Прыжки в фигурном катании: названия и отличительные черты

Прыжки — обязательный атрибут фигурного катания. Без них не обходится ни одна одиночная или парная программа спортсменов. Их нет только в танцах. Прыжки в фигурном катании имеют свою базовую стоимость, которая измеряется в баллах. Чем они сложнее, тем выше итоговая оценка.

Баллы могут снимать за неуверенное приземление, недокруты и другие недочеты. Или же наоборот добавлять, если скачок выполнен безукоризненно и с включением дополнительных элементов. К примеру, в момент сложного захода были подняты руки.

Разберемся, как отличить прыжки в фигурном катании, выясним особенности каждого элемента и обозначим стоимость в баллах.

Классификация прыжков

Современные программа фигурного катания включает в себя два вида скачков — реберные и зубцовые. Последние иногда называют носковыми. Критичное отличие прыжков одной группы от другой кроется в опоре на конек.

Элементы зубцовой подгруппы осуществляются с опорой на зубцы. В момент подскока спортсмен отталкивается с его помощью ото льда. К зубцовым прыжкам относятся: тулуп, флитц, луп.

К реберным прыжкам относятся: сальхов, риттбергер, аксель. Подскоки такого плана выполняют с фиксацией на внутреннее ребро, либо на внешнее.

Зубцовые прыжки

Тулуп

Тулуп

Для профессионального спортсмена — это самый простой элемент. Название прыжка не имеет отношения к одежде и образуется от слов toe loop, что с английского переводится как «Петля на носке». Элемент попал в обязательную программу благодаря Брюсу Мэйпсу — американскому спортсмену.

Заход на тулуп достаточно короткий. Спортсмен после скольжения отталкивается, меняет свое положение на 180 градусов и уже на другой ноге продолжает двигаться назад. По завершению подскока фигурист оказывается на льду на ребре конька. Элемент признан одним из самых простых за счет смены ног.

Как отличить прыжок тулуп от других в фигурном катании:

  • толчок всегда с правой ноги.

Количество оборотов / баллы:

  • IV — 10,3;
  • III — 4,1;
  • II — 1,3;
  • I — 0,4.

Флип

Флип

Это следующий по сложности реализации после тулупа элемент. Он получил свое название от английского слова lip, что в переводе означает «щелчок». В момент исполнения флипа действительно слышится необычный звук.

Подскок стартует с отхода назад, после чего левый конек фиксируется на ребре и происходит отталкивание. Затем спортсмен ускоряется и вместе с тем начинает вращение. Прыжок заканчивается приземлением на лед правого конька. Далее левая нога и рука перемещается за корпус.

Как отличить флип от других элементов:

  • старт исключительно с левого конька на манер лутца;
  • перед флипом фигурист скользит спиной вперед.

Количество оборотов / баллы:

  • IV — 12,3;
  • III — 5,3;
  • II — 1,8;
  • I — 0,5.

Лутц

Лутц

Это сложный зубцовый подскок, получивший свое название в честь спортсмена Алоиза Лутца из Австрии. Элемент достаточно зрелищный, эффектный и имеет привычное для фигурного катания определение: одинарный, двойной и т.д. Четвертной прыжок покорился американскому спортсмену Брендону Мрозу в 2011 году.

Старт происходит с наружного ребра левого конька подачей тела назад и далее по дуговой траектории без последующей смены ног. Фигурист отталкивается правым коньком, раскручивает корпус и расправляет руки, после чего касается правой ногой льда. Траектория движения спортсмена чем-то похожи на литеру S.

Иногда фигуристы совершают промах, переходя на внутреннее ребро в момент выполнения элемента. В этом случае подскок становится похожим на флип. Подобные ошибки на спортивном сленге называют «флутц».

Как отличить прыжок лутц в фигурном катании:

  • старт с левого конька наружного ребра;
  • подскок выполняется по продолжительной дуге лицом назад;
  • траектория вращения спортсмена против часовой стрелки.

Количество оборотов / баллы:

  • IV — 13,6;
  • III — 6,0;
  • II — 2,1;
  • I — 0,6.

Реберные прыжки

Сальхов

Сальхов

Первым, кто исполнил этот прыжок был Ульрих Сальхов — фигурист из Швеции (1909 год). Элемент достаточно динамичный и зрелищный, но считается несложным. За счет простоты исполнения многие начинают освоение подскоков именно с него.

Спортсмен заходит на сальхов с вращения на льду по дуге. Далее происходит толчок внутренним ребром конька и последующий разворот. Правая нога в этом время идет по правильной траектории вокруг тела. На льду фигурист оказывается уже на наружном ребре правого конька.

Отличительные особенности прыжка:

  • заход выполняется одновременно с обеих ног;
  • свободная нога идет по траектории вокруг корпуса;
  • в момент приземления нет удара зубца о поверхность.

Количество оборотов / баллы:

  • IV — 10,5;
  • III — 4,2;
  • II — 1,3;
  • I — 0,4.

Риттбергер

Петля

Другое название прыжка — loop («петля»). Первым его исполнил в 1920 году спортсмен Вернер Риттбергер из Германии. Элемент очень похож на тулуп, с той лишь разницей, что толчок происходит с ребра, а не с зубца. В динамике подскока также угадываются черты сальхова, что видно по специфичной петле.

Старт с внешнего ребра конька. Спортсмен скользит по кругу, развернув лицо в его центр. Перед самим прыжком ноги скрещиваются, а тело подается против часовой стрелки. Когда конек отрывается ото льда фигурист начинает вращение.

Отличительные особенности элемента:

  • перед скачком ноги спортсмена скрещиваются;
  • толчок и последующий контакт со льдом происходит посредством правой ноги;
  • нет удара зубцом.

Количество оборотов / баллы:

  • IV — 12,0;
  • III — 5,1;
  • II — 1,8;
  • I — 0,5.

Аксель

Аксель

Аксель — прыжок в фигурном катании появившийся достаточно давно — в 1882 году, благодаря стараниями Акселя Паульсена — спортсмена из Норвегии. Элемент по исполнению заметно отличается от других и кроме привычных оборотов может быть еще и перекидным.

На старте спортсмен начинает скользить с правой ноги назад, сменяя ее левой, после чего поворачивается лицом вперед и сгибает колено. Затем идет резкое торможение с прыжком. В полете фигурист вращается и перед соприкосновением конька со льдом выбрасывает свободную ногу.

Аксель — это самый сложный прыжок в фигурном катании. Выполненные без ошибок и помарок четыре полных оборота еще никому не покорились.

«Остался только один четверной. Поэтому он и интересен — он остался один, так что тот, кто прыгнет его, заслужит громкую славу». Курт Браунинг

Отличительные особенности элемента:

  • в силу специфика прыжка целых оборотов не бывает и, к примеру, двойной аксель — это 2,5 оборота);
  • разворот происходит с движения назад;
  • на старт прыжка фигурист заходит лицом вперед.

Количество оборотов / баллы:

  • IV — 12,5;
  • III — 8,0;
  • II — 3,3;
  • I — 1,1.

Каскады прыжков

Здесь мы имеем сочетание нескольких элементов, где при выходе на каждый отсутствуют перегруппировка и смена ног. Каскад оценивается заметно выше обычной комбинации и не засчитывается, если спортсмен сделал разворот между прыжками.

Как правило, элементы соединяются посредством остаточного вращения от прошлого прыжка. Для высокой оценки важна плавность исполнения. Наиболее удачные каскады получаются из комбинаций аксель с петлей Риттберга соединенные прыжком, сальхов-тулуп или лутц-тулуп.

Техника исполнения

  1. Скорость. Для выполнения каскада фигуристу необходима скорость, поэтому первый элемент обычно как следует «разгоняют», чтобы инерции хватило на второй прыжок.
  2. Амортизация. Еще одна успешная составляющая. Если будет слишком глубокой, то последующий прыжок дастся заметно сложнее.
  3. Короткий заход. После завершения одного элемента спортсмен делает короткие заход на следующий. Техника должна быть отточена до совершенства. Если заход окажется длиннее, то каскад не засчитают, в то время как слишком короткая подготовка не даст необходимой скорости для следующего прыжка. 

Тройной набор элементов

Самый сложный — тройной набор элементов. Он входит в обязательную программу одиночного фигурного катания международного уровня. Здесь действуют аналогичные правила: нельзя между прыжками менять ноги и перегруппировываться.

Какие-либо вольности в исполнении даже с соблюдением базовых правил не приветствуются. Выступление может быть эффектным для зрителя, но судьи редко ставят за него высокие баллы. Так что спортсмены стараются придерживаться базовой нормы, оттачивая свое мастерство именно на ней.

Прыжки во вращение

Прыжки во вращение

Элементы, где после приземления спортсмена он продолжает следовать круговой траектории называют прыжками во вращение. В этом случае фигурист не ставит перед собой задачу выполнить максимальное количество оборотов в воздухе. Здесь важны высота прыжка и устойчивое последующее вращение на льду.

Различаются элементы характером приземления и фигурой. Можно вращаться на толчковом коньке или на ноге выполняющей мах. Есть прыжки в волчок, ласточку, оллером, петлей и т. п. Качество и форма итогового элемента во многом зависит от позы фигуриста в момент полета.

Способ толчка также влияет на техническую часть прыжка во вращение. Многие программы профессиональных спортсменов включают в себя толчки сальховым, петлей и акселем. Все эти элементы отличаются разными углами поворота корпуса при нахождении фигуриста в воздухе.

Так же как и в случае с каскадами судьи чаще всего закрывают глаза на зрелищность прыжков во вращение, оценивая технику исполнения по базовым нормам. Наибольшие оценки получают программы, где финальные пируэты состоят из нескольких комбинаций вращения.

Другие виды прыжков

Шпагат

Кроме базовых элементов есть еще и дополнительные. Чаще всего их используют в связках с основными скачками. В доброй половине случаев на оценку они не влияют, а просто подогревают интерес зрителей на трибуне.

Перекидной

Это один из самых простых прыжков. Иногда его называют «вальсовым» и выполняется он в пол-оборота. Заход на прыжок начинается с движения назад по дуге, после чего делается фиксация на наружном ребре левого конька и сам прыжок, во время которого выпрямленная нога делает пол-оборота.

Шпагат

Спортсмен в момент прыжка исполняет шпагат. Суть элемента не в количестве и качестве вращений, а в точности позиции. При этом шпагат допустим как продольный, так и поперечный. Прыжок исполняется, как правило, в связке с флипом или петлей. Элемент не оценивается судьями, чаще выступая в качестве связки.

Поднятие рук

При исполнении базовых прыжков поднятия рук вверх не требуется. Это делается намеренно по инициативе тренера или самого фигуриста, чтобы усложнить нормативный элемент. Возможность более чем адекватного выполнения подобного трюка доказала российская спортсменка Евгения Медведева в 2017 году.

Наставник фигуристки Этери Тутберидзе в своих интервью не раз подчеркивала, что поднятие рук вверх в момент прыжка — серьезный риск для фигуриста. Он может потерять баланс и как следствие получить травмы от падения.

Но благодаря специфичным физическим данным Медведевой прыжок с поднятием рук вверх получался у нее особенно хорошо. Фигуристка и тренер решили рискнуть и в результате Евгения получила 79,01 бала, слегка недотянув до мирового рекорда.

Запрещенные прыжки

В фигурном катании есть элементы, которые категорически запрещены в соревновательных выступлениях. Если обобщить, то все скачки, где конек находится выше темени спортсмена недопустимы.

Среди прочих травмоопасных элементов можно выделить переднее или заднее сальто с оборотом через голову. За подобные финты судьи наказывают фигуристов серьезным штрафом. В ледовых шоу такие прыжки допускаются с соответствующей технической страховкой.

Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии