Екатерина Макарова: о мотивации, приоритетах и развитии детей-спортсменов

Во время нашего интервью олимпийская чемпионка по теннису Екатерина Макарова рассказала о том, что делать, если ребенок хочет бросить спорт, как мотивировать юных спортсменов, а также о роли тренера и необходимости получения новых знаний в тренерской работе.
Екатерина Макарова: о мотивации, приоритетах и развитии детей-спортсменов

Екатерина Макарова

— профессиональная теннисистка, олимпийская чемпионка (2016), восьмая ракетка в одиночном разряде (2015), первая ракетка в парном разряде (2018), заслуженный мастер спорта России. Автор программы «Чекап чемпиона», работает с детьми, родителями и тренерами в качестве наставника.

— Что делать в ситуации, когда ребенок хочет заниматься спортом, но из-за тренера боится ходить на тренировки?

— Нужно менять тренера. В любых коммуникациях должна быть своя «химия». Ребенок должен хотеть идти к этому наставнику на тренировку.

Если тренер оскорбляет и унижает ребенка, то это неправильное поведение педагога.

Тренер должен быть строгим, по-своему жестким, структурированным, т.е. он не будет постоянно гладить по головке. При этом ребенок будет его уважать и иметь некую привязанность, желание идти на тренировку, потому что ему нравится общение с тренером и атмосфера вокруг.

Тренер очень важен в жизни ребенка. Он закладывает видение на мир, определенные ценности, он воспитывает ребенка. Нужно грамотно подойти к выбору наставника. Важно, чтобы эти ценности были схожи с родительскими. Ни в коем случае в сторону ребенка не должно быть унижений, оскорблений.

Дети очень чувствительны, не у всех стабильный эмоциональный фон, и поэтому, если ребенок чувствует, что нет контакта с тренером, то не появится и доверие. А если нет доверия, то нет прогресса, что влечет за собой отсутствие результата.

— Ребенок хочет бросить спорт. Что вы посоветуете родителям?

— Если ребенок никак не хочет ходить на тренировки, то родителям нужно определить: действительно ребенку не нравится данный вид спорта или у него есть определенная лень?

Я еще не встречала детей, которые с радостью бежали бы поработать. У каждого есть своя мотивация — победы, похвала от тренера или родителей… То есть спортсмен преодолевает этот труд ради своей «выгоды».

Если у ребенка действительно нет желания заниматься данным видом спорта, то здесь главное определить: какой вид спорта или вид деятельности (музыка, танцы, рукоделие и т.д.) ему нравится? Ребенок должен двигаться и увлекаться тем, что ему действительно интересно.

— У ребенка пропала мотивация заниматься спортом. Как быть родителям?

— Мотивацию мы питаем от разных внешних факторов.

Возьмем мальчика, который очень любит машины, мечтает о крутом автомобиле. Родители невзначай могут сходить на выставку машин. Открыть страницу великого футболиста (пусть это будет Рональдо, Месси, Неймар — кто угодно) и показать ребенку, как он живет, какие у него машины, какие у него есть жизненные блага, и объяснить, что он добился этого благодаря спорту. Когда мы видим глазами то, что мы хотим иметь, у нас моментально подскакивает мотивация.

Екатерина Макарова: о мотивации, приоритетах и развитии детей-спортсменов
У меня, например, мотивацией был поход в ресторан. Родители ввели традицию, что, если я попадаю на турнире в тройку призеров, то мы идем всей семьей в ресторан отмечать это событие. И поверьте, для меня этот поход в ресторан значил намного больше, чем медаль или кубок, полученный на турнире.

Важно понять, что именно интересует вашего ребенка, от чего он получает удовольствие, и выстроить это вместе с тренировочным и соревновательным процессом.

— Как расставить приоритеты: учеба в школе или спорт?

— Важно определить, что у вас в приоритете.

Родители нацелены на спорт высших достижений, у ребенка хорошо получается, он о себе здорово заявляет в спорте. Или же у семьи основной приоритет — учеба, классный ВУЗ, университет за границей. Это надо признать себе лично.

Я встречала только одного спортсмена, который закончил школу очень хорошо, поступил в МГИМО и стал № 1 в теннисе — это Даниил Медведев. Но это единица. Я других не знаю. На двух стульях усидеть невозможно. Необходимо определиться, что в приоритете, и уже делать фокус на спорт или на учебу, а вторым планом идет что-то другое.

Как это было в моем случае? Мы выбрали спорт. Теннис был в приоритете. В школе я пропускала много занятий, делала различные контрольные и рефераты в домашних условиях, где-то на соревнованиях. Приходилось договариваться с учителями, чтобы они давали задания на дом. 9 классов я закончила в обычной школе, куда ходила каждый день, а 10-11 экстерном в другой школе.

Обязательно нужно находить варианты. Если выбирается спорт высших достижений, то придется помогать ребенку в учебе, придется пропускать учебу, и это надо принять.

Сидеть полный учебный день (6-7 уроков), и потом идти на две тренировки, а вечером делать уроки… Я знаю, что сейчас так делают и так тренируются, но у ребенка не так много резервов, чтобы выдержать это на протяжении всего года. Ребенок должен ложиться вовремя спать, уметь отдыхать и восстанавливаться. Поэтому очень важно выбрать приоритет, что-то будет на первом плане, что-то на втором.

— Как вы относитесь к работе спортсмена со спортивным психологом? С какими проблемами стоит обращаться к специалисту? Или же стоит сразу вести постоянную системную работу?

— Я отношусь положительно. Самое главное, чтобы была правильная энергия коммуникации, ребенку было комфортно, у него было желание открыться данному специалисту. При появлении вот этой «химии», ребенок будет готов делиться, и будет колоссальный прирост.

Если внешний вид психолога не вызывает доверия, есть дискомфорт от общения, то ребенок замкнется, и не будет никакой работы.

Если вы видите, что ваш ребенок с вами (с родителями) открыт, делится эмоциями, живой, незамкнутый, если он может отследить свои состояния — волнение во время матча, то, что с ним происходит, — то психолог нужен в меньшей степени.

Есть другие варианты, где дети более закрытые, где дети не делятся, где детей ругают, и здесь накладываются уже с раннего возраста определенные травмы. В данной ситуации я однозначно советую взаимодействовать с психологом.

Нет четких правил, в каком возрасте необходимо внедрять психолога. Все индивидуально. Если есть такая потребность, если пришла такая мысль у родителей или тренер посоветовал, то надо обязательно попробовать. Не стоит от этого отказываться. В современном мире мы двигаемся очень быстро вперед, и если мы можем разрешить мелкие вопросы благодаря психологии, то почему бы не внедрить. Главное, чтобы было доверие и желание себя улучшать, работать над собой. Если этого нет, то сколько бы раз вы не ходили на сеанс к психологу, никакого результата это не принесет.

— У вас есть своя программа для детей-спортсменов, расскажите о ней.

— Я создала программу, которая называется «Чекап Чемпиона». Это наставничество с моей стороны и глубокий анализ всей ситуации у данного спортсмена.

  1. Я провожу тренировку, анализирую все технические навыки ребенка, его координацию, работу ног, ориентацию в пространстве и так далее.
  2. Провожу тестирование по общей физической подготовке, основанной на научной группе института физкультуры (прим. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма).
  3. В программу включена беседа с ребенком, которая состоит из 40 вопросов, где я выявляю истинные желания ребенка, какие основные моменты его мотивируют, какие у него есть страхи, переживания, как он испытывает волнение, и соответственно, исходя из этого интервью, я даю рекомендации и инструменты, чтобы улучшить себя во время тренировки, во время матча.
  4. Затем я общаюсь с родителями, отвечаю на их вопросы, даю обратную связь.
  5. Беседую с тренером. Если тренер может присутствовать на тренировке — это отлично. Если ребенок с родителями приехали из другого города, то я, после всего «Чекапа», созваниваюсь с тренером и даю ему полную обратную связь по спортсмену.
  6. В эту программу включена консультация терапевта по анализам ребенка, потому что спорт — это не только тренировки, но это и наше здоровье. Чтобы был ресурс, наше тело должно иметь энергию и силу.
  7. После всего я составляю документ, где четко разъясняю технические моменты (где, что улучшить в теннисе), в общей физической подготовке (в ОФП), какие моменты необходимо проработать по психологии.
  8. Через 4-6 месяцев желателен повтор данной программы, для анализа динамики, составления новых упражнений, постановки/корректировки вектора направления, куда стоит двигаться.

Я уже ездила по регионам во многие города — Волгоград, Казань, Екатеринбург. Также приезжают спортсмены в Москву из Ростова-на-Дону, Новосибирска, Самары. Я получаю очень много приятных сообщений, отзывов о данной программе, насколько она важна.

— Как вы пришли к идее создания программы?

— В детстве мне бы хотелось общаться с теннисистом, который прошел весь профессиональный путь и знает разные нюансы. При том, что, по возможности, мои родители брали консультации у опытных тренеров, чтобы получить новую информацию, чтобы стать лучше. Они всегда были заинтересованы моей деятельностью. В те времена возможности подойти близко и пообщаться с великим спортсменом не было, кроме того, как взять автограф.

Мой путь, как спортсменки, помог увидеть потребности родителей и тренеров. Я поняла, что хочу развивать детский теннис в России, помогать родителям, помогать тренерам, которые не имеют соревновательного опыта в профессиональном спорте. Мне хочется делиться своими знаниями и подсказать все эти нюансы, «олимпийские секреты» на пути к спорту высших достижений.

— Какую роль играет тренер для спортсмена? И как ваша программа может помочь тренеру в развитии?

— Тренер — очень важный человек в жизни спортсмена. Бывают периоды, когда он проводит больше времени с ребенком, чем родители. Особенно такое случается в подростковом возрасте. Тренер — основной двигатель процесса. В первую очередь тренер больше всего должен хотеть результата, чтобы его спортсмен победил, чтобы был прогресс. Но когда тренер постоянно ведет своего игрока на протяжении нескольких лет, то бывает замыливается глаз, и наставник не видит каких-то нюансов. Поэтому очень важно тренеру изучать новую информацию, ходить на различные семинары, брать консультации у опытных коллег, подпитывать себя новыми знаниями. Во время получения новой информации, приходят вдохновение и мотивация.

С каждым новым тренировочным этапом спортсмен растет, улучшаются его показатели. И, чтобы не топтаться на месте, каждый год полезно пересматривать методику подготовки.

Екатерина Макарова: о мотивации, приоритетах и развитии детей-спортсменов
На моей программе «Чекап Чемпиона» родители и тренеры получают четкий вектор направления, куда двигаться, что делать, определенное вдохновение, мотивацию к достижению своих результатов.

В завершение еще скажу, что есть два вида тренеров. Не хочу никого обидеть или осудить — и тот, и другой вариант правильный, каждый человек выбирает свой путь.

Есть тренеры, которые работают за меньшую зарплату, но им важен результат, статус. Их цель — вывести своего спортсмена в профессиональный спорт и от этого получать блага.

И есть тренеры, которые больше нацелены на зарабатывание денег. Например, у него семья, трое детей, и просто нет возможности уделять все время одному спортсмену, ездить с ним на турниры и так далее. У него другая жизненная ситуация, и ему результат не так важен — ему больше важен результат в зарабатывании денег. И это тоже нормально. И это тоже правильно.

Для каждого свое. Но нужно понимать, что тренер, который жаждет результата, жаждет вывести своего спортсмена в профессиональный спорт, на 50% увеличивает вероятность добиться успеха.

Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии