Как тренер может мотивировать ребенка на победу

Сегодня мы расскажем о том, как тренер может мотивировать ребенка на победу. В основу этой статьи легли мнения экспертов из области спорта — детского психолога, опытного тренера и действующей спортсменки.

В детском спорте тренер — самая ключевая фигура. Все начинается с тренера. Он может подбодрить ребенка перед соревнованием, стать примером для подражания или наставником по жизни. Тренер как второй родитель. Он способен задать нужное направление для развития и мотивировать на работу. Если тренер выбран правильно, ребенок будет ходить на занятия с удовольствием. Именно этот человек прививает ребенку любовь к спорту, формирует характер, учит справляться с поражениями, ставить новые цели и конечно, мотивирует на победу.

Мнение детского психолога

Перед соревнованиями любой человек испытывает нервозность, тем более маленький ребенок. Как может помочь тренер, рассказала Юлия Куколева, детский психолог:

Чтобы мотивировать кого угодно на что угодно — нужно выявить его потребности, а затем убедить, что благодаря определенным действиям, эти потребности будут удовлетворены. Детская психика, однако, очень ранима и тренер должен понимать, что можно легко нанести ребенку душевную травму. Особенно, если амбиции самого тренера гораздо выше, чем физические возможности ребенка. Взрослые стимулы для юного спортсмена не так важны.

Если тренер думает о деньгах, славе или интересах сборной в целом, то ребенок внутри себя хочет внимания, чтобы его считали хорошим и уважали. Нужно это понимать. Опять же с возрастом меняются приоритеты, но мысли «у меня ничего не получится», или «я плохой» не дают покоя некоторым детям. И таких мыслей много. Задача тренера убедить, что он хороший, его уважают и у него все получится.

Как мотивировать ребенка

Для того, чтобы мотивировать ребенка на победу, следует ему объяснить, что именно нужно делать: «ты выиграешь, если…», «чтобы тебя уважали, нужно…». Только будьте осторожны, ведь обманув ребенка и не оправдав ожидания, легко потерять авторитет, а вот обида и самокопание ребенка в результате могут довести его в лучшем случае до невроза. Но не будем о плохом. Общий совет — не приписывайте заслугу только ребенку, а говорите «мы». «Мы достигнем, мы молодцы, мы сможем». Это объединяет. В случае неудачи вы сможете смягчить горечь поражения фразами «нам немного не хватило», чтобы ребенок не считал, что только он виноват.

Мнение детского тренера по айкидо и джиу-джитсу

А сейчас мы узнаем мнение Тедеева Дмитрия Юрьевича — детского тренера по айкидо и джиу-джитсу («Школа воинских искусств Виктора Краевского»), автора книг «Айкидо и оружие» (Минск, «Харвест», 2004), «Сила меча» и «Небесный посланник» и соавтора нескольких художественных книг, в которых также затрагивается тема занятий айкидо («Бусый Волк», «Бусый Волк. Берестяная книга»):

Я вообще не считаю, что мотивировать ребенка на победу так необходимо. А если все-таки делать это, то только в том случае, если эта победа нужна именно ребенку, а не тренеру или родителям. Если ребенок достаточно хорошо подготовлен для этой победы. Если, максимально выкладываясь ради достижения победы, он не получит травму или какой-нибудь другой вред для себя.

Мне на всю жизнь запомнились мудрые слова знаменитого советского боксера, многократного чемпиона Ленинграда, неоднократного чемпиона СССР Ивана Князева: «Главное в боксе — не дать себя избить». Успешный спортсмен, делясь своим опытом с молодежью, утверждал, что в спорте главное — не стремление к победе. А умение в любой ситуации сохранять контроль над своими действиями, хладнокровие. Умение беречь себя, свое здоровье. Это даже для взрослых спортсменов крайне важно, для детей — тем более.

О честном тренере

Наставления тренера

Честный, порядочный тренер думает прежде всего о том, чтобы его воспитанники получали пользу от тренировок и соревнований. Чтобы гармонично развивались, укрепляли, а не подрывали здоровье, чтобы приобретали навыки, которые им понадобятся в дальнейшей жизни. Чтобы учились ставить цель и идти к ее достижению, последовательно и упорно. Чтобы учились побеждать свою слабость, страх, неуверенность, лень, расхлябанность. Это главное, на что действительно нужно мотивировать детей. А победы на соревнованиях — дело третьестепенное.

И даже если ну очень уж хочется, чтобы ребенок обязательно победил, мотивировать его лучше не на победу, а на борьбу. Азартную, интересную борьбу. На то, чтобы он максимально проявил на соревнованиях то, чего добился на тренировках. На то, чтобы он действовал уверенно и вдохновенно, не боялся проиграть. Внушать, что проиграть в честной напряженной борьбе — не стыдно, стыдно не проявить нужного упорства. «Делай, что должно, и будь, что будет». Если ты сделал все, что смог, можешь заслуженно гордиться собой, ты — победитель, независимо от формального результата.

Желание родителей и тренера

На деле очень часто бывает совершенно иначе. Родители жаждут соревновательных успехов своего ребенка не ради его пользы, а для удовлетворения собственного родительского тщеславия. Тренер тоже часто занимается удовлетворением профессиональных амбиций, самоутверждается за счет детей. За счет их здоровья, и физического, и психического. И, разумеется, очень жестко мотивирует детей на победу на соревнованиях — любой ценой. Даже плохо подготовленных, неважно. Умри, но сделай. Порви всех! Иначе — грош тебе цена, ты будешь слабаком и лузером.

Это нетрудно, дети легко внушаемы, ими легко манипулировать, а перед тренером, который для них обычно огромный авторитет, они вообще беззащитны. И дети самозабвенно, не щадя себя и своих соперников, рвутся к победе, часто повреждают при этом себе связки, ломаются. И физически, и психологически — если победы добиться все-таки не удалось. Проигрыш в таких случаях переживается как настоящее, большое горе. А такое происходит в большинстве случаев, ведь на одного победителя приходится как минимум несколько проигравших! Да и сам победитель счастлив не только потому, что сумел ярко проявить свои способности, но и из-за того, что его соперники проиграли.

Неправильная мотивация

Если ребенок радуется горю других детей, хорошо ли это? По-моему, это нездоровое чувство, поощрять его проявление — безответственно. А именно это и происходит при грубой, необдуманной мотивации на победу — ребенка заставляют всеми силами стремиться к тому, чтобы его сверстников постигла неудача, чтобы испытать торжество над побежденными. Заставляют испытывать жуткий страх перед возможным поражением, а само поражение переживать как непоправимую катастрофу, крах надежд, унижение, позор, подрыв самоуважения и уверенности в себе.

Родителям, чьи дети занимаются спортом, нужно твердо помнить, что спорт — для ребенка, но никак не наоборот. Самопожертвование в спорте — это для взрослых, если они сами сделают для себя такой выбор. А детям спорт должен приносить только пользу, без вариантов. Если происходит иначе, стоит очень серьезно подумать о том, чтобы уйти в другой вид спорта или к другому, более ответственному тренеру. Независимо от любых, даже самых блестящих спортивных успехов и перспектив.

Мнение детского тренера по растяжке, ОФП и художественной гимнастике

Завершат нашу статью советы детского тренера по растяжке, ОФП (общая физическая подготовка) и художественной гимнастике — Киры Прониной, которая на данный момент также является действующей воздушной гимнасткой:

Тренировочный процесс

Для того, чтобы мотивировать спортсмена на победу, тренер должен являться авторитетной личностью для ученика (не путать с суровым или злым педагогом). Мнение тренера и его советы не должны вызывать сомнения у ребенка. Для этого, во-первых, тренер должен быть профессионалом своего дела, а, во-вторых, на установление хорошего контакта уходит время. Только имея такой тип взаимоотношений можно говорить о правильном настрое и мотивации на победу.

Желание победить есть у всех, кто идет выступать и соревноваться, другое дело, что к нему примешиваются неуверенность в себе и сомнения в своих силах. Чтобы их преодолеть, тренеру необходимо строить тренировочно-подготовительный процесс таким образом, чтобы ученик раз за разом видел, как у него что-то начинает получаться, что он учится и совершенствуется, пусть это даже будет проявляться в незначительных вещах, но это необходимо для правильного настроя и мотивации.

Непосредственная подготовка к соревнованиям — процесс сложный, здесь необходимо преодолевать себя и стараться все делать правильно. Это не время для «и так сойдет». Как бы ни было жалко ученика, тренеру следует проявлять строгость во время тренировок, но при этом ни в коем случае не унижать и не подавлять спортсмена, а вне тренировок важна поддержка ребенка. В день Х необходимо дать знать спортсмену, что он умеет все необходимое и знает, как делать. Не надо стремиться сделать лучше обычного, необходимо выйти и сделать все правильно. Не критикуйте ребенка перед выходом на старт, ему и так страшно, дайте понять, что верите в него.

Подведем итоги

Действительно ли так важна победа? И если да, то кому? В первую очередь нужно учитывать интересы ребенка, а не желания тренера или родителей. Соревнования могут приносить такую же пользу, как и занятия в обычном режиме, главное научить маленького спортсмена правильно расставлять приоритеты и не воспринимать победу как единственную цель.

Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии