Тренер не выставляет на соревнования, у ребенка пропадает мотивация к спорту

Вопрос от подписчика

Девочке 7,5 лет. Занимаемся худ. гимнастикой. Не так давно пришлось поменять тренера. (Конфликтная ситуация, которая произошла между бабушкой и непосредственно тренером). Нас взял другой тренер. Но на соревнования пока не выставляет по причине этических соображений (по отношению к первому тренеру).

Вначале ребенок очень старался. Но сейчас немного потух. Тренер пока ее придерживает. Я вроде объясняю ей ситуацию, как могу. Что надо потерпеть, стараться. Но энтузиазм и заинтересованность заметно упали.

Как помочь ребенку пережить этот период и не утратить мотивации?

Ответы экспертов

Юлия Хасанова

Методист по физической культуре и спорту. Автор онлайн курсов и книг по работе с детьми. Тренер по джиуджитсу и ушу.
Задать вопрос

Не очень понятная формулировка этических соображений по отношению к тренеру. Человек перешел в другой клуб, продолжает развиваться и не обязан простаивать из-за некой солидарности коллег друг к другу.

На месте родителей следует поговорить с тренером насчет этого придерживания. Что это такое за явление и есть ли у него некие регламентированные сроки простоя.

На месте родителей тренеру следует объяснить, что ребенок не виноват, не нужно ставить его в некий конфликт. Ребенок ходит в секцию ради собственного развития. Соревнования — единственное мерило развития. На данный момент ребенок страдает из-за конфликта взрослых, что абсолютно не педагогично.

Мария Еремина

Ситуация стандартная и ничего страшного в ней нет. Единственное, что смущает — тренер, вроде как, придерживает девочку, хотя начали работать только недавно.

Вопрос к компетенции тренера? И есть ли взаимная симпатия у тренера и юной спортсменки?

Что делать

Сейчас девочка реагирует на стресс абсолютно естественно:

  1. Главное исключить тот факт, что в конфликте бабушки и предыдущего тренера девочка винит себя. Это свойственно детской психике — при ссоре близких и дорогих ребенку людей, думать, что вина на них; или что они плохие, что-то сделали не так, поэтому тренер от нее отказался.
    Тогда ребенок делает вывод «лучше вообще эти не заниматься, или делать плохо, ведь я плохой».

    Можно объяснить девочке причину ухода от тренера и что в этом нет ее вины. В разговоре сделать акцент именно на то, что она не виновата в этом, она хорошая спортсменка и поэтому ищем лучшего тренера (как пример).
  2. Судя по возрасту, 7,5 лет, девочка недавно пошла в школу — и это тоже дополнительный стресс, который влияет на спортивные результаты.
    Поинтересуйтесь, как обстоят у нее дела в школе? Что получается, а что нет? Может ее что-то пугает и волнует? Как обстоят дела с друзьями? А с учителями?
  3. Цикличность в проявлении заинтересованности к спорту.
    У детей нет материальной заинтересованности в достижениях. Мотивация идет больше в потребности во внимании, в общении, причастность к спорту, как и любимая гимнастка, причастности к красоте (красиво танцуют, красивые костюмы, красивая музыка). С возрастом, конечно, мотивация меняется, но когда твои друзья идут гулять/в поход/в гости, а ты идешь на тренировку — это может демотивировать.

Плюс, детям свойственно желание быстрых результатов. В данной ситуации к детскому разочарованию, от отсутствия этих результатов, добавляется стресс от смены тренера и окружения, в котором другие правила поведения и другие правила поощрения.

Тут может помочь снисходительное отношение тренера к юной спортсменке:

  • адекватная и спокойная критика,
  • подбадривание в случае достижений,
  • мягкая коррекция действий при выполнении упражнений.

Елизавета Лилеева

Врач, клинический психолог, ясновидящая, регрессивный терапевт. Автор книг «Основы регрессивной терапии», «Искусство желать».
Задать вопрос

Важно убедиться, что ваша дочь не начала себя винить. Дети, попадая в ситуацию, в которой у них нет еще опыта, могу начинать искать причины в себе.

Стоит объяснить ребенку, что он ни в чем не виноват. Ни в конфликте бабушки и прошлого тренера, ни в том, что сейчас новый тренер ее придерживает.

Также стоит поговорить с ребенком о ее страхах. Чего она боится ,проходя по этой ситуации. Если нет возможности обратиться к психологу — вы можете сделать это сами. Лучше задавать такие вопросы вскользь, в непринужденной обстановке. На совместной прогулке или перед тем, как вы пожелаете дочке спокойной ночи. Разговор о страхах — это как с включенным на полную фонариком посветить под кровать. Сразу все тени уходят и становится не так страшно.

Говоря о сложившейся ситуации, вам надо постараться объяснить дочке, что спортивные достижения — это не только работа ее тела, но и работа ее силы воли. Сейчас требуется именно воля, чтобы пройти через этот не простой период. И вы будете проходить его вместе с ней, ведь вы ее очень сильно любите! А сложный период обязательно закончится.

Егор Семенов, онлайн-институт Smart

Клинический психолог, детский нейропсихолог, эксперт онлайн-института Smart
Задать вопрос

Ситуация с заменой учителя или тренера в этом возрасте зачастую может привести к довольно существенным последствиям — в значительном количестве случаев дети теряют интерес к занятиям или тренировкам.

С точки зрения организации мозга за целеполагание, мотивацию и волевые усилия отвечают лобные отделы коры, которые относятся к самым поздно и долго созревающим структурам. В среднем у женщин формирование лобных отделов завершается в 18-19 годам. На практике это означает, что в 7 лет эти участки коры еще недостаточно сформированы для того, чтобы ребенок мог долго терпеть трудности или испытывать эмоциональный дискомфорт ради реализации планов в достаточно отдаленной перспективе.

Поэтому в вашем случае, конечно, можно попытаться поговорить с ребенком, объяснить, почему именно сейчас она не участвует в соревнованиях, но не стоит сильно рассчитывать, что положение получится изменить только беседой и уговорами.

Я посоветовал бы попытаться поддержать интерес к занятиям и мотивацию ребенка заходом с другой стороны. Например, можно купить новый красивый купальник (костюм) для выступлений, перед этим обсудить с девочкой, какой именно костюм ей хотелось бы иметь. Это, безусловно, поднимет энтузиазм ребенка к занятиям, поэтому с выбором и покупкой можно не очень спешить, рассматривать разные варианты или даже попросить ребенка самого найти в интернете подходящую модель либо нарисовать эскиз. После (или вместо) этого можно организовать домашнее выступление ребенка, приурочив его к какому-либо существующему или самостоятельно созданному поводу (день рождения какого-либо родственника / знакомого, день «чего-нибудь», взятый из календаря и проч.). Не жалейте времени на постановку и репетицию самого выступления, подбор музыки создание подходящего антуража. Обязательно придумайте поощрительный приз или грамоту, которой наградите ребенка.

Это должно помочь благополучно переждать период адаптации к новому тренеру и ожидания новых выступлений.

Кристина Самойлова

Заместитель руководителя спортивного отдела «Всероссийской сети детских спортивных школ по художественной гимнастике и спортивной акробатике «FD», мастер спорта России по художественной гимнастике, тренер по художественной гимнастике с многолетним стажем.
Задать вопрос

Ребенок ни в коем случае не должен «страдать» из-за личных взаимоотношений между тренером и родителями, его спортивная деятельность должна быть непрерывной при любых условиях. (Другое дело, если нынешний тренер считает, что ребенок физически не готов к соревнованиям. Это уже совершенно другой вопрос).

Прежде всего, я советую вам поговорить с тренером, у которого сейчас занимается ребенок, рассказать о переживаниях и опасениях. Профессионал не будет ставить личные нюансы впереди учебного процесса.

В данном случае родители не могут оказать ребенку никакой поддержки, кроме психологической, но только сам тренер может что-то изменить: его профессионализм и опыт способны заставить ребенка поверить в себя. Любые действия должны быть направлены исключительно на то, как будет лучше ребеночку!

Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Adblock
detector