Советы родителям, как пережить нежелание ребенка ходить на тренировку

Вопрос от подписчика

Если ребенок не хочет заниматься, стоит ли заставлять его пробовать продолжать? Говорит, что не хочет идти на тренировку. Причину не называет, как бы не спрашивала.

Ребенку 9 лет. Вид спорта: горные лыжи. Занимается 3 года. Результаты хорошие, часто призовые места.

Ответы экспертов

Елена Крищенко

Тренер по горным лыжам, мастер спорта России по горным лыжам, основатель клуба KIDS SNOW
Задать вопрос

Если явных причин не замечено, то есть вероятность, что пришло, так называемое, насыщение или общая усталость. Возможно достигнуты цели, поставленные ранее, но они не принесли желаемого эффекта. Здесь можно попробовать дать время на отдых.

На практике, самая распространенная причина, когда ребенок теряет интерес, — преобладание амбиций родителей. Достигнув определенного возраста ребенок нашел способ противостоять им, так как изначально этот был не его выбор. Призовые места спортсмен занимает для родителей и другой мотивации у него нет.

Чаще всего спорт у таких детей заканчивается в 11/12 лет.

Заставлять и бросать спорт, не поняв причины и чувств ребенка, не рекомендую. Ведь уже так много сделано!

Вера Золотых

Семейный, клинический психолог, психоаналитик, игровой терапевт
Задать вопрос

Причинами могут быть отношения с тренером и в коллективе, собственная неуспешность, усталость или просто лень. Возможно, есть интерес к какому-то другому виду спорта.

Если ребенок занимается довольно долгое время и успешен в этом виде спорта, то отказ от занятий может быть связан с накопившейся усталостью, тогда можно попробовать заключить с ним «сделку», предложить в качестве компенсации за занятия какие-то бонусы, которые могли бы его мотивировать. Еще одним вариантом может быть временное снижение нагрузки.

Важным фактором является осознание того, для чего мне спорт. Видит ли ребенок себя профессиональным спортсменом или тренировки для него просто рутина. Картина будущего и того, чем эти занятия могут быть полезны, также может стать источником мотивации.

Попробуйте предложить альтернативу, если не лыжи, то что? Если он откликнется, то возможно действительно пропал интерес к данному виду спорта.

Может быть вариант, что совсем ничего не работает и ребенок категорически отказывается заниматься, попробуйте дать ему время на подумать. И ровно через месяц вернуться к этому разговору. Очень большую роль может сыграть родительская воля, какой-то период времени вы можете быть опорой и мотивацией для ребенка. Но, если сопротивление слишком сильное и ничего не мотивирует к возобновлению занятий, то вероятно стоит поискать другой вид занятий.

Юлия Хасанова

Методист по физической культуре и спорту. Автор онлайн курсов и книг по работе с детьми. Тренер по джиуджитсу и ушу.
Задать вопрос

3 года — это кризисный период в процессе тренировок. Ощущение, что ты уже чего-то достиг, что этого достаточно.

Если не говорит причину, то наверняка явной причины нет. То есть просто действительно ощущение потолка, скуки, «наелся».

Я бы сделала следующее на месте родителей:

  • Вспомнила с ребенком все полезное, что случилось благодаря спорту. Это не только медали. Это и уверенность в себе, осанка (может быть), улучшение общего состояния здоровья (например), обретение новых друзей и связей, обретение новых впечатлений в виде городов, спортлагерей, сборов, турниров и многое другое. То есть вместе с ребенком бы посмотрела на это с самой позитивной стороны и устроила ребенку (и внутри себя и себе тоже) часик гордости, удовлетворения от проделанной работы за эти 3 года.
  • Спросила ребенка, как он видит будущее без горных лыж, чем бы хотел заниматься вместо, ведь добавится множество свободного времени и с этим нужно что-то делать. Дала бы время подумать
  • Донесла до ребенка, что нет необходимости обязательно менять секцию. Можно в ней остаться, просто поставив себе новую, даже небольшую цель (продумать варианты целей с тренером).

Обратилась бы к тренеру отдельно от ребенка с вопросами:

  1. Как он занимается.
  2. Есть ли прогресс или достиг плато.
  3. Какие планы у тренера на ученика дальше, то есть видит ли наставник будущее и думал ли об этом (вдруг пустил на самотек).
  4. Сказала бы, что ребенок потерял желание. Попросила бы помощи в разговоре (чтобы тренер пообщался с учеником отдельно).

Елизавета Лилеева

Врач, клинический психолог, ясновидящая, регрессивный терапевт. Автор книг «Основы регрессивной терапии», «Искусство желать».
Задать вопрос

Если ребенок не хочет заниматься, стоит ли заставлять его пробовать продолжить?

Заставлять точно не стоит. Ребенок должен знать, что у него есть 100% свобода воли, и что он принимает решения. Но говорит ли это о том, что как только ребенок говорит «мне надоело» или «все, я больше не хочу ходить» — надо бросать спорт?

Нет конечно.

Потому что, что может быть? Ребенок — это коробочка с секретиками, и ни он сам, ни даже родители зачастую не догадываются, что стоит за этим «не хочу» и «надоело».

Что же может стоять за этими словами?

Дефициты витаминов, микроэлементов и белкового питания, вызванные резким скачком роста. Не забываем, что перед нами ребенок. А дети растут скачками, поэтому этот пункт не стоит игнорировать как вероятный. Поэтому смотрим на ребенка и оцениваем! А на сколько сантиметров на вырос за последние месяцы? А давно ли мы сдавали кровь и проверяли на дефициты? А что у нас с состоянием ногтей и волос — ведь они первые реагируют на дефициты. А когда ребенок в последний раз болел орви и насколько легко перенес? Проанализировав ответы на эти вопросы, мама сможет сделать вывод, есть ли вероятность, что резкий рост вызвал анемию, дефициты витаминов, микроэлементов или белка и принять решение об обследовании здоровья ребенка.
Конфликт с тренером, конфликт с членами команды.
Падение самооценки ребенка, связанное в его взрослением. Месяц назад все получалось, сейчас подрос и получаться перестало потому что изменились пропорции. И просто должно пройти время.
Психологические переживания ребенка, связанные с отношениями со сверстниками, с друзьями, со своим полом, с противоположным полом.
Ребенок таким образом транслирует переживания из-за внутрисемейных конфликтов между родителями или другими важными для него взрослыми.
Ребенок действительно хочет бросить этот спорт, потому что он ему надоел.

Как же родителю самостоятельно пробиться в эту коробочку и понять, что стоит за словами ребенка «не хочу» и «надоело»?

С первым пунктом, касающихся вероятных ростовых проблем со здоровьем понятно — сопоставляем, наблюдаем, проверяем.

Как быть с остальным?

Для начала, конечно, попробовать поговорить с ребенком. Может быть ребенок расскажет, что происходит. Но многие дети ограничатся «не хочу», «надоело» и «отстань». Что делать родителю?

Если у вас доверительные отношения с ребенком — вы можете заняться совместным рисованием. Эту технику используют психологи, чтобы выявить отношение детей к разным вопросам. Я рекомендую сделать совместный рисунок с вашим ребенком, чтобы вы с ним нарисовали его, то как он тренируется на лыжах, команду. Важно, как изображает ребенок себя и других людей, грустные ли они или веселые, какими цветами рисует? И дальше родитель может задавать наводящие вопросы.

Также вы всегда можете выбрать делегата из семьи, которому ребенок доверяет сильнее всего или с которым он дружит, чтобы тот расспросил его. Например, дедушку или старшего брата. Многие дети не стремятся посвящать родителей в свои тайны, а других людей — легко.

Можно обратиться к психологу, чтобы тот помог вытянуть правду из ребенка и параллельно выявил психологическую подоплеку происходящего.

Также есть вариант составить с ребенком договор. Например такой: ты занимаешься еще пол года, и если ты действительно понимаешь, что это не твое — ты больше не ходишь на этот спорт. За пол года многое станет понятным, многое перемелется. Я со своими детьми использовала именно этот метод.

Не забывайте, самое важное — сохранить доверительные отношения с ребенком! Ведь это залог его психологического здоровья на всю жизнь!

Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Оставить комментарий

Adblock
detector