Ребенок просит забрать его из спортивного лагеря

В первый раз покидая родителей и родной дом, ребенок в спортивном лагере может испытывать стресс. Нужно время, чтобы он привык к новой обстановке и стал частью коллектива. Чтобы понять, стоит ли забирать ребенка из лагеря по первой просьбе, нужно знать, как протекает процесс адаптации. Важно правильно подготовить ребенка к поездке.

Периоды лагерной смены и пики трудности

Обычную лагерную смену условно делят на три периода. Каждый из них характеризуется своими критическими точками. Именно в этот момент эмоциональное состояние ребенка является наименее стабильным.

Организационный период

Наиболее сложный для девочек и мальчиков период, когда происходит адаптация к новой среде и распорядку. В 1-2 день пребывания в лагере ребенок зациклен только на себе. Мысли его заняты следующими вещами:

  • еда;
  • спальное место;
  • безопасность;
  • неопределенность;
  • расставание с домом.

На 3-4 день начинается «пик трудности», когда ребенку приходится выглянуть из собственной «раковины» и начать взаимодействовать с окружающей средой. Он начинает искать свое место в коллективе, и не всегда это удается сразу. Чаще всего именно в этот период ребенок начинает названивать домой, жаловаться и просить забрать его. В коллективе он становится конфликтным и тяжело идет на контакт. Для того, чтобы ребенок успокоился и нашел свое место, нужно время.

Основной

На 8-9 день формируется микрогруппа. У каждого ребенка появляется свое место в коллективе. Возможно возникновение конфликтов, так как некоторые дети не согласны со своим положением в группе. Важно, чтобы девочки и мальчики были чем-то заняты: творческой деятельностью или играми, иначе конфликты в группе только усиливаются.

На 8-10 день возникают конфликты между девочками и мальчиками.

«Пик привыкания» приходится на 13-14 день лагерной смены. Ребенок уже привык к коллективу и распорядку. Он теряет интерес к происходящему, ему становится скучно. Важно, чтобы детям в этот период было предоставлено больше свободы. Среди них появляются свои лидеры, которые проявляют инициативу.

Заключительный

На 21 день дети уже устают, им нужна смена деятельности или переход на новый уровень. На этот период приходится «пик усталости». Ребенок устает от постоянной жизни в шумном коллективе. Он становится раздражительным и конфликтным, снова просится домой. Важно, чтобы в этот период ребенку давали больше творческих ответственных заданий. Некоторые дети наоборот могут переживать из-за того, что им придется расстаться с друзьями. В таком случае ребенку нужна поддержка родителей.

Период адаптации

Длительность и сложность адаптации зависит от личностных особенностей характера и поведения ребенка. Детям определенного типажа нужно немного больше времени для привыкания и нахождения своего места в коллективе.

Период адаптации у активных детей

Активные общительные дети адаптируются намного быстрее. В основном на привыкание им требуется 1-3 дня. Такие дети быстро находят новых друзей и занимают свое место в коллективе. Они с любопытством относятся к новой обстановке. Принимают участие во всех играх и мероприятиях. Чем больше у ребенка опыт в коммуникации со сверстниками, тем легче и быстрее у него пройдет адаптация в лагере.

Период адаптации у стеснительных, робких детей

Период адаптации у робкого ребенка может затянуться до недели. Такой ребенок первое время ощущает себя чужим в коллективе. Он стесняется проявлять инициативу, а потому чувствует себя одиноким и ненужным. Ему тяжело вливаться в группу и находить новых друзей. Завоевать доверие такого ребенка сложнее, но и он вполне способен адаптироваться.

Причины тяжелой адаптации

Существуют обстоятельства, при которых адаптация ребенка на новом месте происходит особенно тяжело. Причины тяжелой адаптации можно разделить на две категории:

  1. Проблемы, связанные с воспитанием и семейными обстоятельствами. Возникают в результате ошибок в воспитании (появляются комплексы и мании), или связаны с особенностями взаимодействия внутри семьи (замкнутость, агрессия, депрессия). Отсутствие внимание к ребенку внутри семьи или его переизбыток приводят к неспособности строить отношения с коллективом. Также куда сложнее адаптируются дети, которые были усыновлены из детских домов.
  2. Эмоциональные и психологические проблемы ребенка:
  • расстройства невротического характера (истерия, фобии, неврастения);
  • повышенная тревожность;
  • особенности, связанные с чертами характера;
  • психическая защита, которая выражается в девиантном поведении.

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепризнанных, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в данный период их развития.

Возрастные особенности детей

Длительность и особенности адаптации также зависят от возраста ребенка. Каждая возрастная группа имеет отличия, в зависимости от которых важно подобрать правильный подход к ребенку.

Дети до 10 лет

Дети подвижны, любопытны, очень активны. В этот период они познают окружающий мир. Могут быть упрямы и активно проявлять собственную волю. Они привыкли, что являются центром внимания в своей семье. В этом возрасте дети добры, открыты и очень редко лгут. Они быстро забывают запреты. Периодически нуждаются в напоминании о том, чего делать нельзя, а что делать можно.

Дети 10-11 лет

Этот возраст характеризуется высокой активностью, жизнерадостностью, повышенной эмоциональностью, импульсивностью, подвижностью. Ребенок нуждается в публичной похвале, а вот ругать его стоит наедине. Важно, хорошо, а не поверхностно, разбираться в возникающих конфликтах в группе.

Дети 11-12 лет

Дети в этом возрасте наиболее склонны к бродяжничеству. Для ребенка важное значение имеет его положение в коллективе. Это пора, когда большую роль начинают играть дружба и любовь. У ребенка должна быть возможность принимать собственные решения и проявлять себя.

Дети 13-15 лет

В этом возрасте ребенок уже имеет свою точку зрения, которая часто не сходится с мнением взрослых. Противостояние с подростком в лоб может вести к конфликтам. Отношения лучше строить на основании принципа «торговли», то есть договариваться, а не указывать.

Определяем готовность ребенка к лагерю

Уже в 5-6 лет ребенок становится готов к длительному пребыванию вдали от родителей. Оптимальный возраст для поездки в лагерь 8-9 лет. Однако, все сугубо индивидуально. Есть дети младших возрастов, которые получат от поездки в лагерь только положительные эмоции. А иногда дети старшего возраста не готовы оторваться от родителей или родного дома.

Есть критерии, по которым можно определить готовность ребенка к поездке в лагерь:

  1. Ребенок способен обслуживать себя сам. Он может следить за своим внешним видом, самостоятельно одеваться, есть, заправлять кровать.
  2. Ребенок сам хочет поехать в лагерь или не против такой поездки. Иногда родители отправляют детей на отдых исходя из эгоистических побуждений. Например, они желают немного отдохнуть от своего чада. При этом сам ребенок никуда ехать не желает. Такая насильственная поездка станет для него настоящим стрессом. Он почувствует себя выброшенным и никому не нужным.
  3. Ребенок легко заводит знакомства и находит общий язык с другими детьми. Это не означает, что флегматичных мальчиков и девочек не стоит отправлять в лагерь. Если ребенок очень тяжело адаптируется в новом коллективе, в лагере ситуация может только усугубиться. Сын (дочь) непросто не научится общаться со сверстниками, но и получит стресс.

Пройти тест «Готов ли ребенок к пребыванию в лагере?».

Готовим ребенка к лагерю

Лучше, если ребенок будет участвовать в выборе лагеря. Его мнение должно учитываться родителями, тогда ребенок с самого начала будет заинтересован в происходящем. Он будет чувствовать, что к нему прислушиваются, и поймет, что его мнение имеет вес.

К новому распорядку готовиться нужно заранее. Еще за месяц до поездки стоит начать заводить будильник. Обед должен проходить в одно и то же время каждый день, не стоит забывать и об «отбое».

Поездка может стать причиной волнения не только для ребенка, но и для его родителей. Не стоит делиться своими переживаниями с ребенком. Наоборот, нужно настраивать его на положительный лад, а собственные переживания держать при себе.

Перед поездкой ребенку стоит объяснить к кому он может обратиться в случае конфликтных ситуаций. Следует дать полезные советы и напутствия.

Ребенок просится домой

В лагере ребенку предстоит преодолеть нелегкий период адаптации. Именно в этот момент чаще всего дети начинают проситься домой. Не нужно сразу же ехать за ребенком, но и игнорировать просьбы тоже не стоит. Расспросите, почему ребенок хочет вернуться домой. Что его не устраивает, почему ему тяжело. Стоит объяснить, что все проблемы временные, и скоро станет лучше. Дайте совет как поступить в той или иной ситуации. Зачастую такие просьбы являются импульсивными, и ребенку просто нужно время, чтобы привыкнуть.

Если возник конфликт, или ребенка обижают, нужно связаться с администрацией лагеря. Вожатые должны взять все в свои руки и разрешить конфликт.

Если же жалобы продолжаются, а ребенок, несмотря ни на что, просит забрать его из спортивного лагеря, стоит пойти на поводу. Возможно, ребенок был еще не готов к поездке или возникли конфликтные ситуации, с которыми он не смог справиться. В любом случае постоянное пребывание в стрессовом состоянии негативно сказывается на здоровье.

Вывод

Поездка в спортивный лагерь иногда становится не только источником положительных эмоций и приятных воспоминаний. Новое место, незнакомый коллектив, расставание с родителями могут привести к просьбам ребенка забрать его из спортивного лагеря домой. Зачастую это импульсивное желание, о котором сын (дочь) забудет, как только адаптируется. В сложный период родителям стоит поддержать ребенка и помочь ему советами.

Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии