Название шахматных фигур, их расстановка, как ходят

Самой популярной интеллектуальной игрой в мире считают шахматы. Знакомство с шахматами начинается с изучения названий фигур, их расстановки и значения для шахматной партии.

Сколько фигур в шахматах

Для игры используют всего 32 шахматные единицы — 16 белых и 16 черных.

У каждого игрока 16 шахматных единиц — 8 фигур и 8 пешек:

  • король — 1 шт.,
  • ферзь — 1 шт.,
  • ладья — 2 шт.,
  • слон — 2 шт.,
  • конь — 2 шт.,
  • пешка — 8 шт.
Освойте шахматы меньше чем за 10 минут

Расстановка шахматных фигур

Поле шахматной доски состоит из 64 клеток — 32 белые и 32 черные. Расстановка шахматных фигур на доске в начале партии строго регламентируется:

  • Белые фигуры занимают первый и второй ряд доски, черные — седьмой и восьмой.
  • 1 ряд белые фигуры — ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.
  • 8 ряд черные фигуры — ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.
  • Ладьи располагаются по углам.
  • Конь — рядом с ладьей.
  • Слон — рядом с конем.
  • Ферзь — на центральной клетке своего цвета.
  • Король — рядом с ферзем.
  • 2 ряд — белые пешки.
  • 7 ряд — черные пешки.

Характеристика шахматных фигур

КорольФерзьЛадьяСлонКоньПешка
Символкороль в шахматахферзь в шахматахладья в шахматахслон в шахматахконь в шахматахпешка
Ценность~9~5~3,5~3,5~1
Ударная сила в центре827141382
Ударная сила на краю5211473–41
Ударная сила в углу3211472
«Вес» фигурытяжелая тяжелая легкая легкая

Легкие и тяжелые фигуры

Деление фигур на легкие и тяжелые произошло не из-за их веса (массы). Конь и слон считаются менее ценными для игры, чем ладья и королева, поэтому их вводят в бой первыми и называют легкими. Ферзь и ладья относятся к тяжелым фигурам, так как ходят на любое число полей, наиболее полезные и помогают выигрывать.

Сила шахматных фигур

Сила шахматной фигуры — относительная оценка ценности и стратегической важности фигуры, измеряемая в баллах. Бесконечной ценностью обладает король, так как его нельзя обменять на другую фигуру и подставить под угрозу.

Ударная сила шахматных фигур

Ударная сила — это способность фигуры одновременно атаковать то или иное число полей пустой шахматной доски. Позиция в центе повышает ударную силу фигуры. Исключением из этого правила стала ладья, у которой ударная сила одинакова в любом сегменте шахматной доски.

Название шахматных фигур

Фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. За каждой фигурой в шахматах закреплено свое название.

Король и королева в шахматах

Как отличить короля от королевы в шахматах? Король выше королевы и считается самой высокой фигурой в шахматах. Шахматный король имеет крест, у королевы — небольшой шарик. Часто королева похожа на увеличенную ладью.

Король

Название фигуры: король, шах, малик, царь. В дореволюционной России фигуру «король» называли генералом. Обозначение короля — буквы «КР» или «К» (англ. king).

Как выглядит король в шахматах

Фигуры «Король» в начале игры стоят на полях, противоположных своему цвету. Если король падет в бою — игра проиграна.

Как ходит король

Король медлителен. Перемещаться он может в любом направлении, но только на одну клетку. В начале партии белый король встает на клетку е1, черный король — е8.

Шахматный король ходит на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали, участвует в рокировке. Важно! Согласно шахматным правилам, король не может ходить на поле, находящееся под ударом другой фигуры (ходить под шах).

Как бьет король

Король «ест» фигуру, которая стоит рядом с ним. Рубит на одну клетку во все стороны. А вот съесть короля соперника король не может и подойди ближе, чем через одну клетку. Благодаря оппозиции, король получает возможность помочь своей пешке стать ферзем.

Оппозиция в шахматах — противостояние королей. Ближняя оппозиция — расстояние между королями составляет одно поле. Дальняя оппозиция — расстояние между королями составляет 3 или 5 поля. Возможны оппозиции по вертикали, горизонтали и диагонали.

https://youtu.be/dJfaJJgzBvM
Король в шахматах

«Короля рубить нельзя»

Игрок должен понимать, что короля нельзя поставить под удар соперника. Если король остается без защиты и под ударом, то партия заканчивается сразу, не дожидаясь «съедания» короля.

Если во время партии игрок ходит королем под шах, то судья обязует его переходить. Мат возникает только тогда, когда шахматист создал такое нападение на короля соперника, от которого нет ни одной защиты, допустимой шахматными правилами.

Шахматный король никогда не может взять ферзя, объявить шах или мат королю соперника. В ситуации, когда на шахматной доске остаются только два короля, партия заканчивается и объявляется ничья.

Ферзь в шахматах

Шахматная фигура ферзь

Название фигуры: ферзь, визирь, советник, гетман, королева, дама, царица. Его Величество Ферзь — самая мощная (сильная) фигура. Обозначение ферзя — буквы «Ф» или «Q» (англ. queen).

Каждый шахматный игрок может иметь столько ферзей, сколько пешек сумеет дойти до противоположного края доски.

Теоретически на доске одновременно может быть 9 ферзей одного цвета.

Как выглядит ферзь в шахматах

Фигура королевы увенчана небольшим шариком.

Из толкового словаря Владимира Даля: «ФЕРЗЬ ж., но правильнее м. старшая по царе <после царя> шахматная шашка; с персидск. искажен. Если, по уговору, ферзь ходит всеми ходами, т. е. и конем, то зовется: ферзь всяческая».
В современных шахматах ферзь сочетает в себе ладью и слона. Однако в старых русских шахматах ферзь, по предварительной договоренности, мог ходить как конь. В таком случае его называли «ферзь всяческая». А в ранних шахматах ферзь был одной из слабейших фигур и мог ходить лишь на одно поле по вертикале, горизонтали и диагонали.

Как в шахматах ходит ферзь

Королева в шахматах ходит по вертикали, горизонтали, диагонали, вперед, назад, влево, вправо на любое количество клеток. Как сильной фигуре, ферзю открыты все пути — от края до края. Игрок сам решает на какой клетке шахматной доски остановить ферзя. Но! Ферзь, не может перепрыгивать клетки, занятые другими фигурами и пешками.

Ферзь = ладья + слон. Ферзь может ходить, как ладья (по прямым линиям) и как слон (по диагонали).

Где стоит ферзь

«Ферзь любит свой цвет» — это выражение помогает шахматисту запомнить, куда поставить королеву в начале партии. Белый ферзь всегда находится на белом поле (d1), черный ферзь — на черном (d8).

Преимущества королевы

  • Ферзь из центральных полей может атаковать до 27 полей одновременно, у края доски — до 21 поля.
  • Главная фигура атаки.
  • Ферзь рубит во все стороны.
  • Ферзь, нападая, легко может поставить мат сопернику.
  • Ферзь, введенный в игру в середине или в конце партии, приносит больше пользы.
  • Ферзевый гамбит — дебют, который начинается ходами 1.d4 d5 2.c4.
  • Ферзь может съесть ферзя соперника, стоящего на пути.

Сила ферзя

Сила ферзя оценивается:

  • от 8 до 9 пешек;
  • немного сильнее ладьи и слона;
  • немного сильнее ладьи и коня;
  • немного слабее двух ладей.

Ладья в шахматах

Название фигуры: ладья, башня, тура, пушка, корабль, колесница, замок. Обозначение ладьи — буква «Л» или «R» (англ. rook).

Ладья парная фигура. В начале партии располагаются по углам шахматной доски. Белые ладьи занимают поля a1 и h1, черные ладьи — a8 и h8.

Как выглядит ладья в шахматах

Внешне ладья напоминает осадочную башню. На Русси название фигуры связано со словом «ладья» — большое парусное судно. В Восточных странах фигуру называли Ратхи (боевая колесница) и Рух (хищная птица).

Как в шахматах ходит ладья

Ладья в шахматах ходит по вертикали и горизонтали, вперед, назад, налево, направо на любое число полей. Ладью, если на пути нет других фигур и пешек, можно перенести через все поле. Ладья бьет так же, как ходит.

Шахматная фигура ладья за два хода может дойти до любой клетки шахматной доски. Если на пути стоит своя фигура — путь закрыт, если расположена фигура или пешка противника — ее можно побить (взять, съесть, рубить).

Сила ладьи

Ладья считается тяжелой фигурой и по силе уступает только ферзю.

Действия ладьи:

  • На начальной шахматной партии (дебюте) ладья не используется.
  • Может участвовать в рокировке. Ладья прыгает через короля.
  • Миттельшпиле контролируют вертикали в позиционной борьбе.
  • В заключительной части партии ладьи помогают проходным пешкам и используются для отсечения короля противника от некоторого участка доски.
  • Ладьей можно поставить мат — ладейный эндшпиль. Ладья способна оттеснить короля соперника на последнюю горизонталь или в угол доски.

Ценность ладьи

Ладья оценивается:

  • примерно в 5 пешек;
  • сильнее слона;
  • сильнее коня;
  • две ладьи сильнее ферзя
  • слабее коня со слоном.

Слон в шахматах

Слона в шахматах по другому называют: алфил, бегун, гонец, охотник, стрелок, стрелец, шут, сумасшедший, епископ, офицер. Обозначение слона — буква «С» или «B» (англ. bishop). Часто слона любители шахмат называют офицером.

Слоны в начале партии располагаются на шахматной доске около ладьи. Белые слоны занимают поля c1 и f1, черные слоны — c8 и f8. Офицера, стоящего около короля в начале игры, называют королевским. Слон, стоящий в начале партии около ферзя, носит титул ферзевый.

Как выглядит слон в шахматах

Слон относится к парным фигурам. Офицер ниже короля и королевы. Внешне похож на башенку с вытянутым наконечником — капелькой. Так же слон напоминает католическую одежду епископа.

Как ходит слон в шахматах

Линия перемещения шахматного офицера носит название диагональ. Слон ходит только по диагонали, вперед, назад, на любое количество клеток. Поле белого цвета контролирует один слон — белопольный, поле черного цвета — чернопольный слон. Белопольные и чернопольные офицеры никогда не сталкиваются.

Слон ест (рубит) по диагонали. Слоны не могут перескакивать через другие фигуры.

Хороший и плохой слон

Плохим называют слона, заблокированного своими пешками. Такой слон не может перемещаться по полю. Задача игрока — освободить диагональ для слона.

Хороший слон свободно перемещается по своей траектории.

Совет. Чем меньше на пути слона будет пешек, тем больше пользы принесет он для партии. Двигая пешку по шахматной доске, необходимо проверять влияние хода на активность офицеров.

Типы слона

Три типа слона:

  1. Активный. Офицер свободно переходит по диагонали с одного сектора шахматной доски в другой.
  2. Полезный. Задача слона — оборонять конкретную фигуру.
  3. Большая пешка. Ситуация, когда слон заблокирован пешками и не может нести полезной функции.

Что делать с большой пешкой:

  • Разблокировать слона — убрать пешки с цвета слона.
  • Вывести «большую пешку» за пределы пешечной цепочки.
  • Обменять этого слона на вражеского слона или коня.
Большая пешка

Сила слона

Слон относится к легкой фигуре. Ударная сила в центре шахматной доски составляет 14 полей, на краю и в углу — по 7. Слон полезен для прикрытия или защиты других фигур.

Ценность слона

Слон оценивается:

  • примерно 3 пешки;
  • чем меньше пешек на пути слона, тем ценнее и полезнее фигура;
  • два слона сильны, так как контролируют большую площадь шахматной доски;
  • слон слабее ладьи;
  • слон сильнее коня, если пешки на заключительном этапе партии находятся на обеих сторонах доски;
  • король совместно с белопольным и чернопольным слонами способен поставить мат сопернику;
  • король, один слон, один конь могут поставить мат королю;
  • объявляется ничья, когда у одного игрока остался король, а у другого — слон и король;
  • проигрышная ситуация — два разноцветных слона и король выступают против короля и ферзя;
  • проигрышная ситуация — король и слон против короля и ферзя.

Конь в шахматах

Название фигуры: конь, всадник, кавалер, наездник, конный рыцарь, скакун, прыгун. Обозначение коня — буква «К» или «N» (англ. Night).

Как выглядит конь в шахматах

Конь в шахматах представлен в виде конской головы на небольшом постаменте. В древних шахматах использовали фигуру в виде всадника на коне. В индийских шахматах — это был воин на коне, во Франции — кавалер на коне, в Англии — рыцарь на коне. Со временем всадник исчез.

Где стоит конь в шахматах

Конь парная фигура. У каждого игрока в наличии белый и черный конь, которые в начале партии занимают следующие клетки шахматной доски — b1 и b8; g1 и g8.

Как в шахматах ходит конь

Ход конем в шахматах является одним из самых сложных для изучения. Ход коня напоминает букву «Г», изображенную в разных проекциях.

Варианты движения коня:

  1. Два поля вперед и одно поле в бок.
  2. Два поля в бок и одно в перед.

В отличии от слона конь при ходьбе меняет цвет поля — с белого на черный и с черного на белый. Только конь может перескакивать через свои и чужие фигуры и пешки, но при условии, что клетка на которую должен стать конь свободна от своих фигур. Если на этой клетке стоит фигура или пешка соперника, то конь может ее съесть.

Конь единственная фигура, которая перепрыгивает через свои фигуры или противника. Съесть конь может только ту фигуру, которая находится на клетке, где он завершает ход.

Ценность коня

Конь оценивается:

  • примерно в 3 пешки;
  • 1 конь = 1 слону;
  • 3 коня = 1 ферзю;
  • 3 коня = 2 ладьи;
  • 2 коня слабее 2 слонов в середине игры;
  • конь и слон слабее 2 слонов в середине игры;
  • ценность коня возрастает в закрытых позициях, так как хорошо маневрирует, там где слоны не могут сделать свой ход;
  • ценность коня возрастает в ситуации «вилка».

Вилка в шахматах — положение в шахматной партии, когда две или более фигуры одного игрока находятся под боем одной фигуры другого игрока.

вилка в шахматах конем
  • кроме коня противника, конем можно атаковать любую фигуру без угрозы получить ответный удар;
  • конь и слон в эндшпиле могут дать мат одинокому королю;
  • в середине игры конь может поставить королю «спертый» мат.

Спертый мат (мат Лусены) — мат конем, когда свои фигуры мешают королю уйти от угроз противника.

спертый мат

Сила коня

Конь относится к легкой фигуре. Ударная сила в центре шахматной доски составляет 8 полей, на краю — 4, в углу — 2. Конь полезен для атак, первого хода в партии. И лучше ставить своего коня в центральной части шахматной доски.

Правила шахмат. Как ходят фигуры
Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии