элемент;
  • на начальном этапе у игроков равные условия.

История развития киберспорта в мире

Первые цифровые игры

Spacewar! 

Space Invaders игра

Spacewar! — одна из первых цифровых компьютерных игр в жанре космического симулятора. Разработчики — Hingham Institute, МТИ, Бостон, 1962 год.

Участвуют два игрока, каждый из которых управляет своим кораблем: the needle (с англ. — «игла») или the wedge (с англ. — «клин»). Задача игрока — уничтожить корабль противника торпедой и избегать столкновения со звездой. При ошибки игрока корабль падает на звезду.

Одной из первых компьютерных игр считается Spacewar! Игру для мини-компьютер PDP-1 компании DEC, установленного в МТИ (Массачусетский технологический институт), разрабатывала группа Hingham Institute из трех человек: Стив Рассел (сотрудник Гарвардского университета), Мартин Грец (научный сотрудник МТИ) и Уэйн Витенен (научный сотрудник Гарварда). Ее первая версия вышла в февраля 1962 года. С появлением в 1967 году усовершенствованных компьютеров позволило распространить игру за пределы МТИ и Стэнфордского университета.

В 1972 году возникла идея провести среди программистов соревнование. Проспонсировать турнир «Intergalactic Spacewar! Olympics» (Межгалактическая олимпиада по Spacewar!) взялось издательство Rolling Stone. Всем пришедшим на турнир спонсор гарантировал бесплатное пиво. 

19 октября 1972 года в Лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета собрались сотрудники и студенты института бороться за годовую подписку на журнал «Rolling Stone».

Первыми победителями «Intergalactic Spacewar! Olympics», набравшими наибольшее количество очков, стали:

  • в свободной игре нескольких игроков (FFA) — Bruce Baumgart;
  • в командной игре 2×2 — участники с никами Tovar и REM;
  • в личном первенстве — участник с ником Tovar.
Какой путь прошли компьютеры до наших дней?

Space Invaders

Киберспорт: что это, история, дисциплины и факты

Space Invaders ( пер. Космические захватчики) — видеоигра в жанре шутер, разработанная Томохиро Нисикадо (Япония), для аркадных автоматов. Разработчик — Taito Corporation, Япония, 1978 год, издатель — Midway.

Игрок управляет лазерной пушкой, которая стреляет в инопланетян, надвигающихся сверху. Задача игрока — уничтожить пять рядов по одиннадцать инопланетян, которые двигаются горизонтально, вертикально, сверху вниз. Игра бесконечная. Уничтожив инопланетян из первой волны, игрок приступает ко второй. С каждой волной уровень игры усложняется.

Space Invaders стала прародительницей современных игр. В 1981 году в США прошел чемпионат по Space Invaders. В турнире приняли участие более 10 тысяч профессиональных игроков. Чемпионом стал Бил Хайнман.

Шутер от первого лица (англ. First-person Shooter, FPS) — жанр компьютерных игр, в которых игровой процесс основывается на сражениях с использованием огнестрельного или любого другого оружия с видом от первого лица таким образом, чтобы игрок воспринимал происходящее глазами протагониста.

Игровые автоматы и приставки

Первые игровые приставки

Twin Galaxies

Игровые автоматы в начале 80-х годов приобрели огромную популярность. Открывались компьютерные салоны. В каждой точке, где стоял автомат, игрок стремился превзойти результат другого игрока. Все результаты записывались в таблицу.

Возникла необходимость вести единый учет лучших показателей среди игроков США. За ведение учета рекордсменов взялся Уолтер Дей (Walter Day). Ему и принадлежала идея создания организации Twin Galaxies (США). Организация стала заниматься распространением видеоигр, проведением турниров на американском континенте и официальным представителем лучших результатов для занесения их в Книгу рекордов Гиннеса. Через год работы Twin Galaxies реорганизовалась в Twin Galaxies International Scoreboard.

Уолтер Дей в 1983 году создал первую профессиональную команды «U. S. National Video Game Tea» для участия на соревнованиях по видеоиграм и на самом крупнейшем турнире «Video Game Masters Tournamen».

Лучший игрок ХХ века

Билли Митчелл

Билли Митчелл (Billy Mitchell) — известный игрок, который выделился рядом уникальных достижений в Pac-Man и Donkey Kong на аркадных автоматах. Производитель видеоигр Масая Накамура присудил Митчеллу звание «Лучший геймер столетия».

35 лет Митчелл удерживал несколько лучших результатов в Книге рекордов Гиннесса. В 2017 году его обвинили в мошенничестве и лишили ряда званий. В 2020 году владельцы Книги вернули Билли его заслуги.

Наивысшие результаты Билли Митчелл из Книги рекордов Гиннесса в игре Donkey Kong:

  • 7 ноября 1982-го — 874 300 очков;
  • 4 июня 2005-го — 1 047 200 очков;
  • 14 июля 2007-го — 1 050 200 очков;
  • 31 июля 2010-го — 1 062 800 очков.

3 июля 1999 года Билли Митчелл сумел пройти все 255 уровней в Pac-Man и установил «идеальный» рекорд — 3 333 360 очков.

Игровые приставки

В середине 80-х закончилась «золотая эра» игровых автоматов. Игровая промышленность пришла в упадок. Игровые консоли подтолкнули рынок к новому подъему.

Сначала появились восьмибитные игровые приставки третьего поколения: в Японии (1983 г.) — Famicom; в Северной Америке (1985 г.) и Европе (1986 г.) — Nintendo Entertainment System (NES). С 1989 году начались продажи игровой приставки четвертого поколения Sega Mega Drive, разработанной компанией Sega.

Соревнования из компьютерных салонов перенеслись в домашнюю обстановку.

Чемпионат мира 1990 года

В 1990 компания Nintendo выступила организатором чемпионата мира. Отборочные турниры прошли по всем штатам Америки. Выбор лучшего игрока для участия на Чемпионате мира в Японии состоялся в Калифорнии.

В Голливуде на отборочном турнире в качестве награды три финалиста получили по золотому картриджу, по 10 000 $ и 40-дюймовому телевизору: Джеф Хансен (Jeff Hanson) в категории от 11 лет и старше; Тор Оклунд (Thor Aackerlund) в категории от 12 до 17; Роберт Вайтмен (Robert Whiteman) в категории от 18 и старше. 87 участников удостоились по серебряному картриджу. На чемпионате мира в Японии финал выиграл Джеф Хансен из США.

Развитие киберспортивных игр и турниров

Первые киберспортивные игры

В начале 90-х популярность локальной сети и интерната стала набирать обороты. При помощи модема и выхода в Интернет два человека могли играть друг против друга на расстоянии. Вошел в употребление и стремительно популяризировался термин «deathmatch».

Deathmatch (с англ. смертельный бой) — вид виртуального состязания между игроками многопользовательской компьютерной игры, задачей которого ставилось уничтожение противника.

Игроки для участий в онлайн-турнирах объединялись в команды (кланы). В первую сетевую игру Netrek могли играть сразу 16 участников. В это же время вышли и другие видеоигры — Hovertank 3D, Wolfenstein 3D компании id Software (США).

Видеоигра DOOM

Революцию в компьютерным мире произвела видеоигра DOOM. Компьютеры игроков соединялись по модему, нуль-модему, через LAN-порты. Участникам игр приходили огромные счет за интернет соединение. Сотрудники многих организации стали играть между собой через корпоративную сеть. Директорам компаний приходилось устанавливать блокировщик игры «Antidoom».

По первой версии DOOM проводились только местные локальные турниры. Крупные киберспортивные турниры начались после выхода DOOM II. Общие усилия id Software, Билла Гейтса, компьютерной службы DWANGO позволили DOOM II сделать первой массовой киберспортивной дисциплиной в онлайн режиме. В 1995 году прошел первый командный турнир по DOOM II.

Command & Conquer

Американская компания Westwood Studios после успеха игры «Dune II: The Building of a Dynasty» (1992 год) выпустила в августе 1995 году компьютерную игру Command & Conquer — одну из первых стратегий в реальном мире. Игра стала киберспортивной дисциплиной в своем жанре.

Warcraft: Orcs & Humans

В 1994 года вышла игра в жанре стратегии в реальном мире — Warcraft: Orcs & Humans компания Blizzard. Доработанная и обновленная вторая часть Warcraft (Warcraft II: Tides of Darkness) стала использоваться на киберспортивных турнирах.

Турнир Judgment Day ’95

Компьютерная служба DWANGO объявила 18 сентября об открытии регистрации для активных пользователей DWANGO на турнир по компьютерным играм. К участию допускались владельцы зарегистрированных копий всех трех игр: The Ultimate Doom, Doom II, Heretic.

Перед финалом прошло 8 отборочных раундов и плей-офф. Битва за выход финал проходила среди 22-26 игроков из США, Франции, Великобритании. Финал Judgment Day ’95 состоялся 30 октября 1995 года в Сиэтле. Спонсором мероприятия выступила компания Microsoft. Со счетом 8:0 Деннис Фонг (псевдоним — Трэш) победил соперника Стоуни.

В этом жу году прошел первый командный турнир по DOOM II, организованный компьютерной службой DWANGO. В нем победила команда Трэша.

Призы турнира

Трэш заработал годичное VIP-членство на выбранном игроком сервере DWANGO, «ультрасовременный» мультимедийный игровой ПК Pentium, оцененный, по некоторым данным, в 10 000 $, пожизненный запас игр от id Software.

За второе место организаторы турнира предоставили Стоуни VIP-членство на DWANGO на 6 месяцев, а также подарили звуковую карту, плату видеоускорителя и джойстик.

Финалисты турнира получили VIP-членство на DWANGO на 3 месяца, компьютерную игру Hexen, памятную футболку и оплату на финальную поездку в Сиэтл.

Первая звезда киберспорта Деннис Thresh Фонг. От чемпиона шутеров до бизнесмена

Первый киберспортивный турнир

Quake

Quake (перевод — «дрожь») — компьютерная игра в жанре шутера от первого лица. Разработчик — id Software (США), издатель — Activision. Дата выхода — 22 июля 1996 года.

Игра стала прорывом в 3D технологиях. В ней разработчики полностью показали для игроков трехмерный мир. Новая игра стала отправной точкой киберспорта. По Quake проводились чемпионаты, создавались обширные сообщества, появилось понятие трикинг.

Трикинг (в отношении видеоигр) — применение некоторых багов игры в движении персонажа для достижения сверхвозможностей профессиональными игроками, специально отрегулированное в профессиональных модификациях.

Первый турнир разработчик id Software (США) провел в 1996 году в Далласе (штат Техас). На следующий год количество участников с 40 увеличилось до 650. QuakeCon стал крупнейшим ежегодным LAN party, на который игроки и по настоящее время приезжают со своим персональным компьютером.

Red Annihilation

Первым общенациональным чемпионатом по компьютерным играм принято считать турнир Red Annihilation по Quake, проведенный в мае 1997 года компанией Intergraph. В качестве партнеров на турнир Red Annihilatio были привлечены: разработчик Quake id Software, производитель чипсетов для 3D-компьютерной графики Rendition, компания по онлайн-играм Mpath Interactive.

В начале прошел отборочный онлайн-турнир. Из 2000 игроков выбрали 16 лучших. Финал турнира проходил в Атланте (штат Джорджия). Победителем стал уже известный в компьютерном мире Деннис Фонг («Трэш»). Главный приз турнира — красный автомобиль «Ferrari 328».

Киберспортивные лиги

26 июня 1997 года Эйнджел Муньез создал первую профессиональную лигу по киберспорту — The Cyberathlete Professional League (CPL). CPL занималась организацией киберспортивных турниров и их популяризацией среди зрителей. Турниры CPL проходили на территории США, Европы, Латинской Америки, на них зрители могли вживую следить за участниками игр.

3 ноября 1997 года на конференции в Сан-Франциско официально заявила о себе новая лига — The AMD Professional Gamers League (PGL). В качестве спонсоров лиги выступили Microsoft, NVidia, Levi Strauss & Co. PGL в августе 1998 года провели первый в истории компьютерных игр чемпионат мира по игре StarCraft. Финалист Джей Северсон («Gadianton»)  получил приз — 8500 $ и новый компьютер AMD.

Несмотря на свой многообещающий старт, обе лиги распались в 2007-2008 годах.

Официальное признание киберспорта

Первый международный чемпионат мира

Центром развития киберспорта в Азии стала Южная Корея. В 2000 году при участии министерства культуры, спорта и туризма Кореи была организована Корейская киберспортивная ассоциация (Korean eSports Association, KeSPA ). Главная задача KeSPA — признание профессионального гейминга как вида спорта. Ассоциация организовывала, освещала в СМИ и на телевидении турниры по кибериграм, оказывала поддержку киберспортсменам и защищала их права.

При активном содействии компании Samsung и KeSPA в 2000 году состоялся чемпионат мира World Cyber Games. Участниками первого межнационального турнира стали профессиональные геймеры из 17 стран мира. Соревнования проходили в четырех дисциплинах. Чемпионов наградили медалями и денежными призами. Призовой фонд первого чемпионата составил 200 000 $.

Признание киберспорта в России

Первой страной, признавшей киберспорт официальным видом спорта, стала Россия. Случилось это 25 июля 2001 года. Но уже в июле 2006 года киберспорт был исключен из ВРВС (Всероссийский реестр вида спорта), так как не соответствовал критериям для внесения в реестр.

В 2016 году Федерация компьютерного спорта России снова добилась своего. Компьютерный спорт как вид спорта включили во второй раздел реестра ВРВС «Виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне».

Международная федерация киберспорта

В 2008 году киберспортивные организации объединились в Международную федерацию киберспорта (International Esports Federation, IESF). Главная роль в создании IESF принадлежит представителям компьютерного спорта из Южной Кореи.

Основная цель IESF — признание киберспорта официальным видом спорта на мировом уровне, а также Международным олимпийским комитетом (МОК). В 2014 году IESF стала членом Международной ассоциации спорта для всех (ТАФИСА). К 2022 году в Федерации насчитывалось 128 национальных киберспортивных организаций.

Начиная с 2009 года IESF ежегодно проводит чемпионат мира по киберспорту. На первом чемпионате в Южной Корее приняли участие 180 геймеров. В 2019 году на «Esports World Championship» зарегистрировалось уже 500 человек.

Рекомендуем к прочтению

Крупнейшие призовые фонды

Крупнейшие призовые фонды в истории киберспорта на конец 2021:

  1. 2021 год. Dota 2: The International 10 — 40 018 195 $. Чемпионы — команда Team Spirit (СНГ) — 18 208 300 $.
  2. 2019 год. Dota 2: The International 9 — 34 330 069 $. Чемпионы — команда OG (Европа) — 15 600 000 $
  3. 2019 год. Fortnite: World Cup Finals 2019 — 30 400 000 $. Чемпион в соло — Кайл Bugha Гирсдорф (США) — 3 000 000 $. Чемпионы в дуо-финале — Дэвид «Aqua W» и Эмиль «Nyhrox» — 3 000 000 $.
  4. 2018 год. Dota 2: The International 8 — 25 532 177 $. Чемпионы — команда OG (Европа) — 11 190 158 $.
  5. 2017 год. Dota 2: The International 7 — 24 787 916 $. Чемпионы — команда Team Liquid (Нидерланды) — 10 862 683 $.
  6. 2016 год. Dota 2: The International 6 — 20 770 460 $. Чемпионы — команда Wings Gaming (Китай) — 9 139 002 $.
  7. 2015 год. Dota 2: The International 5 — 18 429 613 $. Чемпионы — команда Evil Geniuses (США) — 6 634 661 $.
  8. 2014 год. Dota 2: The International 4 — 10 923 977 $. Чемпионы — команда NewBee (Китай) — 5 025 051 $.
  9. 2021 год. Honor of Kings: World Champion Cup — 7 742 069 $. Чемпион — команда QG Happy — 3 251 669 $.
  10. 2021 год. PUBG: Global Invitational. S 2021 — 7 056 789 $. Чемпион — Саскуэханна Соникс — $ 1 296 189.
  11. 2018 год. League of Legends: World Championship — 6 450 000 $. Чемпион — команда Invictus Gaming — 2 418 750 $.
  12. 2020 год. Call of Duty League Championship — 6 000 000 $. Чемпион — команда Dallas Empire — 1 500 000 $.
  13. 2019 год. PUBG Global Championship — 4 000 000 $. Чемпион — команда Gen. G Esports — 2 000 000 $.
  14. 2019 год. Overwatch League 2019 плей-офф — 3 500 000 $. Чемпион — команда San Francisco Shock (США) — 1 100 000 $.
  15. 2015 год. DOTA 2: Asia Championship — 3 057 519 $. Чемпион — команда Evil Geniuses — 1 284 158 $.

Киберспортивные дисциплины

Топ-25 киберспортивных дисциплин 2021 года

Боевая арена

Игра League of Legends
  • Международное наименование: MOBA, Multiplayer Online Battle Arena (многопользовательская онлайновая боевая арена).
  • Написание игр в протоколах соревнований: DOTA 2, League of Legends, Brawl Stars, League Of Legends: Wild Rift, Mobile Legends, Arena Of Valor.

Участники — две команды по 5 игроков. Задача игроков — уничтожить главное здание команды соперника. Каждый игрок управляет одним героем с определенными характеристиками и способностями. В течение матча игроки развивают своего персонажа, покупают ему снаряжение и расходники, дают здоровье.

Главные соревнования для League of Legends — чемпионат мира Worlds. Призовой фонд формирует компания Riot Games. В России под руководством Riot Games проводится студенческая лига и континентальная лига (LCL, региональный чемпионат по League of Legends).

Список киберспортивных игр по боевой арене

  • Dota 2. Разработчик и издатель — корпорация Valve (США). Участники — 2 команды по 5 человек. Игра изображает сражение на карте особого вида и имеет героев-персонажей с различными способностями и характеристиками. Цель игрока — защитить свой объект (крепость, трон) и уничтожить особый объект (крепость, трон) соперника.

Главные соревнования для Dota 2 — чемпионат The International. Продажи тематических цифровых предметов формируют призовой фонд турнира. В России за проведение соревнований отвечает Федерация компьютерного спорта России (ФКСР). Главные турниры по Dota 2 в России — чемпионат России, кубок России, Всероссийская киберспортивная студенческая лига, школьная киберспортивная лига.

  • League of Legends. Разработчик — корпорация Riot Games (США). Издатели — Riot Games (США), Tencent Holdings Ltd (Китай), Garena(Сингапур), GOA (Ирландия, 2009-2010), THQ (США, 2009). Участники — 2 команды по 5 человек. Игра проходит на карте особого вида. Каждый игрок управляет одним персонажем. В течение матча чемпионы зарабатывают очки опыта и золото, могут получать новые способности, улучшать свои характеристики и приобретать предметы. Задача команды — уничтожить особое ценное сооружение (нексус) соперника и защитить свое.

Главные соревнования для League of Legends — чемпионат мира Worlds. Призовой фонд формирует компания Riot Games. В России под руководством Riot Games проводится студенческая лига и континентальная лига (LCL, региональный чемпионат по League of Legends).

  • Brawl Stars. Разработчик и издатель — Supercell (Финляндия). Задача игрока (команды из 2-5 человек) — победить команду других игроков или противника под руководством искусственного интеллекта в разнообразных игровых режимах. Каждый игрок выбирает персонаж с определенными навыками, звездными силами и гаджетами, продвигается по игровой трофейной дороге, участвует в боях с другими игроками.
  • Игры для мобильных устройств: League Of Legends: Wild Rift (Разработчик и издатель — Riot Games); Mobile Legends (разработчик Moonton (Китай), издатели — Moonton, Elex Technology (Китай)); Arena Of Valor (разработчик — TiMi Studio Group (Китай), издатель — Level Infinite).

Соревновательные головоломки

Игра Hearthstone
  • Международное наименование: Competitive puzzles.
  • Написание игр в протоколах соревнований: Hearthstone, Dueling tetris, Clash Royale.

Соревновательные головоломки — видеоигра в жанре головоломки. Цель игрока — решить логическую задачу быстрее участников соревнований. Результат игрока зависит от скорости логического мышления и сообразительности, способности рассчитать стратегию игры для достижения победы.

Список киберспортивных игр серии соревновательных головоломок

Соревнования проводятся по Hearthstone и Clash Royale. В игре определенные карты складываются в колоды. Для победы сопернику необходимо решить головоломку первым.

  • Hearthstone — полноценная коллекционная карточная игра с пошаговым боем. Главное соревнование — чемпионат мира. Участвовать на этом турнире может только победитель одного из двух сезонов Grandmasters. Чтобы добраться до элитного дивизиона Grandmasters, каждый желающий проходит сначала онлайн-отборочные для серии состязаний Masters Tourр. Игрок, заработав необходимое количество специальных баллов на Masters Tourр, попадает в Grandmasters.
  • Clash Royale — стратегия в реальном времени с элементами карточных игр. Главное соревнование — чемпионат мира. На чемпионате мира за турнирные очки и приз борются 8 игроков, отобравшихся на квалификации из топ-1000 лучших игроков мира. Организаторы турнира отбирают 32 игрока с максимальными баллами из 8 сезонов для борьбы за один миллион долларов.

ФКСР проводит турниры по Clash Royale и Hearthstone среди школьников и студентов.

Спортивный симулятор

игра спортивный симулятор
  • Международное наименование: Sports simulators.
  • Написание в протоколах соревнований: NHL (номер версии), Madden NFL (номер версии), EA Sports UFC (номер версии), PGA TOUR (номер версии), Tennis World Tour (номер версии).

К спортивным симуляторам относятся любые киберспортивные игры, имитирующие состязания по «традиционным» видам спорта.

Список киберспортивных игр серии спортивный симулятор

  • NHL. Серия симуляторов хоккея. Разработчик — EA Canada (Канада), издатель — EA Sports (США). Новое издание выходит ежегодно с учетом произошедших изменений в хоккее.
  • Madden NFL. Серия симуляторов американского футбола. Издатель — Electronic Arts. Серия названа в честь спортивного тренера и комментатора Джона Мэддена.
  • EA Sports UFC. Серия стимуляторов смешанных единоборств. Игра основана на бренде Ultimate Fighting Championship. Разработчик — Electronic Arts (Канада) и SKYBOX Labs (США). Издатель — EA Sport (США). Основными лицами игры являются Джон Джонс и Александр Густафссон.
  • EA Sports UFC. Серия стимуляторов гольфа. Первый разработчик — Electronic Arts (Канада). Издатель — EA Sport (США).
  • Tennis World Tour. Серия симуляторов большого теннисса. Разработчик — Breakpoint. Издатель — Bigben Interactive (Франция).

Стратегия в реальном времени

Стратегия в реальном мире
  • Международное наименование: RTS, Real-time strategy.
  • Написание игр в протоколах соревнований: Starcraft (номер версии), Warcraft (номер версии), Age of Empires: Definitive Edition, Total War: WARHAMMER II, Sid Meier’s Civilization, Heroes of might and magic.

Для соревнований используются тактико-стратегические видеоигры, в них полностью отсутствует очередность ходов игроков. Соперники на арене в реальном времени позиционируют и маневрируют объектами управления для защиты районов карты и/или уничтожения активов своих соперников. В ходе игры могут создаваться дополнительные объекты управления и улучшаться свойства уже имеющихся. Задача игрока — управлять своими ресурсами так, чтобы суметь победить.

Список киберспортивных игр серии стратегия в реальном времени

  • StarCraft. Разработчик и издатель — Blizzard Entertainment (США). Научно-фантастическая сюжетная линия игры основывается на противоборстве и сотрудничестве трех рас — терранов, зергов и протоссов. Каждая сторона отличается внешним видом, характеристиками своих представителей, общей стратегией боя.
  • Warcraft. Серия игр в реальном времени. Сюжет — противостояние людей и орков в мире Азерот. Разработчик и издатель — Blizzard Entertainment (США).
  • Age of Empires II: Definitive Edition. Компьютерная игра в жанре стратегии реального времени. Разработчик — Forgotten Empires, издатель — Xbox Game Studios. Для развития своей цивилизации игроку предстоит выстраивать экономическую и военную стратегию — строить поселения, улучшать экономику, укреплять границы, заключать союзы и проводить военные компании против вражеских цивилизаций.
  • Total War: Warhammer II. Компьютерная игра в жанре стратегии реального времени и пошаговой стартегии. Разработчик — Creative Assembly (США), издатель — Sega. Действие игры разворачивается во вселенной Warhammer Fantasy на континентах Люстрия, Наггарот, Ултуан и Южноземелье. Сюжетная линия — борьба между расами за обладание Великим Вихрем.

Тактический трехмерный бой

Тактический трехмерный бой
  • Международное наименование: Tactical shooters, Shooter.
  • Написание игр в протоколах соревнований: Warface, Armored Warfare, World of Tanks, Valorant, Counter-Strike: Global Offensive, Overwatch, Rainbow Six: (номер версии), Free Fire, Call of Duty (номер версии), PlayerUnknown’s Battlegrounds, PlayerUnknown’s Battlegrounds Mobile.

Для соревнований используются командная видеоигра, выступающая симулятором тактического боя. Каждый участник команды управляет своим объектом. Во время игры происходит взаимодействие с участниками своей команды. Цель — первыми уничтожить объект управления команды соперника. Результат зависит от слаженной работы всех участников команды.

Список киберспортивных игр серии тактический трехмерный бой

  • Warface. Жанр — массовый многопользовательский онлайн-шутер от первого лица (MMOFPS). Разработчик — Crytek Kiev, издатель — Mail.ru Group. Игрокам предстоит вести сражения как в крупных городов, так и в маленьких деревушках. В PvE версии предстоит выполнять миссии в самых отдаленных уголках планеты. В PvP-режимах игроки смогут выбрать класс своего бойца для участия в тактических режимах и динамичных боях на выживание. Успех в командном режиме зависит от слаженной работы участников игры.
  • Armored Warfare. Клиентская многопользовательская онлайн-игра в жанре аркадного танкового симулятора. Разработчик — Obsidian Entertainment (США), издатель — My.com. В версиях PvP и PvE игроки управляют танками и другими типами современной бронетехники. Участникам доступны боевые машины двух поставщиков пяти классов. Боевые машины отличаются техническими характеристиками и уровнями (с 1 по 10).
  • Valorant. Разработчик — Riot Games (США), издатель — Riot Games. В игре происходит противостояние двух команд из пяти игроков. Перед началом матча игроки выбирают для себя героя. Задача нападающей команды — за отведенное время уничтожить всех соперников или установить бомбу и успешно взорвать ее. Задача обороняющейся команды — помешать соперникам.
  • Counter-Strike: Global Offensive. Трехмерный многопользовательский шутер от первого лица. Разработчик — Valve (США), Hidden Path Entertainment (США), издатель — Valve (США), Beijing Perfect World (КНР). Две команды (террористы и спецназ) противостоят друг другу. Существуют несколько многопользовательских режимов и два сценария. В первом сценарии: задача террористов — заложить бомбу, задача спецназа — успешно ее разминировать. Во втором сценарии: задача спецназа противостоять террористам и освободить заложников.
  • Overwatch. Многопользовательский шутер от первого лица. Разработчик — Blizzard Entertainment (США), издатель — Blizzard Entertainment. В игре происходит противостояние двух команд по шесть человек. Перед каждым сражением игроки выбирают себе персонажей-героев. Задача команды — выполнить определенные задания на карте за отведенное временя.
  • Call of Duty. Многопользовательский шутер от первого лица. Разработчик — Infinity Ward (США), Treyarch (США), Sledgehammer Games (США), Raven Software (США), издатель — Activision. Сюжетная кампания в играх серии может быть как однопользовательской, так и кооперативной. Во всех основных играх серии присутствуют уровни сложности. Представлено несколько сетевых режимов игры: бой против всех, командный бой, штаб, поиск и уничтожение.
  • PlayerUnknown’s Battlegrounds. Многопользовательская игра в жанре королевской битвы. Разработчик — PUBG Corporation (Корея), издатель — PUBG Corporation, Microsoft Studios, My. Games, Tencent, DMM Games. Задача игрока (команды) — сразиться в «королевской битве» и стать последним выжившим. В игре могут участвовать до 100 человек.
  • Игры для мобильных устройств: Free Fire (Garena Free Fire), PlayerUnknown’s Battlegrounds Mobile.

Технический симулятор

Киберспорт: что это, история, дисциплины и факты
  • Международное наименование: Technical simulators.
  • Написание игр в протоколах соревнований: Project CARS (номер версии), Assetto Corsa Competizione (версия), Rotor Rush, DCL the Game.

Видео игра с устройствами ввода и вывода для виртуального управления техническим средством (танком, самолетом, автомобилем). Задача участника соревнования — победить, соблюдая технические правила дисциплины. Игрок имитирует физическое поведение водителя и управление техническим средством.

С помощью технических симуляторов можно получить навыки управления реальными техническими средствами (например: танковый симулятор, авиационный симулятор, автомобильный симулятор).

Список киберспортивных игр серии технический симулятора

  • Project CARS. Игра в жанре автосимулятора. Разработчик — Slightly Mad Studios (Великобритания), издатель — Bandai Namco Entertainment.
  • Assetto Corsa Competizione. Игра в жанре гоночного симулятора. Разработчик — Kunos Simulazioni, издатель — Kunos Simulazioni, 505 Games. Одиночный режим игры: режим карьеры, индивидуальный чемпионат, индивидуальные гонки, особенные режимы игрового процесса. Многопользовательские режимы: свободная практика, горячий круг, супертрасса, горячий отрезок, быстрая гонка (одна гонка продолжительностью до одного часа), уик-энд спринтерской гонки (до двух тренировок, двух квалификационных сессий и двух гонок продолжительностью до одного часа), уик-энд гонок на выносливость (с двумя тренировками, четырьмя квалификационными сессиями и первой десяткой супертрасс, а также одной или двумя гонками продолжительностью от одного до двадцати четырех часов каждая).
  • DCL the Game. Игра в жанре симулятор гонок на дронах Лиги чемпионов. Разработчик — Drone Champions AG, Climax Studios, издатель — Drone Champions League, THQ Nordi.

Файтинг

Видеоигра Street Fighter
  • Международное наименование: Technical simulators.
  • Написание игр в протоколах соревнований: Street Fighter (номер версии), Tekken (номер версии), Mortal Kombat (номер версии), Injustice (номер версии).

Видеоигры, имитирующие процесс единоборств на арене. Задача участника соревнования — снизить до нуля параметр энергии (здоровья) объекта управления соперника за отведенное время.

Список киберспротивных игр серии файтинга

  • Street Fighter. Разработчик — Capcom, издатель — Capcom. Главный герой игры японский каратист Рю на протяжении всех игр путешествует по всему миру в поисках достойных соперников.
  • Tekken. Разработчик — Namco, Bandai Namco Studios, издатель — Namco, Bandai Namco Entertainment, Sony Computer Entertainment Europe. Игрок выбирает себе одного персонажа для участия в соревнованиях за приз. Всего персонажей 44. Отличаются этническим происхождением, возрастом, полом и стилями боя.
  • Mortal Kombat. Файтинг с поединками один на один. Разработчик — Midway Games (США), NetherRealm Studios (США), издатель — Midway Games, WB Games.
  • Injustice: Gods Among Us. Файтинг с поединками один на один. Разработчик — NetherRealm Studioss, издатель — Warner Bros. Interactive Entertainment.

Киберспортивные организации

Как создать игру, во всех подробностях и пошагово

В киберспорте насчитывается достаточно большое количество компаний. Согласно классификации, это:

  • разработчики игр;
  • агентства по продвижению киберспортивных игр;
  • спонсоры;
  • аналитические центры;
  • бродкаст-студии (выпускают контент и медиа);
  • букмекерские конторы (принимают ставки на турниры);
  • арены для киберспорта;
  • площадки для стриминга;
  • ассоциации (занимаются развитием сообществ);
  • консалтинговые компании (помогают увеличить доходы) и др.

Площадки с игровыми компьютерами

Что такое киберклуб

Киберклуб

Киберклуб — событийный центр небольшого масштаба, выполняющий развлекательную функцию в рамках киберспортивных или околокиберспортивных мероприятий.

Отличительная особенност — наличие компьютерного зала. В некоторых киберклубах предусмотрен небольшой зрительный зал до 100 мест. За пользование компьютером с геймера взимается плата. В компьютерных клубах проводятся зрелищные мероприятия — небольшие турниры, учебные мероприятия — тренировка команд. Сюда приходят поиграть, пообщаться и отдохнуть с друзьями, окунуться в атмосферу компьютерного мира.

Что такое киберарена

Открыли VR арену в Москве. Ошибки при открытие бизнеса. WARPOINT
Киберарена

Киберарена — событийный центр среднего масштаба, выполняющий зрелищную функцию в рамках киберспортивных или околокиберспортивных мероприятий.

Отличительная особенность — зрительный зал более чем на сто мест. Может иметь компьютерные залы. В киберарене проводятся турниры средних и больших масштабов.

Основные функции киберарены:

  • проведение киберспортивных и околокиберспортивных мероприятий;
  • образовательная;
  • развлекательная;
  • социальная;
  • рекреационная.

Что такое киберспортивный комплекс

Киберспортивный комплекс

Киберспортивный комплекс — событийный центр большого масштаба, выполняющий зрелищную функцию в рамках киберспортивных или околокиберспортивных мероприятий

Отличительная особенность — зрительный зал более чем на сто мест, компьютерный зал, дополнительные общественные помещения (музей, лектории, кафе, ресторан и другие). На территории комплекса проводятся турниры любых масштабов, многочисленные виды киберспортивных мероприятий, конференции, лекции, форумы и другие учебно-развлекательные мероприятия.

Основные функции киберспортивного комплекса:

  • зрелищная;
  • образовательная;
  • развлекательная;
  • социальная;
  • рекреационную.

Что такое киберспортивные турниры

Турниры в компьютерном спорте делятся на коммерческие и некоммерческие. За организацию коммерческих турниров отвечают издатели самостоятельно или совместно со специализированными Event-агентствами. Некоммерческие турниры организуют энтузиасты компьютерного мира.

Существует несколько десятков дисциплин для киберспорта, по которым проводятся как профессиональные, так и любительские чемпионаты. Соревнования могут проходить в двух режимах: онлайн или оффлайн.

Формат турниров

Каждый турнир состоит из 3 основных составляющих:

  • групповой этап;
  • плей-офф;
  • матчи, которые организуются в рамках группового этапа и плей-офф.

Для каждого соревнования существует свой регламент и судьи, которые следят за соблюдением всех правил. Матч разделен на части и между ними есть перерывы для восстановления сил игроков. В плей-офф турнирах победители проходят в следующий раунд. Главная задача участника — оказаться сильнее соперника.

Как попасть на турнир

Для начала необходимо следить за тем, как играют профессионалы, анализировать их ходы, а также общаться с единомышленниками в специальных чатах, создать свою команду, найти спонсора.

Очень много времени потребуется для тренировок в выбранной игре и развития своих навыков. Немаловажно и поддерживать здоровый образ жизни. Все это достигается не за один месяц.

Начинать карьеру в компьютерном спорте следует с маленьких площадок, соревнование на которых дают опыт и знания.

Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии