Только полезная и структурированная информация о детском спорте!

Отправляя форму, я принимаю пользовательское соглашение.

Психологические барьеры в спорте: как помочь ребенку преодолеть их

0

Талантливый, умелый, атлетичный ребенок вдруг убедил себя в том, что он — посредственность. Ребенок годами показывал великолепные результаты. И вдруг перестал расти в спортивном плане… В чем причина этих событий? Почему так происходит? Как родитель может помочь ребенку преодолеть личные психологические барьеры? Об этом — в нашей статье.

Барьеры

Родитель — тот человек, который однозначно может помочь ребенку преодолеть любые психологические барьеры и показать высокий спортивный результат, иногда именуемый как «прыгнуть выше головы». Психологи считают данное выражение немного некорректным. Когда юный спортсмен показывает великолепный спортивный результат, это лишь он делает собственный максимум или близко к нему. В то время как выражение «прыгнуть выше головы» означает, «сделать невозможное». А все знают что, «невозможное» и выполнить невозможно. Но вернемся к теме вопроса.

Помочь ребенку можно. Но не стоит переоценивать собственную роль, как родителя, в вопросе спортивного становления ребенка. Этим занимается тренер и весь спортивный коллектив, в котором он находится. Родитель же является очевидным и обязательным фактором жизни ребенка. И оказывает сильнейшее влияние на нее.

Частая ситуация — ребенок сам для себя создает барьер. Например, искренне начинает верить в то, что пробежать стометровку быстрее 14 секунд он в этом году не сможет. Создание этого барьера может базироваться на самых разных вещах. Случайно услышанном разговоре («В этом году он из 14 секунд точно не выбежит»). Прочитанном материале в важной для него книге, мнении тренера. Как правило, подобные барьеры основываются на каком-то либо авторитетном для ребенка источнике. И на самом деле не имеют к сложившейся ситуации никакого отношения. Но даже в том случае, если источник абсолютно прав, построение данного барьера негативно сказывается на спортивной психологии ребенка. Так или иначе ограничивают спортсмена.

Роль родителя

Психологический барьер
Психологический барьер

Хоть основная спортивная подготовка и психическая подготовка спортсмена в основном лежит на тренере, родитель может сыграть в данном моменте очень важную роль.

Похвала — первая очень важная вещь. Великолепный инструмент для постепенного разрушения психологического барьера, сооруженного ребенком. Похвала медленно, но верно может сломать даже самую серьезную «оборону», выстроенную юным спортсменом против самого себя. Так, стоит хвалить его за усердие, хороший результат, старание на тренировке или соревновании. При этом обязательно сопровождайте похвалу верой.

Вера является второй важной категорией. «Я верю, что ты все-таки сможешь это сделать в этом году». «Я смотрю, как ты выступаешь. И точно знаю, что ты сможешь этого добиться, кто бы что ни говорил».

Иными словами, правильное действие должно быть таким: постепенное разрушение построенного ребенком барьера. Важно запомнить, что никакими резкими движениями («серьезный разговор»; «разговор как со взрослым»; «да прекрати ты верить в эту ерунду») ничего не сделать. Проблема может решиться только посредством постепенного, ненавязчивого, адекватного и гармоничного подхода.

Однако важно знать, что похвала и вера всегда должны быть заслуженными и основываться на объективных данных.

Ребенок, и в особенности его внутренний барьер, великолепно чувствуют фальшь. Если говорите ребенку о том, что «верите в то, что он в этом году побьет рекорд», вы должны действительно в это верить. А если в это не верите — просто промолчите и постарайтесь найти те положительные слова, в которых действительно будете уверенны. К примеру: «Я верю, что в будущем этот рекорд точно будет тобой побит».

Заставлять?

Психологический барьер
Психологический барьер

Другая распространенная ситуация. Вы точно знаете и видите, что ваш ребенок способен на большее, а он показывает весьма средние результаты. Вы уже извелись и не знаете, что делать: не помогают ни разговоры, ни смена тренера, ни убеждения, ни скандалы…

Ну, как же так! Он же такой умный, сильный, ловкий, у него такие таланты и природный дар! А результаты средние… Он плохо старается, у него проблемы. Нужно обязательно помочь ему преодолеть эти внутренние барьеры!

Но осторожнее. Дело может быть вовсе не во внутренних барьерах, а в общем отношении ребенка к спорту, жизни, людям и  самому себе. Проблема может быть куда более глубокой, чем обычное неверие в собственные силы.

Если вы не уверены в том, что происходит с вашим ребенком и почему он (как вам кажется!) не может преодолеть тот или иной внутренний барьер, перед тем, как предпринимать какие-либо радикальные действия или вести задушевные разговоры, посетите специалиста — детского психолога. Даже за один сеанс вы, возможно, разберетесь с тем, что происходит с вашим ребенком и как необходимо себя вести.

Заключение

Внутренние психологические барьеры — тема чрезвычайно сложная. Если наблюдаете у ребенка очевидный барьер, который был явно искусственно создан, вы можете попробовать метод мягкого разрушения. Безусловное принятие ребенка, похвалу, веру в его силы. Если же вы не уверены в существовании данного барьера или природе его происхождения, лучшим вариантом будет обращение к специалисту-психологу.

Поделиться статьей с друзьями: