Список гимнастических терминов с расшифровкой

Термин — краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия.

Гимнастическая терминология — это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнений.

Гимнастическую терминологию следует применять с учетом квалификации занимающихся. Одновременно с изучением нового элемента гимнаст знакомится с термином.

Требования, применяемые к терминологии:

  • Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствований из других языков (сальто, пируэт), полностью соответствовать законам морфологии и грамматике языка данного народа. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.
  • Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности данного упражнения (действия) или понятия. Чем точнее термин, тем гимнасту легче правильно представить упражнение и быстро его освоить. Существование точной терминологии разрешает более широко использовать слово в тренировке гимнастов и вместе с тем в большей мере определять грамотность занимающихся.
  • Краткость. Краткие термины удобны для произношения. Правила сокращения облегчают наименование и запись упражнений.
Содержание (нажмите, чтобы свернуть)
  1. Классификация терминов и способы образования терминов
  2. Правила сокращений
  3. Правила и формы записи упражнений
  4. Обозначение поворотов
  5. Обозначение символами
  6. Методика обучения терминологии
  7. Общие термины
  8. Общие понятия
  9. Характеристики движений
  10. Терминология строевых упражнений
  11. Виды строя
  12. Элементы строя
  13. Команды
  14. Команды для построения
  15. Расчет группы
  16. Повороты
  17. Команды для передвижения
  18. Команды для перестроения
  19. Команды разведения и слияние
  20. Команды для размыкания и смыкания
  21. Основные термины гимнастических упражнений
  22. Исходное положение
  23. Лежа на спине
  24. Стойки
  25. Седы
  26. Седы с прямыми ногами
  27. Седы с согнутыми ногами
  28. Сед на снарядах
  29. Техника выполнения седа углом
  30. Присед
  31. Упор
  32. Упоры лежа
  33. Выпад
  34. Наклоны
  35. Подскок
  36. Положения и движения рук
  37. Положения прямых рук
  38. Стандартные положения рук
  39. Движение руками
  40. Терминология положения и движения кистей рук
  41. Положение и движение ног
  42. Термины упражнений на снарядах
  43. Вис, упор, смена положения
  44. Перемещения на снаряде
  45. Термины для обозначения маховых движений
  46. Термины акробатических упражнений
  47. Прыжки
  48. Перевороты
  49. Полуперевороты
  50. Стойка в акробатике
  51. Равновесие
  52. Термины вольных упражнений
  53. Термины упражнений художественной гимнастики
  54. Шаги
  55. Повороты в художественной гимнастике
  56. Прыжки в художественной гимнастике
  57. Движение с предметами
  58. Фигурные движения
  59. Основные краткие термины по системе КОСТ
  60. Служебные термины
  61. Гимнастические термины

Классификация терминов и способы образования терминов

Термины делятся на группы:

  1. Общие термины. Используются для обозначения общих понятий, групп упражнений, гимнастических снарядов, инвентаря. Например: строевые упражнения, вольные упражнения, брусья, перекладина.
  2. Основные термины (конкретные). Предназначены для передачи смыслового признака упражнения. Например: подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, наклон, переворот, мах.
  3. Дополнительные термины. Уточняют основные и указывают направление движения, способ выполнения, условия опоры и другие. Например: разгибом, дугой, переворотом, на руках, шагом, на голове и другие.

Название упражнения, как правило, состоит из основного и дополняющего терминов. Первый выражает суть, второй уточняет движение и его последовательность. При необходимости добавляются слова, подчеркивающие характер выполнения. Например: движение рукой делать резко, расслабленно, мягко.

Способы образования терминов:

  • Переосмысливание — придание нового терминологического значения уже существующим словам. Например: мост, шпагат, колесо, березка, выход, ласточка, переход и другие.
  • Словосложение — это термины, состоящие из двух или нескольких слов. Например: высокие брусья, далеко-высокие прыжки.
  • Термины, образованные из корней отдельных слов общепринятого языка. Например: вис, упор, мах, сед, выпад и другие.
  • Термины, обозначающие статические положения, образуются с учетом условий опоры или положения тела в пространстве. Например: вис углом, вис согнувшись, стойка на голове, стойка на лопатках и другие.
  • Термины прыжков и соскоков определяются в зависимости от положения тела в фазе полета. Например: прыжок согнув ноги, прыжок ноги врозь и другие.
  • Аутотермины — по фамилиям первых исполнителей данного элемента. Например: петля Корбут, вертушка Диамидова.

Наиболее чаще употребительные аутотермины в спортивной гимнастике: «Азарян», «Делчев», «Диомидов», «Хейли», «Хонма», «Юрченко», «Кенмоцу», «Ковач», «Люкин», «Мадьяр», «Шишова», «Штальдер», «Ткачев», «Цукакара».

Правила сокращений

Для кратности принято не указывать следующие слова:

  • нога — при махах, движениях ногой в общеразвивающихся упражнения, постановкой ее на носок;
  • обозначающие положение рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю;
  • туловище — при наклонах;
  • поднять, упустить — при движении руками или ногами;
  • вперед — при указании направления движения, если оно выполняется кратчайшим, единственно возможным путем.

Правила и формы записи упражнений

К правилам записи относится:

  • порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений;
  • соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи.

При записи отдельного движения указывают:

  1. Исходное положение.
  2. Название движения.
  3. Направление.
  4. Конечное положение при необходимости.

Например: И. п. (узкая стойка, руки на поясе), поворот вправо, и. п.

Обозначение поворотов

Повороты на 45°, 90°, 180° градусами не обозначаются, а записываются словами:

  • полуповорот направо (налево),
  • поворот направо (налево),
  • кругом.

Во всех других случаях говорят: «Поворот направо (налево), на 135, 360, 540 и т. д. градусов».

Обозначение символами

  • Тире (—) — разделительный знак между элементами в комбинации, где возможна пауза.
  • Плюс (+) — знак слитного выполнения соединяемых элементов (движений).
  • Дефис (-) — разделяет записи последовательных действий внутри фигуры.
  • Тильда (~) — разделяет записи действий, исполняя функцию тире внутри фигуры.
  • Больше (>) — отделяет запись действия от записи и. п. или к. п.
  • Меньше (<) — знак принадлежности к записанной справа от него фигуре, упражнению, танцу, виду спорта и т. д.
  • Двоеточие (:) — знак конкретизации, уравновешивания. Запись по обе стороны от него в равной степени относится к группе элементов, элементу или отдельной характеристике элемента.
  • Равно (=) — знак «или»: (вп=нз) — вперед или назад.
  • Запятая (,) — показывает очередность элемента в комбинации без паузы.
  • Союз «и» — означает, что следующий элемент исполняется после окончания предшествующего без остановки.
  • Предлог «с» — означает, что следующий элемент исполняется одновременно с окончанием предыдущего.

Методика обучения терминологии

  1. Проговаривание выполняемых движений.
  2. Различные варианты создания представления об упражнении.
  3. Запоминание терминов при помощи карточек.

Общие термины

Общие понятия

Элемент — составная часть упражнения (комбинации). Является отдельным законченным движением или действием определенной структуры. Имееет начало, основу и окончание.

Соединение — сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно. При этом исполнение одного элемента как правило затрудняет (осложняет) исполнение другого.

Упражнение(комбинация) — это сочетания отдельных элементов и соединений в определенном порядке для получения единой целостной композиции. Имеет начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.

Общеразвивающиеся упражнения (ОРУ) — доступные упражнения для занимающихся, технически несложные элементарные движения туловищем, головой, руками и ногами или сочетание действий различными частями тела. ОРУ оказывают всестороннее воздействие на человека.

Характеристики движений

Одноименные — движения, совпадающие по направлению со стороной конечности — правой вправо или левой влево.

С одноименным поворотом — это движение вправо с поворотом направо или влево с поворотом налево.

Разновидности одноименных движений:

  • одновременные. Движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время, могут быть как симметричными, так и асимметрич­ными;
  • поочередные. Движения выполняется сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.
  • последовательные. Движения выполняются одно за другим с отставанием второй конечности на часть (обычно половину) амплитуды.
  • однообразные.

Разноименные — движения, противоположные по направлению к стороне конечности — правой влево или левой вправо.

С разно­именным поворотом — это движение влево с поворотом направо или вправо с поворотом налево.

Волна — сложное целостное движение, состоящее из последовательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Различают: волну вперед, вправо, влево (боковая волна).

Волнообразные — соединение одновременных и последовательных движений в нескольких суставах, сгибание и разгибание в суставах ног, туловища и рук, которое совершается последовательно от одного сустава к другому.

Все движения туловища, конечностей и головы могут выполняться в трех основных плоскостях в:

  • лицевой, проходящей по передней( или задней) стороне тела;
  • боковой, проводящей в переднезаднем направлении по отношению к телу занимающего;
  • горизонтальной, проходящей по горизонтали по отношению к телу занимающего (независимо от его положения).

Терминология строевых упражнений

К строевым упражнениям относятся: строевые приемы, передвижения в строю, построения и перестроения, размыкания и смыкания.

Виды строя

Строй — установленное размещение занимающихся для выполнения их совместных действий.

Строй разомкнутый — строй, в котором дистанция и (или) интервал определяются числом шагов между участниками.

Строй сомкнутый — строй, в котором между участниками дистанция равна длине вытянутой вперед руки, положенной на плечо впереди стоящего участника. Интервал равен ширине ладони между локтями рядом стоящих участников.

Шеренга — строй, в котором занимающиеся размещаются один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну стороны. Виды: в одну, две, три и т. д.

Двухшереножный строй – строй, в котором участники одной шеренги расположены в затылок участников другой шеренги на дистанции одного шага. Шеренги называются первой и второй. Два человека, стоящие в двухшереножном строю в затылок, составляют ряд.

Колонна — строй, в котором участники расположены в затылок друг другу. В колонне глубина строя больше ширины или равна ей. Колонны могут быть по одному, по два, по три и т.д.

Элементы строя

Дистанция — расстояние между участниками в глубину строя.

Интервал — расстояние по фронту между занимающимися.

Ширина строя — расстояние между флангами.

Глубина строя — расстояние от первой шеренги до последней или от впереди стоящего занимающегося до стоящего сзади строя.

Фланг — правая и левая оконечности строя. При поворотах строя название фланга не меняется.

Фронт — сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом, имея правый фланг справа.

Тыльная сторона строя — сторона, противоположная фронту.

Направляющий — первый участник в колонне.

Замыкающий — занимающийся, двигающийся в колонне последним.

Команды

Команда — краткий устный приказ установленной формы. Например: Встать!

Распоряжение — в отличие от команды не строго обусловливает действия и дается в повелительном наклонении. Например: Встаньте!

Строевая стойка — положение стоя прямо, пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, плечи развернуты, живот подтянут, руки опущены, кисти со сжатыми и согнутыми пальцами прижаты к средней линии бедра, голову прямо, смотреть вперед.

Становись! — команда построения. Участники становятся в строй указанного вида и принимают строевую стойку.

Разойдись! — команда расформирования. Участники расходятся из строя для самостоятельных действий.

Вольно! — участники встают свободно, не сходя с места, ослабив в колене одну ногу. Запрещено участникам ослаблять внимание и разговаривать.

Правой (левой) вольно! — участники разомкнутого строя отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону,
распределяет тяжесть тела на обеих ногах и отводит руки за спину.

Отставить! — участники принимают положение, предшествующее этой команде.

Равняйсь! — участники выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову направо, направляющий держит голову прямо. При правильном равнении видят грудь четвертого участника, считая себя первым.

Налево равняйсь! — участники строя поворачивают голову налево.

Смирно! — участники принимают строевую стойку.

Смирно, равняйсь! — участники принимают строевую стойку и быстро поворачивают голову направо.

Команды для построения

Построение — перемещение участников для формирования строя. По команде — Становись!

В одну (две и т. д.) шеренгу — становись! — команда для построения в шеренгу.

В колонну по одному (два и т. д.) — становись! — команда для построения в колонну.

Встаньте в две шеренги!, Встаньте в круг!, Встаньте в колонну по одному! — построение по распоряжению.

В две шеренги — стройся! — команда для построения из одной шеренги в две. Предварительно группа делает расчет на первый и второй. Перестроение выполняют вторые номера: на счет «раз» — левой ногой шаг назад; «два» — правой ногой шаг вправо (заходя в затылок первым номерам); «три» — приставить левую ногу.

В одну шеренгу — стройся! — команда для построения из двух шеренг в одну. Участники, стоящие во второй шеренге, делают на счет «раз» — шаг левой влево; «два» — шаг правой вперед, вступая в первую шеренгу; «три» — приставляют левую ногу.

Расчет группы

Каждый участник называет свой порядковый номер, поворачивая голову налево, в движении — с постановкой при этом левой ноги.

По порядку рассчитайсь! — каждый участник называет свой порядковый номер — от первого до последнего. По завершении расчета левофланговый делает шаг вперед и произносит: «Расчет окончен!»

На первый, второй рассчитайсь! — начиная с первого, каждый участник поочередно называет указанный порядковый номер.

На шесть, три, на месте (восемь, шесть, четыре, два, на месте и т. п.) рассчитайсь! — каждый участник произносит последовательно указанные порядковые номера, включая формулировку на месте.

По три (четыре и т. д.) рассчитайсь! — начиная с первого, каждый участник называет свой порядковый номер так, что после третьего (четвертого и т.д.) следующий участник начинает счет сначала.

Повороты

Повороты на месте — выполняются на пятке одноименной и носке разноименной ноге.

Кругом! — поворот налево на 180°.

Направо! —  поворот на 90° направо. При повороте направо команда подается под правую ногу (в момент ее постановки). Следует шаг левой ногой, которая ставится на носок, и выполняется поворот направо на носке левой ноги с одновременным шагом правой в новом направлении.

Налево! — поворот налево на 90°. При повороте налево команда подается под левую ногу (в момент ее постановки). Следует шаг правой ногой, которая ставится на носок, и выполняется поворот налево на носке правой ноги с одновременным шагом левой в новом направлении.

Направо кругом! — поворот на 180° направо.

Полповорота направо! — поворот направо на 45°.

Полповорота налево! — поворот налево на 45°.

Команды для передвижения

Передвижение — перемещение участников с сохранением вида строя. В колонне сохраняется порядок расположения участников в ходе движения за направляющим.

Шагом — марш! — команда для движения вперед шагом с места (даже на один шаг). Движение начинается с левой ноги.

Группа — стой! — команда для прекращения движения. Подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.

На месте шагом (бегом) — марш! — команда для движения на месте.

Обычным шагом (бегом) — марш! — команда для переходе с других видов ходьбы (ходьба на носках, ходьба в сочетании с подскоками и т. п.), бега и при окончании упражнений, выполняемых в движении.

Строевым шагом — марш! — участники строя поднимают ногу на высоту 15-20 см от пола, держа подошву горизонтально, обратно ставят ее твердо на всю ступню. При движении рук вперед сгибают их в локтях так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса (на расстоянии ширины ладони от тела). Движение рук назад выполняется прямыми руками до отказа в плечевом суставе. Пальцы слегка сжаты в кулаки. В движении «шагом» опускается. Команда «Марш!» подается под левую ногу. Для перехода на обычный (походный) шаг подается команда «Вольно!».

Направляющий, на месте! — команда подается тогда, когда строй в движении необходимо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, больше.

Прямо!, Два (три и т. д.) шага вперед (назад, в сторону) — марш! — команды для перехода с движения на месте к передвижению. Команда подается под левую ногу, затем выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед или в указанную сторону.

Идти не в ногу!, Идти в ногу! — команды для изменения характера передвижения.

Шире шаг! Короче шаг! Полный шаг! Пол-шага! Чаще шаг!, Ре-же! — команды предназначены для изменения длины шага и скорости движения. Команда подается под левую ногу.

Кругом — марш! — команда для изменения направления движения. При выполнении поворота кругом команда «Марш!» подается под правую ногу, после чего на счет «раз» делается шаг левой ногой, на счет «два» — полшага правой (нога ставится на носок на одной линии с левой ногой) с одновременным поворотом налево-кругом на носках и на счет «три» продолжается движение с левой ноги в противоположном направлении.

Правое (левое) плечо вперед, шагом — марш! — в шереножном строю команду выполняют все, поворачиваясь вокруг левофлангового в указанном направлении до тех пор, пока не будет команды: Прямо! На месте! или Группа — стой! При движении в колонне команду выполняет направляющий, а остальные сообразуют свое движение с ним.

Налево (направо) в обход шагом — марш! — команда подается в углу зала. Обход — это движение вдоль границ зала, площадки.

Противоходом налево (направо) шагом — марш! — движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Интервал между встречными колоннами один шаг.

Змейка — несколько противоходов, выполненных подряд. Величина змейки определяется по первому противоходу. Вначале подается команда для движения противоходом. После того, как направляющий сделает первый виток нужного размера, командуют «Змейкой — марш!».

По диагонали — марш! — команда подается тогда, когда направляющий подходит к углу зала.

По кругу — марш! — команда подается на середине одной из границ зала. После подачи команды, указывается дистанция определяющая размер круга. «Круг» может быть большого, среднего и малого размера. Диаметр, соответственно, равен поперечнику зала, его половине и четверти.

Дугой шагом — марш! — направляющий, пройдя по окружности половину круга, обозначает шаг на месте, остальные берут необходимую дистанцию и выравниваются. Дуга — фигура, равная половине круга.

Проходом справа (слева) шагом — марш! — колонны по одному проходят одна мимо другой на расстоянии одного шага справа (правым боком друг к другу) или слева (левым боком друг к другу). Проходы — расхождения встречных колонн.

К центру (середине, углу) шагом — марш! — движение к точкам зала.

Команды для передвижения в строю
Команды для передвижения в строю

Команды для перестроения

Перестроение — перемещения участников с изменением вида строя.

В три шеренги стройся! — команда для перестроение из одной шеренги в три. Участники рассчитываются по три. Вторые номера стоят на месте, первые — делают шаг правой назад, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. В это же время третьи номера делают шаг левой вперед, шаг правой в сторону и приставляя левую ногу, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подается команда: «В одну шеренгу — стройся!». Перестроение проводится в порядке обратном построению.

На 9-6-3 — на месте — рассчитайсь! По расчету шагом — марш! — команда для перестроения из шеренги уступами по расчету 9-6-3 на месте, 6-3 — на месте или 6-4-2 — на месте. По второй команде каждый делает положенное по расчету количество шагов вперед: первый — 9 шагов, второй — 6, третий — 3 шага, четвертый стоит на месте. Преподаватель ведет подсчет до того момента, когда первая шеренга приставит ногу. При расчете 9-6-3- на месте — до 10; 6-3 — на месте и 6-4-2 — на месте — до 7. Для обратного перестроения подается команда: «На свои места шагом — марш!».

На свои места шагом — марш! — все выходившие из строя, делают поворот кругом, идут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом. Преподаватель ведет подсчет «раз, два» до тех пор, пока последние, вошедшие в строй, не сделают поворот кругом.

Отделениями в колонну по три (четыре и т. д.) левые (правые) плечи вперед шагом — марш! — команда перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом. Предварительно участники рассчитываются на отделения, сохраняя равнение по фронту, начинают захождение плечом до образования колонны, после чего подается команда «Группа — стой!». Для обратного перестроения подаются команды: Кругом! Отделениями в одну шеренгу правые (левые) плечи вперед шагом — марш! Группа — стой! Последняя команда подается в тот момент, когда участники дойдут до своего места в шеренге.

В колонну по четыре (по два и т. д.) налево — марш! — команда для перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении. По команде первая четверка поворачивается налево и продолжает движение в новом направлении. Следующие четверки делают поворот на том же месте; команду для поворота «Марш!» подает замыкающий каждой четверки. Здесь же даютсяь указания об интервале и дистанции, чтобы потом не размыкать специально. Для обратного перестроения подается команда: «Напра-во!» и затем «В колонну по одному налево (направо) в обход шагом — марш!».

Через центр — марш! В колонны по одному направо и налево в обход — марш! В колонну по два через центр — марш! — команды для перестроения колонны по одному в несколько колонн (две, четыре, восемь) способом дробления и сведения. Через центр — марш! — подается на одной из середин зала, площадки. В колонны по одному направо и налево в обход — марш! — подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые — налево в обход. В колонну по два через центр — марш! — команда подается при встрече колонны в той середине зала, площадки, где начиналось перестроение. Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить колонны по четыре, по восемь и т. д.

Команды разведения и слияние

Разведение и слияние — обратное перестроение.

Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. По команде «В колонну по одному направо и налево в обход шагом — марш!» правая колонна поворачивает направо и идет в обход, левая — налево. Во время встречи колонн на противоположной середине подается команда «В колонну по одному через центр — марш!».

Команды для размыкания и смыкания

Размыкания равномерное увеличение расстояний между участниками строя. Выполняются от середины или в одну сторону, что указывается вначале, затем способ размыкания и интервал.

Смыкание — уплотнение разомкнутого строя. Выполняются от середины или в одну сторону, что указывается вначале.

Способы размыкания и смыкания:

  • дугами вперед (назад);
  • кувырками;
  • поворотами;
  • выпадами;
  • с поворотами;
  • приставными шагами.

Вправо (влево, от середины) разомкнись! или Вправо (влево, от середины) на столько-то шагов разомкнись! — команда для размыкания. По команде все (за исключением того, от которого размыкаются) поворачиваются в указанную сторону и частым шагом размыкаются на указанный интервал (смотря назад через плечо), после чего поворачиваются в сторону фронта строя. Если интервал не указан, то размыкание производят на один шаг. После подачи команды ведется подсчет по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю.

Влево (вправо, к середине) сомкнись! — команда для смыкания. Выполняется в обратном порядке.

Для смыкания и размыкания бегом добавляется слово «бегом» — Вправо (влево, от середины) разомкнись бегом!

От середины на два шага приставными шагами разомкнись! или Влево (вправо) на два шага приставными шагами разомкнись! — команда для размыкания приставными шагами. Начинают размыкание крайние (крайняя) колонны, затем последовательно через каждые два счета, вступают остальные. После подачи команды ведется подсчет по два до тех пор, пока размыкание не закончится.

К середине (вправо, влево) приставными шагами сомкнись! — команда для смыкания приставными шагами. Колонны одновременно начинают смыкание. Подсчет ведется по два до окончания смыкания.

Дугами (или дугами назад) разомкнись! — команда для размыкания дугами. Вторые и третьи номера пятью шагами по дуге (вперед) выходят наружу от крайних на два шага, приставляют ногу и на 7 — 8-й счеты поворачиваются кругом. При размыкании дугами назад (что указывается в команде) сначала выходящие поворачиваются кругом, а затем (с 3-го счета) выходят дугами назад на установленные места и приставляют ногу.

Дугами (дугами назад) сомкнись! — команда для смыкания дугами.

Строевые упражнения

Основные термины гимнастических упражнений

Исходное положения (И. п.) — это стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Основная стойка (О. с.) — соответствует строевой стойке.

Сед — положение сидя на полу или снаряде.

Присед — положение на согнутых ногах.

Выпад — движение (или положение) с выставлением или сгибанием опорной ноги.

Упор — положение, в котором плечи выше точек опоры.

Круг — движения руками, ногами, туловищем, головой по окружности.

Наклон — сгибание тела.

Равновесие — устойчивое положение на одной ноге.

Подскок — небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением.

Хват — способ держания снаряда.

Вис — положение на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата.

Смешанные вис и упор — положение, при котором используется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.)

Мах — свободное движение относительно оси вращения.

Прыжок — преодоление расстояния: высоту, длины, препятствия или снаряда в свободном полете после отталкивания ногами.

Кувырок — вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову.

Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или руками и головой) с одной или двумя фазами полета.

Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре.

Шпагат — сед с предельно разведенными ногами и с касанием опорой всей длиной той или другой ноги.

Полушпагат — сед с предельно разведенными ногами, но с согнутой ногой, находящейся впереди.

Исходное положение

Исходные положения (и. п.) — это стойки или иные положения, из которых выполняются упражнения.

Конечное положение (к. п.) — положение, которым заканчивается выполнение упражнения. Указывается, если оно не очевидно.

Исходные положения в физической культуре:

  • лежа на спине;
  • стойки.

Лежа на спине

Лежа на спине — горизонтальное положение на спине, прямые ноги сомкнуты, руки — вдоль тела.

Лежа на животе — горизонтальное положение на животе, согнутые руки касаются ладонями пола, сомкнутые прямые ноги лежат свободно.

Лежа правым боком — положение с опорой правым боком, ноги сомкнутые прямые.

Лежа левым боком — положение с опорой левым боком, ноги сомкнутые прямые.

Лежа прогнушись — лежа на животе тело максимально прогнуто.

Стойки

Виды термина «стойка»
Виды термина «стойка»

Основная стойка (о. с.) соответствует строевой стойке. Принимается по команде «Становись!». По этой команде стоят прямо, без напряжения, пятки вместе, носки врозь, плечи развернуты, руки вдоль туловища,
голова прямо.

Встать — термин обозначает переход из стоек на коленях, а также из положений сидя, лежа и других, в стойку на ногах.

Основная стойка в физкультуре с прямыми ногами может выполняться на носках, на пятках, одна на носке, другая на всей ступне или на пятке. В этих случаях к основному названию добавить слова «на носках», «на пятках» и др.

При определении движений ног указывают название ноги и направление выполняемого движения.

Виды термина «стойка»:

  • стойка (узкая, широкая) ноги врозь (правой, левой);
  • сомкнутая стойка;
  • стойка скрестно правой (левой);
  • стойка в линию правой (левой);
  • стойка на правой (левой);
  • стойка на коленях;
  • стойка на колене.

Стойка с прямыми ногами

Стойка ноги врозь — ноги в стороны на расстоянии ширины плеч, носки слегка разведены в стороны.

Узкая стояка ноги врозь — ноги слегка расставлены (на ширину ступни), носки слегка разведены в стороны.

Узкая стойка ноги врозь правой (левой) — ноги расставлены на ширину ступни, правая (левая) нога находится впереди.

Широкая стояка ноги врозь — ноги расставлены шире плеч, носки слегка разведены в стороны.

Широкая стойка ноги врозь правой (левой) — ноги максимально разведены одна от другой (шире плеч), правая (левая) нога находится впереди, носки слегка расставлены в стороны. Эта стойка может быть выполнена поворотом из широкой стойки или отставлением одной ноги.

Сомкнутая стойка — стопы ног сомкнуты (пятки и носки вместе).

Стойка ноги врозь правой — правая нога выставлена на шаг вперед от левой ноги, носки слегка развернуты в стороны.

Стойка скрестно правой — правая нога поставлена перед левой и касается колена опорной ноги, стопы параллельно на расстоянии 10-15 см, внешние стороны стоп обращены друг к другу.

Стойка вольно правой. Стойка принимается по команде «вольно правой». По этой команде выполняется шаг правой в сторону, руки за спину.

Стойка в линию правой (левой) — одна ступня впереди другой, касаясь пяткой носка.

Стойка на правой (левой) — стойка на одной правой (левой) ноге.

Стойка с согнутыми ногами

Стойка на коленях — стойка с опорой на колени, голени и верхние части стоп, туловище вертикально.

Стойка на левом (правом) колене — стойка с опорой левым (правым) коленом, голенью и верхней частью стопы, правая нога впереди согнута на 90°.

Седы

Виды термина «сед»
Виды термина «сед»

Сед — положения сидя на полу или на снаряде с прямыми ногами (ноги вместе). Различают седы с прямыми и согнутыми ногами.

Виды термина «сед»:

  • сед упор сзади;
  • сед ноги врозь;
  • сед углом (упор сзади, ноги врозь, скрестно правой);
  • сед согнувшись упор сзади;
  • сед с захватом;
  • сед согнув ноги;
  • сед на бедре;
  • сед на пятках (с наклоном вперед);
  • сед на скамейке продольно (поперечно)

Седы с прямыми ногами

Сед упор сзади — положение сидя на полу с прямыми ногами. Руки при этом находятся в упоре сзади.

Сед ноги врозь — положение сидя, ноги разведены в стороны на 30-40°, носки оттянуты, руки в упоре сзади;

Сед с наклоном – положение сидя, ноги прямые, носки сомкнуты и оттянуты, туловище и голова наклонены к ногам, руки у голеностопных суставов;

Сед с захватом — положение, при котором ноги поднимаются вертикально. Руками нужно захватить ноги за голеностопный сустав. При этом упражнении важно ноги подтягивать к туловищу, а голову наклонять к ногам.

Сед углом — положение сидя с поднятыми ногами под прямым углом относительно туловища.

Сед углом упор сзади — положение с поднятыми ногами под прямым углом относительно туловища., руки находятся в упоре сзади.

Сед углом ноги врозь — положение сидя, ноги подняты вперед-вверх и разведены в стороны на 30–40°, носки оттянуты, руки в упоре сзади, голова прямо.

Сед углом скрестно правой — сед углом правая нога над левой.

Сед согнувшись упор сзади — похожее положение, как при седе углом. Но ноги здесь нужно поднимать на 180° в вертикальное положение. Руки находятся в упоре сзади.

Седы с согнутыми ногами

Сед согнув ноги — положение сидя с согнутыми ногами.

Сед ноги скрестно правой (левой) — положение сидя, ноги согнуты в коленях правая (левая) на левой (правой), руки на пояс.

Сед на бедре — положение сидя на одном бедре. Одна нога согнута в колене, а вторая вытянута прямо в горизонтальном положении.

Сед на пятках — положение сидя на пятках, туловище находится в вертикальном положении.

Сед на пятках с наклоном вперед — положение сидя на пятках, туловище опускается к полу. Поднятые вверх руки касаются пола.

Сед согнув ноги в коленях — положение сидя, ноги сомкнуты и согнуты в коленях, ступни на полу, носки оттянуты, руки на поясе, голова прямо.

Сед на снарядах

Сед на снарядах — положение сидя на снаряде.

Сед на скамейке продольно — положение сидя на скамейке спиной к ее длинной стороне, ноги согнуты, ступни на полу, упор кистями на заднем краю скамейки.

Сед на скамейке поперечно — положение сидя верхом на скамейке, ноги согнуты, ступни на полу, руки на поясе.

Техника выполнения седа углом

  1. Принять сед упор сзади.
  2. Из исходного положения плавно, сохраняя равновесие, поднять прямые ноги в направлении вперед-наверх под углом 45° относительно пола. Ноги удерживать прямо, не сгибая колени.
  3. Туловище отклонить назад не более, чем на 30 градусов.
  4. Носки находятся выше головы.
  5. Такое положение зафиксировать на несколько секунд.

Присед

Присед — это положение занимающегося на максимально согнутых ногах с опорой на носки, туловище — вертикально. Руки в любом положении. Положение ног по всей стопе указывается дополнительно. Выполняется из основной стойки полным сгибанием ног.

Виды термина «присед»:

  • присед на правой или левой;
  • присед на правой или левой с захватом;
  • присед на правой левая в сторону на носок;
  • присед круглый;
  • полуприсед;
  • полуприсед круглый;
  • полуприсед с наклоном руки назад («старт пловца»).

Присед на левой (правой) — приседание, выполняемое на одной максимально согнутой ноге, другая поднята вперед горизонтально полу, туловище вертикально, руки на пояс. Иное положение ноги и рук указывается дополнительно.

Присед на левой с захватом — приседание с захватом руками за голеностопный сустав свободной ноги.

Присед на правой левая в сторону на носок — положение на максимально согнутой правой ноге, левая нога в сторону с опорой на носок.

Присед круглый — приседание на носках, колени вместе, туловище согнуто вперед, руки вперед, голова опущена.

Полуприсед — присед, выполненный на половину амплитуды.

Полуприсед круглый  — положение на носках, колени вместе, туловище наклонено вперед, руки вверх, голова опущена.

Полуприсед с наклоном руки назад («старт пловца») — приседание, выполняемое на половину амплитуды с полунаклоном, руки отведены назад.

Упор

Упоры — это положения с опорой на руки и какую-либо часть тела (ноги и др.), в которых плечи выше точек опоры.

Различают: упоры простые и смешанные.

Разновидности упора:

  • упор стоя;
  • упор сидя;
  • упор присев;
  • упор на коленях;
  • упор лежа.

Упоры смешанные:

  • упор присев на правой, левую назад или назад на носок;
  • упор лежа на согнутых руках, левую назад;
  • упор стоя ноги врозь и др.

Упор стоя — положение согнувшись, ближе к вертикальному, с опорой руками о пол.

Упор сидя сзади — положение сидя с опорой руками сзади.

Упор присев — присед с опорой руками возле стоп, колени вместе, голова прямо.

Упор присев левой (правой) — положение приседа на левой (правой) ноге с опорой руками о пол, правая нога отведена назад на носок.

Упор на коленях (на четвереньках) — выполняется с опорой о пол ладонями, коленями, голенями, тыльной стороной стопы. Руки и бедра перпендикулярны полу, голова прямо.

Упор на коленях и предплечьях — туловище опирается на предплечья, колени и голени, носки оттянуты, голова прямо.

Упор на правом (левом) колене — выполняется с опорой о пол ладонями, коленом и голенью правой ноги, левая нога отведена назад. Иное положение ноги указывается дополнительно.

Упоры лежа

Упор лежа — положение лицом к опоре. Опора на прямые руки и носки ног, угол между туловищем и плоскостью опоры составляет менее 45°.

Упор лежа на предплечьях — положение лицом к опоре, опора на предплечья и ладони, носки оттянуты, голова прямо.

Упор лежа сзади — положение спиной к опоре, руки прямые.

Упор лежа сзади на предплечьях — лежа на спине, опора на предплечьях и ногах, носки оттянуты, голова прямо.

Упор лежа левым (правым) боком — положение с опорой на левую (правую) руку, тело обращено левым боком к опоре, правая (левая) рука вдоль тела.

Упор лежа на бедрах — положение упора на прямых руках, туловище максимально прогнуто, бедра лежат на опоре.

Упор лежа на бедрах и предплечьях — положение лежа, опора на бедра и предплечья.

Выпад

Выпад — выставление ноги в различных направлениях с одновременным ее сгибанием. Туловище сохраняет вертикальное положение, голова прямо. Выпады различаются направлением движения.

Виды термина «выпад»:

  • выпад правой (левой);
  • выпад вправо (влево);
  • выпад правой (левой) назад;
  • наклонный выпад вправо (влево);
  • глубокий выпад правой (левой);
  • разноименный выпад (указывается нога и направление выпада). Например: выпад левой вправо.

Выпад правой (левой) — выставление правой (левой) ноги вперед, с одновременным сгибанием ее таким образом, чтобы колено находилось на уровне носка. Ступня левой (правая) прямой ноги слегка повернута носком наружу. Корпус сохраняет вертикальное положение, голова прямо, руки на поясе.

Выпад вправо (влево) — выставление согнутой правой ноги в сторону. Ступни сохраняют положение основной стойки. Центр тяжести смещается в сторону согнутой ноги, корпус сохраняет вертикальное положение.

Глубокий выпад правой — выпад с максимальным выставление правой ноги вперед. Дополнительно уточняется положение рук и туловища.

Выпад правой (левой) назад — выставление правой (левой) ноги назад.

Выпад левой (вправо) — одновременное выставление и сгибание правой ноги перед левой.

Выпад с наклоном — соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги.

Выпад вправо (влево) с наклоном — выпад, при котором туловище наклонено вправо и составляет прямую линию с левой (правой) ногой. Руки вверх. Иное положение рук указывается дополнительно.

Наклоны

Наклон — сгибание туловища вперед в тазобедренных суставах с максимальной амплитудой, руки касаются пола около носков.

Выпрямиться — термин обозначает разгибание тело после выполнения наклонов.

Разновидности наклонов:

  • наклон;
  • наклон прогнувшись;
  • полунаклон;
  • наклон вперед книзу;
  • наклон назад;
  • наклон в широкой стойке;
  • наклон пружинный.

При выполнении наклонов положение рук указывается дополнительно.

Наклон — сгибание туловища вперед в тазобедренных суставах с максимальной амплитудой, руки касаются пола около носков.

Наклон вперед прогнувшись — наклон вперед с прогнутым туловищем, голова приподнята.

Наклон вперед книзу — сгибание туловища книзу под углом 45° ниже горизонтальной плоскости.

Полунаклон — сгибание туловища вперед наполовину амплитуды (под углом 45° выше горизонтальной плоскости).

Наклон прямым туловищем — наклон вперед, туловище сохраняет прямое положение.

Наклон назад — туловище максимально наклоняется назад, голова слегка наклонена назад. Данное упражнение не проводится с дошкольниками.

Наклон вправо (влево) — сгибание туловища максимально в правую (в левую) сторону, смотреть вперед.

Наклон в широкой стойке — наклон вперед с прямым туловищем, смотреть вперед.

Наклон в широкой стойке прогнувшись — наклон вперед, туловище прогнуто, смотреть вперед.

Пружинный наклон — наклон вперед, выполняемый несколькими движениями при неполном выпрямлении туловища между наклонами.

Подскок

Подскок — небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением.

Двойной подскок — два пружинящих подскока: первый основной, второй дополнительный меньше по амплитуде.

Виды подскоков:

  • подскок петлей;
  • подскок с правой на левую;
  • подскок с двойным вращением (двойное вращение скакалки при одном подскоке);
  • подскок меняя ногу и др.

Положения и движения рук

Положения рук и движения ими также определяются по отношению к туловищу независимо от его положения в пространстве.

Положения прямых рук

Основные положения прямых рук:

  • руки в стороны — руки подняты на высоту плеч и составляют с ними одну прямую линию, ладони обращены книзу;
  • руки вниз — руки опущены вдоль туловища, кисти обращены ладонями внутрь, пальцы согнуты, плечи слегка отведены назад;
  • руки вверх — руки подняты вверх и отведены назад до отказа, параллельны друг другу, ладони обращены внутрь — друг к другу, голова приподнята настолько, чтобы можно было видеть кисти рук;
  • руки вперед — прямые руки подняты на уровень плеч, параллельно друг другу, кисти составляют продолжение предплечий, пальцы сомкнуты, ладони обращены внутрь — друг к другу;
  • руки назад — прямые руки отведены назад до отказа, параллельны друг другу, ладони внутрь;
  • руки вправо (влево) — несимметричное положение рук, ладони обращены книзу, туловище не поворачивается, разноименная рука полусогнута.

Промежуточные положения рук — положение рук под углом 45° к основному положению рук. Обозначаю двумя-тремя терминами. Первый термин указывает основное положение, из которого выведены руки, второй (и третий, если необходимо) указывает начальное направление выведения рук в указанное положение, не изменяя положения ладоней.

Например команда «руки в сторону кверху» будет означать — руки поднять на 45° от положения в стороны ладонями к низу.

В некоторых случаях одни и те же положения рук с одинаковым положением ладоней могут быть названы двояко:

• руки в стороны книзу = руки в стороны вниз наружу;

• руки вверх влево (вправо) = руки влево (вправо) кверху;

• руки вниз влево (вправо) = руки влево (вправо) книзу;

• руки вперед вверх = руки вверх вперед;

• руки вперед книзу = руки вниз вперед.

Стандартные положения рук

Руки за голову — руки согнуты в локтевых суставах, ладони и перекрещенные пальцы касаются затылка, локти приподняты и отведены назад.

Руки за спину — согнутые в локтевых суставах руки обхватывают предплечье так, что пальцы касаются локтей, а руки предплечьями касаются спины;

Руки на пояс — кисти рук опираются о гребень подвздошных кости четырьмя пальцами, обращенными вперед, и большими пальцами — назад, локти и плечи отведены назад так, чтобы лопатки сохраняли нормальное положение.

Руки перед грудью — согнутые в локтевых суставах руки подняты до уровня плеч так, чтобы кисти были продолжением предплечий, ладони обращены книзу, локти на высоте плеч, пальцы обеих рук не соприкасаются.

Руки перед собой — согнутые руки находятся на уровне плеч, одно предплечье над другим. Рука сверху указывается.

Движение руками

Дугообразные движения рук (дугами) — движение рук с угловым перемещением более 90°, но менее 360°. Разновидности: дугами книзу (назад) руками вверх; дугами наружу руками вниз; дугами вперед руками назад.

Большой круг или круг руками — угловое перемещение рук на 360°, заканчивается в и. п. Разновидности: круг руками внутрь, вперед, кверху, книзу, назад.

Малый круг или круг кистями кверху — угловое перемещение кистями рук на 360°.

Средний круг или круг пальцами кверху — угловое перемещение предплечья на 360°.

Волна рукой — волнообразное движение рукой (руками), начинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем разгибанием (от себя) с одновременным подниманием кисти.

Терминология положения и движения кистей рук

Обычное положение кисти — пальцы выпрямлены, кисть находится на одной линии с предплечьем, составляет его продолжение. В положениях рук вперед, вверх, назад ладони обращены друг к другу. В положении рук в стороны ладони обращены книзу. Такое положение кистей является общепринятым и не указывается в описании упражнений.

Положение кисти принято именовать так:

  • кисть в кулак — обычное (не указывается);
  • кисть свободна — пальцы расслаблены;
  • кисть расслаблена — вся кисть расслаблена;
  • кисть поднята;
  • кисть опущена;
  • кисть вправо;
  • кисть влево;
  • пальцы врозь;
  • пальцы согнуты.

Волна кистью — последовательное, начиная с основания кисти, сгибание и разгибание совместно всех пальцев во всех суставах, выполняется мягко.

Восьмерка — движение конечностью в форме лежащей цифры «8».

Положение и движение ног

Основные положения ног:

  • правая вперед (вверх, в сторону, назад);
  • левая вперед (вверх, в сторону, назад).

Промежуточные положения ног:

  • правая вперед книзу (кверху);
  • правая в сторону книзу (кверху);
  • правая назад книзу;
  • левая вперед книзу (кверху);
  • левая в сторону книзу (кверху);
  • левая назад книзу.

Встать — принять положение стоя на всей стопе из седов, приседов, упоров.

Мах ногой — резкое движение с полной амплитудой.

На носок — выставление ноги с касанием пола носком в указанном направлении, оставляя вес полностью на опорной ноге. Положения: правая на носок, правая в сторону на носок, правая назад на носок. С левой ногой — аналогично правой.

Присоединить ногу или колено — присоединение ноги (колена) к другой ноге (колену) без переноса веса на нее.

Приставить ногу — присоединение ноги к ноге с переносом веса на нее.

Соединить ноги (колена) — ноги соединяются вместе в положении не стоя.

Шаг — выведение ноги (на носок) с последующим полным переносом веса на нее, другая нога остается на месте, касаясь пола носком без веса, если не указано иное: шаг левой вправо; шаг левой назад; шаг правой в сторону; шаг правой вперед.

Термины упражнений на снарядах

Начало упражнений на снарядах принято определять терминами: с прыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др.

Положение гимнаста на снаряде:

  1. Внутри. Является принятым, поэтому не оговаривается. Положение гимнаста между осями двуосевого снаряда: ручками коня, жердями брусьев, перекладинами или положение ног гимнаста между руками (точками хвата).
  2. Вне. Положение снаружи двуосевого снаряда или положение ног (одной ноги) с внешней стороны опорной руки.
  3. Продольно. Положение оси плеч гимнаста параллельно оси снаряда. Оговаривается во время выполнения упражнений на параллельных брусьях, бревне, гимнастической скамейки.
  4. Поперек. Положение плечевой оси гимнаста перпендикулярно оси снаряда. Является принятым для выполнения упражнений на параллельных брусьях.

Сед — положение сидя на снаряде.

Вскок — прыжок на снаряд.

Вход — переход гимнаста из и. п. у снаряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (ее указывают).

Выход — движение, противоположное входа.

Хват — способ держания за снаряд. Разновидности хвата: хват сверху на ширине плеч; хват снаружи для упора; хват изнутри для виса.

Крест — вертикальное положение гимнаста на кольцах, в котором он удерживается отведенными в стороны прямыми руками. Разновидности: горизонтальный, в стойке, правой, левой, углом.

Вис, упор, смена положения

Термины: упоры, висы

Вис — положение, при котором плечи находятся ниже точек хвата, когда гимнаст удерживается на снаряде, притягиваясь к нему.

  • Вис простой — занимающийся держится за снаряд какой-либо одной частью тела (руками или ногами). Разновидности простого виса: вис, вис на согнутых руках, вис согнувшись, вис прогнувшись и др.
  • Вис смешанный — занимающийся держится за снаряд какой-либо одной частью тела и использует дополнительную опору. Например: рука плюс нога. Висы смешанные: вис присев, вис стоя согнувшись, вис лежа, вис стоя.

Упор — положение, при котором плечи гимнаста располагаются выше точек опоры, когда гимнаст удерживается на снаряде, отталкиваясь от него.

  • Простые упоры — выполняются опорой только руками.
  • Смешанные упоры — выполняются на руках с дополнительной опорой другими частями тела.

Подъем — переход из виса или из более низкого упора в упор (если не указывается иное) или более высокое положение.

Подъем выполняется различными способами:

  • махом — за счет инерции движения тела;
  • переворотом — переворачиванием через голову;
  • разгибом — разгибанием тела в тазобедренных суставах;
  • силой — выполняется плавно, без помощи маха;
  • толчком ног — с использованием толчка ногами в начале подъема.

Спад — переход из более высокого положения в более низкое или быстрый переход из упора в вис.

Опускание — переход из упора в вис или из более высокого положения в более низкое (медленный спад). Выполняется медленно, силой (медленный спад).

Соскок — спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Разновидности: соскок махом вперед, назад, то же с поворотами, дугой, оборотом, переворотом, согнув ноги, ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Перемещения на снаряде

Выкрут — оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают выкрут вперед и назад. При необходимости указывают мах, которым он выполняется.

Кач — однократное движение телом занимающегося в одном направлении вместе со снарядом (обычно с кольцами).

Круг — целостное круговое движение над снарядом или его частью по замкнутой кривой. Разновидности: круг правой, круг правой влево, влево или вправо назад, круг с поворотом, круг поперек, круг прогнувшись, круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами.

Кувырок — вращательное движение с переворачиванием через голову, касаясь руками опоры. Разновидности: кувырок вперед, назад; в стойку на руках, с поворотом, согнувшись в упор.

Оборот — круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладина, жердь и др.). Выполняемое из упора и заканчивается в упоре. Разновидности: оборот вперед (назад) из упора ноги врозь, оборот вперед или назад из упора, большой оборот.

Оборот большой — круговое движение около точек опоры на прямых, отведенных отмахом туловища руках. Разновидности: вперед, в висе, обратным хватом, на одной руке.

Переворот — переворачивание через голову с промежуточной опорой на руки или неполное переворачивание с прохождением перевернутого положения (вниз головой).

Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову.

Перелет — перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с опусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую в соединении со спадом, как правило в вис.

Переход — смещение исполнителя вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента).

Поворот — движение тела гимнаста вокруг его продольной оси или движение отдельными частями тела вокруг их продольных осей.

Поворот опорный — движение тела гимнаста вокруг его продольной оси с удержанием одной руки на опоре или с последовательным перехватом рук.

Подскок — небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением в указанном направлении или прыжок с приземлением на толчковую ногу.

Прыжок — преодоление расстояния: высоты, длины, препятствия или снаряда — в свободном полете после отталкивания ногами.

Прыжок опорный — выполняется с дополнительной опорой (толчком) руками. Разновидности: прыжок, согнув ноги; ноги врозь, боком, углом, переворотом и др.

Раскачивание — маятникообразное движение тела гимнаста вместе со снарядом (несколько качей).

Сальто — полное переворачивание тела в безопорном положении.

Термины для обозначения маховых движений

Взмах — быстрое движение ногой (ногами) в одном направлении с возвращением в И. 

Замах — предварительный мах ногами назад после толчка ногами.

Мах — однократное маятникообразное движение телом или его звеном (звеньями) в одном направлении относительно точек опоры (в висе) или других частей тела.

Мах дугой — переход из упора в вис дугообразным движением.

Отмах — энергичное отведение туловища от опоры после предварительного движения ногами в противоположную сторону, а также разновидность спада, выполняемого махом.

Перемах — движение ногой (ногами) над снарядом или под снарядом.

Размахивание — свободное маятникообразное движение одних частей тела относительно других в положении упор или всего тела около точек хвата в положении вис.

Скрещение — два встречных перемаха.

Термины акробатических упражнений

Группировка — согнутое положение тела (колени к плечам, локти прижаты, захват за голени). Разновидности: лежа, сидя, в приседе, широкая группировка.

Мост — дугообразное, максимально прогнутое положение тела с опорой ногами и выведенными вверх руками Разновидности: мост на коленях, мост на одной руке, мост на одной ноге, мост на предплечьях.

Мост разноименный — максимально прогнутое положение тела с опорой на правую руку и левую ногу или наоборот.

Упоры простые — положение с опорой только на руки или на одну руку.

Упоры горизонтальные — опорой прямыми руками, прямое или слегка прогнутое тело в горизонтальном положении.

Шпагат (прямой шпагат) — сед с предельно разведенными ногами, вытянутыми по одной линии. Разновидности: кольцом, правой, левой, с наклоном, руки вверх наружу.

Полушпагат — сед на пятке согнутой ноги, находящейся спереди, другая сзади на полу (на опоре), руки в стороны.

Прыжки

Занятия гимнастикой в домашних условиях. Прыжки

Прыжок — перемещение в полете после отталкивания ногами (указать, если одной ногой). Разновидности: горизонтальный, перекидной, подбивной.

Перескок — прыжок толчком одной ногой с приземлением на другую ногу.

Подскок — прыжок толчком одной ногой с приземлением на нее.

Подскок темповый (вальсет) — с разбега подскок на одной ноге, поднимая и сгибая другую ногу, используемую как толчковую для последующего выполнения темпового переворота, рондата или сальто.

Темповой подскок — небольшое подпрыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх. Применяется в качестве связующего звена в прыжковой акробатике.

Твист — жаргонное обозначение для прыжка с поворотом кругом и сальто вперед.

Перевороты

Виды прыжков

Кувырок — вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову. Разновидности: вперед, назад, длинный, прогнувшись, прыжком, с одной на одну, с одной ноги, с поворотом, скрестно, согнувшись и др.

Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полета. Разновидности: переворот в сторону, переворот с головы, переворот на одну ногу и др.

Переворот назад — вращательное движение тела назад с опорой на руки. Выполняется также в стойку на руках, на голове и др.

Перекат — вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Разновидности: вперед, назад, в сторону, круговой, назад согнувшись, назад в стойку на лопатках.

Перекидка — вращательное движение тела вперед или назад прогнувшись через стойку на руках и мост без фазы полета. Выполняется с двух ног на две, а также с одной ноги и со сменой ног.

Рондат — переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.

Сальто — свободное переворачивание тела в воздухе. Разновидности сальто: вперед, маховое, назад, в сторону, с поворотом, затяжное, темповое.

Фляк (Флик-Ф.) — термин, используемый в тренировочной практике для обозначения «переворота назад».

Полуперевороты

Курбет — прыжок назад с рук на ноги (из стойки на руках).

Подъем разгибом — вскок на ноги, выполненный из положения лежа согнувшись энергичным разгибанием рук и туловища.

Поворот разгибом — выполняется движением подъема с поворотом кругом в упор лежа (с поворотом на 360° указывается особо).

Прыжок в стойку на руках — взмахом руками назад и наклоном вперед (сгибая ноги, если не указано иное).

Стойка в акробатике

Стойка — вертикальное положение тела ногами вверх. Ноги соединены и прямые. Разновидности: на голове, груди, лопатках, предплечьях, на руках, одной руке, без опоры руками. Стойка на руках может быть узкой, широкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой, на одной руке.

Краткое обозначение способа выхода в стойки:

  • силой — руки сгибаются в локтевых суставах, ноги — в тазобедренных;
  • перекатом — вращательным движением с последовательной опорой;
  • согнувшись — руки прямые, тело сгибается в тазобедренных суставах;
  • прогнувшись — руки сгибаются, а тело держится прогнутым;
  • махом правой или левой ногой;
  • прыжком (на руки);
  • толчком ног.

Равновесие

Равновесие — устойчивое положение стоя на одной ноге с наклоном и отведением другой ноги.

Равновесие (Р.):

  • переднее — наклоном вперед и отведением ноги назад, руки в сторону;
  • боковое — боком к опорной ноге (с наклоном в ее сторону), одноименная рука выведена вверх, другая рука — за спину;
  • высокое или вертикальное — туловище отклонено от вертикального положения незначительно вперед;
  • заднее — наклоном назад, спиной к опорной ноге, руки в стороны;
  • крестообразное — наклоном вперед и отведением неопорной ноги в сторону (параллельно полу); рука, одноименная опорной ноге, выведена в сторону, разноименная рука — вперед параллельно опорной ноге;
  • одноименное — наклоном вперед, рука, одноименная с опорной ногой, выведена вперед кверху, другая рука — назад;
  • разноименное — наклоном вперед, рука, разноименная с опорной ногой, выведена вперед кверху, другая рука — назад;
  • кольцом — выводимая назад нога сгибается, касаясь головы, обычно с захватом рукой за носок;
  • на колене — стоя на колене одной ноги, без опоры руками;
  • заднее на колене ( заднее Р. на К.) — наклоном назад с выведением другой ноги вперед;.
  • на правой (левой) — наклоном вперед и отведением правой (левой) ноги назад, руки в сторону;
  • полукольцом — выводимая назад нога сгибается, не касаясь головы, руки в стороны кверху;
  • с захватом — поднятая в сторону кверху нога удерживается одноименной рукой посредством захвата стопы, другая направлена вверх наружу;
  • с наклоном (низкое Р.) — с наклоном вперед книзу (под углом 45°), руки вверх, кисти рук у пола;
  • шпагатом — наклоном вперед с захватом опорной ноги и отведением другой ноги назад в продолжение линии опорной ноги.

Термины вольных упражнений

Вольные упражнения (В. У.) — составляются из элементов акробатических упражнений, ОРУ, упражнений художественной гимнастики и танцевальных движений. Могут выполняться с музыкальным сопровождением или без него. Виды: групповые В. У., индивидуальные В. У.

Восьмерка — фрагмент вольных упражнений на 8 счетов (тактов — с 1-го по 8-й), имеющий порядковый номер, записанный римской цифрой.

Основное исходное положение в вольных упражнениях — гимнаст стоит лицом к верхней стороне ковра. Также указывается, в какой точке ковра располагается исполнитель: в левом нижнем углу, в правой середине, в центре ковра.

Промежуточные исходные положения — отличаются от основных И. П. поворотом на 45°: в правой середине, полповорота направо; в левом нижнем углу, лицом/боком к центру; в центре, лицом в правый нижний угол.

Термины упражнений художественной гимнастики

Бег — передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. При обычном беге стопа ставится с носка с перекатом на всю стопу, носком выполняется отталкивание для следующего шага. Разновидности бега: на носках, тройным шагом, высокий, мягкий, острый, перекатный, пружинный, широкий.

Приставка — приведение ноги к опорной ноге и перенос веса на приводимую ногу.

Шаги

Шаг — выведение ноги с переносом веса на нее или вынесение ноги при ходьбе на месте. Обычно выполняется с носка на всю стопу, со свободными взмахами рук вперед и назад.

Высокий шаг — движение ног с высоким поднимание бедра и образованием прямого угла между бедром и голенью.

Мягкий шаг — движение с носка с коротким перекатом на пятку и легким сгибанием ног без колебаний по высоте и с незначительными взмахами рук. Выполняются мягкие шаги с непринужденностью и легкостью движений.

Острый шаг — резкое, отрывистое движение с небольшим продвижением вперед. Стопа одной ноги ставится на носок около стопы опорной ноги, руки выводятся с остановками.

Перекатный шаг — движение ноги с перекатом с носка на всю стопу, вынося маховую ногу вперед книзу, опорная при этом слегка сгибается и разгибается с заметными колебаниями тела по высоте.

Переменный шаг — цикл из трех шагов, 2-й из которых — приставка сзади по 3-й позиции или сзади на полупальцы. Каждый следующий цикл выполняется с другой ноги.

Приставной шаг — шаг с носка одной ногой и приставка другой ноги. Направления приставного шага: влево на носки; вправо; с правой ноги вперед.

Пружинный шаг — пружинное движение ноги с перекатом с носка на всю стопу, вынося маховую ногу вперед книзу, опорная при этом слегка сгибается и разгибается с короткими и ярко выраженными колебаниями тела по высоте.

Шаги галопом — нога приставляется коротким быстрым движением во время небольшого подскока с прямыми ногами и оттянутыми носками, после чего другая нога выносится для следующего шага. Шаги галопом выполняются вправо или влево.

Шаг правым плечом вперед — свободное передвижение шагами, во время которого одноименная рука направлена вперед, другая рука — назад, туловище расположено вполоборота налево (направо) к направлению движения. Аналогично — шаг левым плечом вперед.

Широкий шаг или шаг выпадами — движение большим шагом вперед, сгибая ногу при переносе веса, сзади нога прямая, носок оттянут, с разноименными взмахами рук.

Шаг в полуприседе (в приседе) — передвижение шагами в указанном положении.

Шаг на носках — движение на носках без опускания на всю стопу.

Шаг польки — цикл из трех шагов на носках с приставкой по 3-й позиции с подскоком перед началом каждого цикла движений.

Вальсовый шаг или вальсовая дорожка — цикл из трех шагов, характеризуется равномерностью шагов, слитностью и плавностью движений:

  1. Первый шаг перекатный со снижением на ноге, более длинный, чем последующие,
  2. Второй шаг на носке.
  3. Третий шаг с носка на всю стопу.

Разновидности вальсового шага: с поворотом; в сторону; в сторону с поворотом; назад; широкий; широкий в повороте.

Словарь художественной гимнастики

Повороты в художественной гимнастике

Поворот — движение тела или его части вокруг своей продольной оси. Выполняется на месте и в движении со взмахом или подъемом рук. Величину указывают, если она не дана в определении. Разновидности поворота: одноименный и разноименный; в полуприсиде; в присиде; в равновесии; из выпада; махом; на коленях; переступанием; прыжком; с наклоном; кругом.

Круговой поворот — движение из положения стоя на одной ноге махом другой ногой вперед с последующим кругом ею назад. Выполняется на носке опорной ноги на 360°, если не указано иное: круговой поворот направо на 540 °.

Винт или спиральный поворот — движение с выставлением ноги скрестно на носок, полуприседанием и волнообразным поворотом тела, начиная снизу.

Прыжки в художественной гимнастике

Прыжок — отталкивание одной или двумя ногами вверх с отрывом от опоры с продвижением или без продвижения в горизонтальном направлении, с поворотом вокруг продольной оси тела или без поворота. Сопровождается взмахом руками или рукой.

Закрытый прыжок — отталкивание со сгибанием одной ноги вперед и наклоном вперед, руки двигаются вверх относительно туловища.

Казачок (Казак) — отталкивание махом одной со сгибанием толчковой ноги внизу в полете, колени вместе.

Открытый прыжок — отталкивание, прогибаясь, толчком одной или двумя ногами, махом назад другой ногой и взмахом руками в стороны — назад. Выполняться по-разному: легко, мягко, резко.

Прыжок в группировке — выполняется, сгибаясь и сгибая ноги вперед.

Прыжок выпрямившись — движение толчком обеими ногами, выполняется резко, со взмахом руками вверх с максимальной высотой взлета и вертикальным положением прямого тела в полете. Разновидности: влево, вправо, с поворотом кругом.

Прыжок кольцом — движение толчком обеих ног с максимальным прогибанием тела и сгибанием ног до касания головы, руки вверх. Разновидности: левой, полукольцом.

Разножка или прыжок ноги врозь — ноги в полете максимально разведены, руки работают произвольно, приземление выполняется на обе ноги с носка на всю стопу.

Скачок — движение толчком одной ногой и сгибанием другой ноги вперед с одновременным взмахом вперед рукой, одноименной толчковой ноге, и взмахом назад другой рукой (если не указаны иные движения руками) с приземлением на толчковую ногу.

Щучка — прыжок с разведением ног и наклоном вперед.

Другие виды прыжка: согнувшись; шагом; шпагатом; перекидной; подбивной.

Движение с предметами

Бросок — движение, придающее предмету полет. Выполняется одной или двумя руками. Разновидности бросков: прямые, обводные, крученые, нетипичным захватом, с двумя предметами.

Ловля — прием предметов после свободного перемещения. Разновидности: простые, ободные, сложные, нетипичные хватом.

Отбив или отскок — ударное соприкосновение, в результате которого предмет приобретает полет. Выполняется от пола или кистью, локтем, грудью, бедром, стопой.

Междускок — подскок, при котором не выполняется прыжок через скакалку во время ее вращения: скакалка в этой фазе вращения проходит вверху.

Перескок — в упражнениях художественной гимнастики выполняется через скакалку с одной ноги на другую с небольшой фазой полета.

Перешагивание — движение через скакалку или другой предмет обычным шагом.

Перекат — перемещение путем вращения предмета с последовательным касанием опоры.

Фигурные движения

Фигурные движения — движения, в результате которых предмет описывает в пространстве определенный рисунок-фигуру. Движения могут быть лицевыми, боковыми, горизонтальными, наклонные, круговые.

Восьмерка — последовательные разнонаправленные круги в форме цифры «8».

Змейка — колебательные движения кистью, удерживающей предмет, с продвижением в поперечном колебанию направлении.

Мельница — сочетание малых кругов в определенной последовательности.

Мельница двухтактная — два последовательных малых круга справа от кистей, затем два последовательных круга слева от кистей или в обратной последовательности. Трехтактная мельница — аналогична двухтактной, но по три круга.

Спираль — серия малых кругов с непрерывным перемещением вдоль оси вращения.

Улита — сочетание половины среднего круга с половиной малого круга, выполняемая слитно и в замедленном темпе.

Основные краткие термины по системе КОСТ

КОСТ — система кратких обозначений спортивной терминологии, буквенные обозначения которой созвучны отечественным гимнастическим терминам, а разные виды обозначений строго формально различаются, что позволяет их точно распознавать.

В системе КОСТ краткие обозначения гимнастических терминов для удобства названы краткими терминами.

Служебные термины

Двж — движение (используется при отсутствии основного термина в исходной записи элемента).

Исх — исходное (начальное, предварительное) положение, и. п.

Пауза — сохранение указанной позиции, положения.

Поз — позиция, положение (в паре).

Фиг — фигура.

Элм — элемент (фигура, движение, положение).

Ттт — повторение предыдущего элемента (фигуры).

Тот — повторение элемента, предшествующего предыдущему.

Тто — повторение части упражнения (композиции) с начала строки.

Too — повторение части упражнения (композиции), включающей краткий термин Тто, с начала строки

Гимнастические термины

СокращениеРасшифровка термина Сокращение Расшифровка термина
БегбегрБегразбег
Весвес, перенесение весауВесперенесение части веса
ВисвисВолнаволна в художественной гимнастике
ВыквыкрутВыпрвыпрямление, выпрямиться, разогнуться
ВыпвыпадДугдвижение дугами (дугой)
КачкачКатперекат
КувкувырокКругкруг, круговое движение
ЛетлетпЛетперелет
МахмахвМахвзмах
зМахзамахеМахперемах внутри, продев
пМахперемахрМахразмахивание
тМахотмахуМахполумах
НаклнаклонгНаклнаклон головы
ОброборотОборбольшой оборот
ПадпадениеоПадопускание
сПадспадПерпереворот
ПовповоротПржпрыжок (с двух ног на две)
ПодподъемПрж Онпрыжок с двух ног на одну
Сткстойка (основная)Равравновесие
вСтквстатьРондрондат
нСтк подняться на носкиСкксоскок
оСтк опуститься на всю стопувСкк вскок
СалсальтодСкк подскок
СедседнСкк наскок (с одной ноги на две)
пСедприседпСкк перескок (с одной ноги на другую)
уСедполуприседСкщскрещение
вХодвходУпорупор
пХодпереходХватхват
уХодвыходпХватперехват
Шгпприставить ногуШалдвижение на шаг (в стойку ноги врозь)
ШпагшпагатШапшаг и приставка
Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии