Ребенок устает к середине турнира, игра становится слабее

Вопрос от подписчика

Здравствуйте! Сыну 14 лет, занимается шахматами 5-й год. Первые три года были хорошие успехи. Но после очень успешного для себя турнира, результаты как-то приостановились. Или может и двигается вперед, но очень сложно. Главный вопрос состоит вот в чем. В шахматах турниры по классике проходят 9 дней подряд, обычно по одному туру в день. Тур длится в среднем часа три-четыре. Есть еще турниры по быстрым шахматам, там 7-9, иногда 11 туров в день подряд, в среднем минут по сорок. Без перерывов, только если кто раньше сыграют, ждут остальных.

Я заметила, неплохо играются первые партии, а дальше уже как будто накапливается усталость и игра становится явно слабее. И это независимо быстрые партии или классика. Игра ухудшается к середине турнира. Он воду пьет, шоколадку ест. Играть может и до, и после турнира, всегда с интересом, не надоедает. Но во всех турнирах одна и та же ситуация. С середины турнира явно идет спад. В конце бывают выигранные партии, но обычно за счете более слабого соперника. Как с этим справиться?

Ответы экспертов

Антонина Тер-Степонянц

Антонина Тер-Степонянц
Руководитель шахматной школы «Яблоко Ньютона», 1-й школы для очень активных детей 5+.
Задать вопрос

Первое, на что обратила внимание в вопросе, фраза о том что результаты как-то приостановились. Это очень важный момент.

Когда ребенок только начинает заниматься шахматами результаты действительно очень хорошо видны. Ребенок не умел делать мат — раз, и уже умеет, не умел распорядиться малым количеством фигур — все, уже умеет, не знал приемы — теперь знает, что-то решает, понимает что с этим делать.

Первые турниры, первые победы, первые неудачи — они в целом видны. А потом начинается такой период, когда со стороны ребенок как будто бы «стоит», как будто бы нет прогресса. В этот момент у него набирается опыт, набираются знания. Знания более глубокие. В основном в это время закладываются стратегические знания, умение планировать и тд. Закладывается какая-то базовая дебютная теория.

Поэтому то что видимый прогресс после четырех лет как будто бы остановился, это скорее норма, если ребенок тренируется, то он просто сейчас накапливает знания.

Очень много в шахматах строится на анализе: анализе своих партий, анализе партий сильных шахматистов, понимании как они строили игру, куда стремились, что планировали, как они реагировали на планы противника. У меня, например, было такое, что, казалось, я просто вообще застопорилась. Я изучала партии Алехина, есть такая классическая подборка — два учебника подряд, каждую партию из этих учебников я разбирала где-то по часу. Там было очень много партий. То есть я убила на это год-полтора. И через какое-то время после того, как я закончила разбор этих партий, я выполнила норму кандидата в мастера спорта.

Мой тренер напрямую это связывал с накопленным базисом. Я интегрировала то, что видела, потихонечку в свою игру. И это происходит не сразу.

Второе, что касается турниров по классике. То что на старте мальчик выигрывает три-четыре партии говорит о том он в середине турнира попадает на действительно сильных противников, потому что победители играют с победителями. И именно в этот момент появляется «усталость».

Могу предположить, что ребенку не хватает выносливости, он действительно устает. Тогда стоит уделить внимание физической подготовке ребенка. Мой тренер при подготовке меня, например, к первенству России, к первенству Южного Федерального округа, помимо того, что прописывал программу тренировки шахматной, также прописывал еще и программу подготовки именно физической.

Тут важно понимать сколько по времени вообще идёт тренировка у ребенка, к какой нагрузке он в принципе привык. Может быть у него тренировки по часу, но дома он работает по два-три часа. Если дома есть систематическая нагрузка больше трех часов, то ребенок, по идее, не должен сильно уставать к середине турнира. При соблюдении режима, ребенок должен успевать восстанавливаться.

Возможно, у него происходит так: он идет вперед, начинает набирать очки, попадает на сильного противника, сливается. Сливаться он может психологически: он предполагает, что соперник сильный и сливается без борьбы. Также сливаться он может и потому что не тянет. Только по конкретным партиям можно понять почему он проигрывает.

Возможно, после одного проигрыша он расстраивается и выдает серию проигрышей, потом он попадает на оптимально слабых игроков и на этом выигрывает. Вполне возможно, у него эта схема просто зациклена: идет на сильных, сливается, падает, а после выигрывает на финише слабеньких.

В этом можно разобраться только оценив каждую игру, турнир, понимая с кем он играет.

Каждый турнир по классике должен быть обработан. Как ребенок сыграл, почему проиграл-выиграл. Каждая партия турнира должна быть разобрана. В идеале, чтобы ее разобрал сам ребенок на предмет того, что он здесь видит, какие выводы он бы сделал, почему у него здесь вот это получилось, а это не получилось, а потом еще и разобрать партии вместе с тренером.

Тогда это будет действительно опыт, который он положит в копилочку и дальше этот опыт даст какой-то прогресс.

Андрей Осадченко

Андрей Осадченко
Сооснователь и ведущий тренер «Школы Чемпионов». Чемпион Москвы среди детей до 10 лет в 1992 году, далее ТОП 3 в Москве до 1997 года, пока не приостановил занятия шахматами.
Задать вопрос

Читая Ваш запрос, возникает ряд вопросов, к примеру:

«Первые три года хорошие успехи» — тут важно понимать, на каком конкурентном уровне идет речь: это просто турниры при школе шахмат, рейтинговые турниры, или чемпионаты города/области/России? Какой рейтинг у Вашего сына, какие цели (честно) он ставит, и чего хотелось бы Вам как родителям?

При этом даже не зная деталей, постараюсь дать развернутый ответ, который поможет увидеть ясную картину родителям, оказавшимся в схожей ситуации.

Первое. Конечно, в детском и юношеском возрасте после выигранного кубка мотивация работать, изучать шахматы, без поддержки рабочего настроя со стороны умеющего увлечь шахматами наставника, заметно падает. Это нормально.

«Да я и так круто играю, вот всех разнес» — примерно такие юношеские мысли проносятся у молодого шахматиста в голове.

Здесь важно трансформировать эту эйфорию в деятельность по дальнейшему изучению шахмат. Поставить цель выиграть очередной кубок и набросать план подготовки к следующему турниру.

При предполагаемом следующем турнире такого же уровня — давай сыграем так, чтобы выиграть все партии?! Например: для этого нам важно изучить эндшпили по учебнику Дворецкого и удивлять соперников ловушками в дебютах.

Второе. Накапливающаяся усталость, это проблема и точка роста для шахматистов любого уровня, в том числе самого высокого. Важно выбрать занятия физкультурой (я не использую слово спорт, когда речь не идет о высших достижениях), которые будут развивать выносливость, способствовать хорошему общему тонусу, и при этом не будут заведомо травматичными. Здесь важно, чтобы эти занятия действительно нравились сыну, и он понимал и чувствовал пользу от них.

Лично я предпочитаю плавание (развивает силу, выносливость, способствует формированию хорошей фигуры, росту мышц, что немаловажно для самооценки в 14летнем возрасте, укрепляет иммунитет), велосипед летом и лыжи зимой. Занимаюсь на турниках, хожу тягать штанги в спортзал.

Пробовал заниматься единоборствами, хоккеем, большим и настольным теннисом, однако если говорить о шахматистах в целом, то такие виды спорта не всегда подходят шахматистам, так как там тоже важно концентрировать внимание, вместо того чтобы, к примеру, просто ехать на велосипеде и наслаждаться видами, отключив голову.

Универсальное решение — это в первую очередь кардио нагрузки, выбор конкретного вида спорта зависит уже от личных предпочтений и Ваших возможностей.

Третье. Питание. Что касается шоколадок, то лучше их заменить фруктами и орехами, жир, содержащийся в орехах также необходим для хорошей работы мозга. К воде можно добавить термос с хорошим зеленым чаем, обладающим тонизирующим эффектом. Пить чай я рекомендую только после середины партии.

И ключевое. Иметь интерес играть и тренироваться это, как говорится, две большие разницы. Во время игры процесс захватывает шахматиста, насколько я понимаю с этим у Вашего сына проблем нет. Но для того, чтобы прогрессировать в качестве игры, побеждать на конкурентном уровне в своем возрасте, важно инвестировать время и внимание в системные занятия шахматами с профессиональным тренером и много работать самостоятельно.

Важно учить дебюты, так как за последнее время выросло количество и глубина проработанных вариантов в начале партии. Зачастую шахматисты за всю партию не делают по-настоящему ни одного своего хода, как на профессиональном уровне, так и в детских шахматах, и воспроизводят по памяти лучшие решения, придуманные и реализованные гроссмейстерами за годы и десятки лет до сегодняшнего дня.
Большое значение имеет и игра в эндшпиле, где важно знать десятки позиций и принципов их разыгрывания, что на порядок облегчит уже игру в реальной партии, и сохранит как раз силы на середину и концовку турнира.

Опять мы приходим к целеполаганию: если цель большая и амбициозная, то безусловно стоит приложить усилия. Если же выбор просто играть в шахматы, потому что это интересно в 14-летнем возрасте, на мой взгляд приведет к тому, что рано или поздно такой интерес сойдет на нет.

На сегодня в мире колоссальное количество интересного для 14-летнего парня, иногда полезного, иногда нет: общение с друзьями и девушками, компьютерные игры, блоггерство, программирование, да и некоторые в 14 лет уже пробуют себя в бизнесе и начинают зарабатывать больше родителей.

И тут мы возвращаемся к ключевому вопросу для человека любого возраста: «Куда я иду и зачем?»

Честный ответ на него будет первой ступенькой к пониманию Вами и Вашим сыном того пути, который Вы выберете дальше.

Дорогу осилит идущий. Желаю Успехов.

Мария Лысенко

Мария Лысенко
Главный методист по шахматам онлайн-школы Skysmart, вице-чемпионка России по шахматам.
Задать вопрос

Турнир по шахматам — самое долгожданное мероприятие для увлеченного и серьезно занимающегося ребенка. Но вместе с этим подобные соревнования — это и стресс, и испытание на прочность.

В случае быстрых шахмат, ребенку должно хватать выносливости и концентрации на много партий подряд за один день, а в классических шахматах юный спортсмен должен 9 дней подряд выкладываться на максимум по несколько часов.

Чаще всего ближе к середине турнира у шахматистов накапливается усталость и стресс, сложнее дается принятие решений, больше времени уходит на перепроверку вариантов и могут возникать ошибки. Для того, чтобы выдерживать дистанцию важного турнира, нужно развивать не только навык игры, но и психологическую и физическую выносливость.

Дети, у которых помимо шахмат в жизни присутствует физический спорт, справляться с напряжением намного легче. Более того, очень важно, чтобы ребенка поддерживали тренер или родители, обеспечивая ему психологический комфорт, настраивая на партию, помогая не потерять уверенность в себе.

Чтобы юные шахматисты были способны не терять концентрацию на протяжении 2-3 часов классической партии, необходимо выработать привычку интенсивной умственной работы на протяжении этого количества времени. Перед важным турниром постепенно увеличивайте время занятий, чтобы ребенок привык удерживать внимание до конца партии и меньше уставал к ее окончанию.

Татьяна Жаркова

Татьяна Жаркова
Тренер по плаванию и ОФП
Задать вопрос

Вопрос усталости — это важная составляющая в любом спорте. 11 туров в день по 40 мин подряд — это большая нагрузка даже для взрослого человека. 3-4 часа подряд сохранять активное внимание очень непросто. Соответственно, в вашем виде спорта, как и в любом другом, удерживаются спортсмены, склонные к конкретному виду нагрузок.

В шахматы идут люди с повышенной концентрацией внимания, усидчивостью, определенным складом ума и т. д. Нагрузки растут планомерно в соответствии с возрастом. И это на самом деле нормально, что в какой-то момент становится тяжело. Для спорта характерен переход спортсмена на новый этап через определенные трудности.

Другое дело, что делать с этими сложными периодами.

  1. Сразу обратим внимание на возраст спортсмена. В 14 лет наступает пик пубертатного периода. И он связан с очень серьезными изменениями в организме. В любом виде спорта это учитывается. Часто наступает стагнация результатов, определенные психологические сложности, апатия. Высокая утомляемость в этот период считается нормой.

    Сами для себя сравните, как сын занимался в 11-12 лет и сейчас. Обратите внимание на его учебу, формат досуга. Возможно, вы заметите какие-то еще сопутствующие признаки сниженной концентрации внимания и усталости. И даже если все везде ровно, кроме шахмат, не сбрасывайте со счетов физиологию. Возможно, вопрос ограниченного количества ресурса организма на длительную концентрацию внимания сказывается именно в спорте. Все спортсмены проходят этот этап, и, скорее всего, не только вашему сыну непросто. Поговорите с другими ребятами, их родителями. Этот период пройдет, важно его выстоять.
  2. Любой тренировочный процесс выстраивается с учетом периодов: подготовительный (основной), предсоревновательный и соревновательный. Здесь тоже вероятны перегрузки, возможно, есть какие-то перегибы.
  3. Нагрузки в спорте дополняются школьными нагрузками. Это тоже надо учитывать.

Все-таки ресурс организма не бесконечный и его не всегда можно восполнить. Об этом надо помнить и учитывать. Поговорите с тренером, узнайте, типична такая усталость на соревнованиях для данного вида спорта и стоит вам ждать динамику улучшения. Пересмотрите режим дня спортсмена.

Рекомендуем прочитать наши статьи

Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии