Ребенок-пловец. Есть данные, но пропала мотивация

Вопрос от подписчика

Я мама прекрасного ребенка, спортсмена пловца. И я сбита столку. Мой сын занимается плаванием уже 2 года. В спортивной школе на бесплатном отделении. Первый год он хорошо плавал, тренеры его очень хвалили, говорили будущая звездочка, если будет стараться. Экзамен сдан, второй год обучения, попали резервом в группу, он не лучший в своем стиле плавания, но и не худший, в середине.

Мы с мужем его всегда поддерживали, он мечтает получить кубок, кубок получали другие ребята, более сильные. Мы объясняли что кубки нужно заслужить трудом и упорством…

В общем за год другие дети, что были в резерве как мы, по результатам курсовок стали в основном составе группы, участвуют в соревнованиях ездят в лагеря… наш ребенок же стал практически последним по всем видам плавания. Все каникулы более успешные дети занимаются, наш ребенок сидит дома, т.к его не приглашают.

Через три недели переводные экзамены на третий год обучения. И я уверена, что мы уже не пройдем на следующий год. Обидно до слез, потому что есть у ребенка данные, но вот как их реализовать в нем я уже не знаю. И видео олимпийских чемпионов мы смотрим, и рассказываю, что спорт это круто, что он умница, но нужно трудиться, трудится. Мечтаем познакомиться с олимпийским чемпионом, он живет в нашем городе. Пытаюсь этим мотивировать, но похоже, что ребенок просто угас… не получается не тянет. Тренер его уже не хвалит, такое ощущение, что занимается только успешными детьми.

Я как мама просто не хочу, чтобы сын пожалел потом, что так легко сдался. Не знаю что делать, а самое обидное, что муж уже смирился, что ребенка отчислят. Но шанс есть всегда, я очень в него верю! Не хочу, чтобы он сидел в гаджетах и телевизоре, как все его одноклассники.

Извините что много букв, на ваш сайт забрела совершенно случайно. И просто уже не знаю как поддержать и мотивировать своего ребенка. Спасибо! Буду рада любому совету.

Ответ эксперта

Татьяна Жаркова
Тренер по плаванию и ОФП
Задать вопрос

Постараюсь раскрыть все грани вашей проблемы, а так же тех задач, которые вы ставите.

Начну с тренера и внимания. Да, тренер чаще всего не будет возиться с «угасшими глазами», если смотреть практично на вещи, то ему интересны те дети, которые вытянут КМС и МС со временем, это чаще всего в принципе небольшое количество детей. Но! Тренер должен быть заинтересован в том, чтобы его группа была командой, иначе эти самые лучшие не будут плавать — тоже потеряют интерес.

Судя по тому, что вы описали, ученики из резерва вытянулись и ездят на сборы и соревнования, тренер занимается командой, большей части ребят подходят его методы работы и мотивации. Также я думаю, что не только ваш сын не проходит отбор, наверняка есть еще ребята.

И вот к чему я веду: есть спортивная система, а есть личный подход тренера к мотивациям детей. И до 14-15 лет в 90% случаев ребенок в спорте удерживается благодаря подходу тренера, отношениям в команде, поддержке родителей. До 14-15 лет личная мотивация еще не выросла до того уровня, чтобы перекрывать какие-то несостыковки в отношениях, поэтому даже при любви к спорту как таковому, у ребенка растет недовольство и плавно перерастает в отторжение.

К примеру, часть детей просто не выдерживает постоянное сравнение с другими — а спорт он именно таков. И если тренер не акцентирует на том, что «ты должен проплыть лучше СВОЕГО предыдущего результата» и не отмечает это как заслуженную победу, не акцентирует на этом внимание, то для ребенка в итоге существует только то, что ВСЕ победили, а он нет. Это психология, но она работает сильно.

Вы дома также мотивируете его кубками и показываете видео спортсменов высокого уровня. Это не будет работать — для него они очередные победители, лучше него, таких у него в группе уже много. Лучше сделать так: найдите биографии спортсменов, как они начинали, терпели неудачи, боролись, побеждали, снова терпели неудачи. И не только из плавания, пусть он поймет, что это труд.

Еще совет — узнайте, насколько он дружен с ребятами из группы, если нет — это еще один «звоночек», что не все гладко с отношениями.

Что делаем

  • Если понимаете, что совсем тяжело ему в этой группе, попробуйте отдать другому тренеру, если перспективы есть — возможно дело в подходе.
  • Рассмотрите другой вид спорта — водное поло, покажите тренерам ребенка, если по возрасту и навыкам проходит — может ему это больше понравится.
  • Поймите еще такой момент — плавание это индивидуальный вид спорта, не всем подходит, многие затухают при хороших данных, потому что не интересно молотить воду часами и более в своих мыслях.
  • Также рассмотрите пятиборье — расширьте горизонты мальчику, он должен понять, что спорт — это интересный длительный путь, найдите для него его дорожку. Я допускаю, что вашему сыну не подходит плавание по психотипу, вполне возможно, что он командный игрок.
  • А насчет гаджетов — тут надо вам с мужем посмотреть-подумать, что вы предлагаете своему ребенку в качестве перезагрузки, на каких примерах он учится проводить свое свободное время. Школа с уроками у него сейчас обязанность и плавание — каждодневный бой с собой. Где ему отдохнуть и как? Может он с вами отдохнуть душой? Как вы проводите выходные? Как вы проводите вечера? Это стандартные вопросы, на которые я предлагаю ответить всем, кто переживает по поводу гаджетов. Если тут все идеально — то переживать можете на 0,5%.

Считаю, что детей надо учить быть в процессе, получать удовольствие от созидания, показывать возможности времяпрепровождениях. Это сложно, особенно в больших городах, но это и есть часть родительского труда. Я желаю вам разобраться во всем и найти нужный путь, вместе с ребенком, в сотрудничестве с ним.

Рекомендуем прочитать наши статьи

  1. Мотивация спортсмена: виды и ее составляющие
  2. Влияние родителей на успехи ребенка в спорте
  3. Череда спортивных неудач: как помочь ребенку пережить трудности
Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии