Правила настольного тенниса: основные моменты проведения и судейства игры в 2022 году

Правила по настольному теннису разработаны с учетом «Правил вида спорта „настольный теннис“», утвержденных Международной Федерацией настольного тенниса (International Table Tennis Federation, ITTF). Все официальные соревнования по настольному теннису на территории Российской Федерации проводятся согласно этим правилам.

Правила по настольному теннису утверждены приказом Министерства спорта РФ от 19 декабря 2017 г. N1083 «Об утверждении правил вида спорта „Настольный теннис“». Последние изменения и дополнения в правила были внесены 28 декабря 2021 года.

Содержание (нажмите, чтобы свернуть)
  1. Правила игры в настольный теннис
  2. Основные термины
  3. Правила подачи в настольном теннисе
  4. Возврат мяча
  5. Порядок игры в настольном теннисе
  6. Переигровка
  7. Как и за что начисляются очки игроку в настольном теннисе
  8. Партия в настольном теннисе
  9. Правило активизации (ускорения) игры
  10. Проведение встречи
  11. Объявления счета в настольном теннисе
  12. Разминка
  13. Перерывы в игре
  14. Оборудование для настольного тенниса
  15. Стол для настольного тенниса
  16. Высота, длина сетки для настольного тенниса
  17. Мяч для настольного тенниса
  18. Ракетка для настольного тенниса
  19. Игровое пространство
  20. Игровая одежда
  21. Спортивные дисциплины
  22. Виды соревнований
  23. Открытые турниры
  24. Закрытые турниры
  25. Характер соревнований
  26. Системы и этапы проведения соревнований
  27. Положение о соревнованиях
  28. Система соревнований
  29. Нормы встреч
  30. Количество встреч
  31. Соревнования в группах
  32. Соревнования командные
  33. Жеребьевка
  34. Участники соревнований
  35. Представитель (тренер), капитан команды и советчик
  36. Участники-игроки соревнований
  37. Нарушения и наказания
  38. Наказание за советы
  39. Недостойное поведение
  40. Дисквалификация игрока
  41. Официальные лица соревнований
  42. Судейская терминология
  43. При выполнении подачи
  44. При розыгрыше
  45. При проведении встречи
  46. Рекомендуемые термины для объяснений
  47. Сигналы
  48. Судейские жесты, рекомендованные ITTF при неправильных подачах
  49. Сигналы рукой и голосом
  50. Как правильно играть в настольный теннис
  51. Скачать правила

Правила игры в настольный теннис

Правила настольного тенниса для новичков

Основные термины

Розыгрыш — период времени, когда мяч находится в игре.

Мяч находится «в игре» с последнего момента, когда он неподвижно лежит на ладони кисти свободной руки перед намеренным подбрасыванием его при подаче, до тех пор, пока не будет решено, что розыгрыш является очком или переигровкой.

Переигровка — розыгрыш, результат которого не засчитан.

Очко — розыгрыш, результат которого засчитан.

Рука с ракеткой — кисть руки, держащая ракетку.

Кисть свободной руки — кисть руки, не держащая ракетку;

Свободная рука — рука (от плеча игрока до кончиков пальцев), не держащая ракетку.

Игрок «ударяет» мяч, если он касается мяча в игре своей ракеткой, держа ее в руке, или своей рукой с ракеткой ниже запястья.

Игрок «мешает» мячу, если он или что-либо из того, что надето на игроке или что игрок имеет при себе, касается мяча в игре, летящего над или в направлении игровой поверхности, не задев половины стола этого игрока после того, как соперник последним ударил по мячу.

Подающий — игрок, который должен первым ударить по мячу в розыгрыше.

Принимающий — игрок, который должен вторым ударить по мячу в розыгрыше.

Ведущий судья — лицо, назначенное контролировать встречу.

Судья-ассистент — лицо, назначенное содействовать ведущему судье в принятии определенных решений.

Понятие «надето на игроке или что игрок имеет при себе» включает в себя все, что было надето на игроке, или что игрок имел при себе (например, держал в руках) в начале розыгрыша, за исключением мяча.

Концевую линию следует рассматривать продолжающейся бесконечно долго в обоих направлениях.

Правила подачи в настольном теннисе

  1. В начале подачи мяч свободно лежит на разжатой ладони неподвижной кисти свободной руки.
  2. Как только мяч подброшен, свободная рука подающего убирается из пространства между мячом и сеткой.
  3. С момента начала подачи до момента удара по мячу мяч должен находиться позади концевой линии половины стола подающего и выше уровня игровой поверхности и при этом не должен быть скрыт от принимающего игрока подающим или его партнером по паре, или чем угодно, что «надето на них».

Как подавать в настольном теннисе

Основные подачи в теннисе

Техника подачи в настольном теннисе:

  • Подающий подбрасывает мяч почти вертикально вверх, не придавая ему вращения, так, чтобы мяч поднялся вверх не менее чем на 16 см с момента отрыва от ладони кисти свободной руки, и затем опустился вниз, ничего не коснувшись до того, как по нему ударят.
  • Когда мяч падает, подающий ударяет по нему так, чтобы мяч коснулся сначала его половины стола, а затем коснулся прежде всего половины стола принимающего.
  • В парных играх, когда мяч падает, подающий ударяет по нему так, чтобы мяч коснулся последовательно правой «полуплощадки» подающего, а затем правой «полуплощадки» принимающего.

Игрок обязан подавать так, чтобы ведущий судья или судья-ассистент могли убедиться, что он выполняет все требования, предъявляемые Правилами к подаче, и любой из них имеет право решить, что подача неправильная.

Возврат мяча

Поданный или возвращенный мяч следует ударить так, чтобы он коснулся половины стола соперника, прежде всего или после касания комплекта сетки.

Порядок игры в настольном теннисе

В одиночных встречах:

  1. Подающий выполняет подачу.
  2. Принимающий выполняет возврат.
  3. После чего подающий и принимающий поочередно выполняют возврат.

В парной встрече:

  1. Подающий выполняет подачу.
  2. Принимающий выполняет возврат.
  3. Партнер подающего выполняет возврат.
  4. Партнер принимающего выполняет возврат.
  5. Затем в этой последовательности каждый игрок по очереди выполняет возврат.

Переигровка

Розыгрыш переигрывается, если:

  • при подаче мяч коснется комплекта сетки при условии, что во всех других отношениях подача выполнена правильно или принимающий (или его партнер) «помешает мячу»;
  • подача выполнена, когда принимающий (пара) не готов к приему мяча, при условии, что никто из принимающих не пытался ударить по мячу;
  • ошибка при выполнении правильной подачи, правильного возврата или какого-либо другого требования правил игры произошла вследствие помехи, неподконтрольной игроку;
  • игра прервана ведущим судьей или судьей-ассистентом.

Игра может быть остановлена:

  • для исправления ошибки в очередности подачи, приема или смены сторон;
  • для введения правила активизации игры;
  • для предупреждения или наказания игрока или советчика;
  • при изменении игровых условий настолько, что это может повлиять на исход розыгрыша.

Как и за что начисляются очки игроку в настольном теннисе

Игроку присуждается очко, если:

  • соперник не выполнил правильную подачу;
  • соперник не выполнил правильный возврат;
  • после его подачи или возврата мяч коснется чего-либо, кроме комплекта сетки до того, как по нему ударит соперник;
  • после того как соперник игрока ударил по мячу, мяч пролетит над половиной стола игрока или за его концевую линию, не коснувшись этой половины стола;
  • после того как соперник игрока ударил по мячу, мяч пролетит сквозь сетку или между сеткой и опорной стойкой или между сеткой и игровой поверхностью
  • соперник мешает мячу;
  • соперник умышленно ударяет по мячу более чем один раз подряд;
  • соперник ударяет по мячу стороной лопасти ракетки, поверхность которой не соответствует требованиям;
  • соперник или то, что на нем надето или что он имеет при себе, сдвинет игровую поверхность, пока мяч в игре;
  • соперник или то, что на нем надето или что он имеет при себе, коснется комплекта сетки, пока мяч в игре;
  • соперник коснется игровой поверхности кистью свободной руки;
  • в парной встрече кто-либо из его соперников ударяет по мячу не в порядке, установленном первым подающим и первым принимающим/
Спорные мячи в настольном теннисе

Партия в настольном теннисе

В настольном теннисе партия продолжается до 11 очков.

Партию выигрывает игрок (пара):

  • первым набравший 11 очков;
  • при счете 10:10 выигрывает игрок, который первым наберет на 2 очка больше соперника (пары).

Допускается, если это прямо указано в положении о соревнованиях:

  • при счете 10:10 считать победителем партии игрока (пару), выигравшего следующий розыгрыш;
  • при равном счете в партиях считать победителем встречи игрока (пару), набравшего первым 7 очков.

Сколько партий в настольном теннисе

Встречу следует проводить на большинство из любого нечетного числа партий.

Правила выбора подачи, приема и стороны в личной встрече

  1. Жребием выбирается право выбора начального порядка подачи, приема и стороны стола.
  2. Выигравший жребий выбирает подавать или принимать первым или же начать встречу на выбранной им стороне стола.
  3. Если игрок (пара) выбрал право первым подавать или принимать или же право начать игру на определенной стороне, то его соперник (пара) имеет право сделать оставшийся выбор.
  4. Смена подачи и приема происходит после каждых двух засчитанных очков.
  5. Когда соперники наберут по 10 очков или объявят правило активизации игры, чередование смены подающего и принимающего происходит после каждого очка.
  6. Если игрок (одиночная игра) подает первым в партии, то он и первым принимает в следующей партии.
  7. Если игрок (пара) начинает партию на одной стороне, то следующую партию этой встречи начинает на противоположной стороне.
  8. В последней возможной партии встречи игроки (пары) меняются сторонами, как только один из них наберет 5 очков или 3 (если указано в правилах).

Правила выбора подачи, приема и стороны в парной игре

  1. В каждой партии пара, имеющая право подавать первой, решает, кто из игроков этой пары будет выполнять подачу первым.
  2. Принимающая пара в первой партии делает выбор, кто будет принимать первым.
  3. В следующих партиях этой встречи, первым принимающим становится подававший на него в предыдущей партии.
  4. В парных встречах при каждой смене подачи предыдущий принимающий становится подающим, а партнер предыдущего подающего — принимающим.
  5. Пара, подающая первой в партии, принимает первой в следующей партии этой встречи.
  6. В последней возможной партии, как только одна из пар наберет 5 очков, пара, которой надлежит принимать, должна сменить своего принимающего.

Нарушение порядка подачи, приема или смены сторон

Судья останавливает игру при обнаружении ошибки, если

  • игрок подает или принимает вне своей очереди;
  • игроки не поменялись сторонами, когда им следовало это сделать.

После устранения ошибки игра продолжается.

Очки, набранные до обнаружения ошибки, засчитываются при любых обстоятельствах.

Подачи и приемы в настольном теннисе

Правило активизации (ускорения) игры

  • Правило активизации игры вводится в действие, если партия не заканчивается в течение 10 минут или 7 минут и в партии разыграно менее 10 очков (прописывается в правилах соревнования).
  • Правило может быть введено в любое время по обоюдному согласию обоих игроков (пар).
  • Правило активизации игры не вводится в действие, если в партии разыграно 18 или более очков.
  • Если лимит времени был исчерпан, когда мяч находился в игре, игру останавливают и продолжают подачей игрока, который подавал в прерванном розыгрыше.
  • Если мяч не находился в игре, игру продолжают подачей игрока, который принимал в предыдущем розыгрыше.
  • В дальнейшем каждый игрок подает поочередно до конца партии.
  • Если принимающий (пара) выполнит 13 правильных возвратов во время розыгрыша, принимающий (пара) выигрывает очко.
  • Введенное правило активизации игры не меняет порядок подачи и приема во встрече.
  • Однажды введенное правило активизации игры действует до окончания данной встречи.

Проведение встречи

Объявления счета в настольном теннисе

Ведущий судья объявляет счет немедленно после выхода мяча из игры по завершении розыгрыша или как только это практически станет возможным.

В течение партии ведущий судья сначала объявляет число очков, набранных игроком (парой), которому надлежит подавать в следующем розыгрыше, а затем количество очков, набранное соперником.

В начале партии и перед каждой сменой подающего ведущий судья:

  1. Объявляет счет.
  2. Указывает жестом следующего подающего. 
  3. Называет фамилию падающего.

В конце партии ведущий судья называет:

  1. Количество очков, набранное победившим игроком (парой).
  2. Количество очков, набранное проигравшим игроком (парой).
  3. Победителя.

Счет демонстрируют на механических или электронных счетчиках.

Если игрок получает официальное предупреждение за недостойное поведение, кладут желтую карточку возле счетчика или на счетчик со стороны провинившегося.

Жест судьи при объявлении счета

В дополнение к объявлению счета ведущий судья может использовать жесты рукой, подтверждающие его решения.

  1. Когда очко засчитано, судья поднимает до уровня плеча руку, ближайшую к игроку (паре), выигравшему очко так, что плечо находится в горизонтальном положении, предплечье — в вертикальном положении, кисть сжимает в кулак и направляет его вверх (если ведущий судья не использует счетчик).
  2. Если по какой-либо причине розыгрыш переигрывается, судья поднимает руку выше своей головы, чтобы показать, что розыгрыш остановлен.

Разминка

Перед начало встречи игрокам предоставляется право на двухминутную разминку на столе, где будет проводиться встреча.

Во время вынужденной остановки игры главный судья может разрешить игрокам разминаться на любом столе, включая игровой.

Перерывы в игре

Игроку предоставляется право на:

  • перерыв продолжительностью до 1 минуты после завершившейся партии, если встреча не закончена;
  • краткие перерывы для обтирания полотенцем после каждых разыгранных 6 очков, считая от начала каждой партии;
  • краткие перерывы для обтирания полотенцем при смене сторон в последней возможной партии встречи;
  • один тайм-аут продолжительностью до 1 минуты в течение личной встречи;
  • перерыв до 5 минут между личными (одиночными и/или парными) встречами, если игрок участвует в подряд идущих личных встречах командного матча.

Командный матч проводиться без остановок.

Игрок может попросить у судей тайм-аут между розыгрышами в партии — игрок руками показывает букву «Т» или делает устное заявление.

Если просьбу о тайм-ауте делают одновременно оба игрока или пары, то игра продолжается, когда оба игрока или пары готовы возобновить игру или по истечении 1 минуты. При этом никто из них уже не имеет права на другой тайм-аут в этой встрече.

Оборудование для настольного тенниса

Соревнования по настольному теннису проводятся на одобренном и лицензированном оборудовании.

Покрывающий материал на стороне лопасти ракетки, используемой для ударов по мячу, должен быть того типа и марки, которые на текущий период одобрены ITTF.

Списки всех одобренных и лицензированных марок оборудования и материалов постоянно обновляются штаб-квартирой ITTF и доступны для ознакомления на интернет-сайте ITTF.

Стол для настольного тенниса

Правила настольного тенниса: основные моменты проведения и судейства игры в 2022 году
Размер теннисного стола и сетки

Игровая поверхность (верхней поверхности стола):

  • Размер теннисного стола: длина — 2,74 м, ширина — 1,525 м, высота — 76 см от пола.
  • Материал игровой поверхности — любой, но должен обеспечить единообразный отскок около 23 см при падении на нее стандартного мяча с высоты 30 см.
  • Игровая поверхность — матовая, однородная темной окраски с белой боковой линией и белой концевой линией.
  • Белая боковая линия шириной 2 см, длиной 2,74 м проходит вдоль каждой стола.
  • Белая концевая линия шириной 2 см, длиной 1,525 м проходит вдоль каждой стола.

Игровую поверхность делят на 2 половины вертикальной сеткой. Поверхность каждой половины должна быть сплошной на всем протяжении.

Для парных встреч:

  • каждую половину делят на две равные полуплощадки белой средней линией шириной 3 мм, проходящей параллельно боковым линиям;
  • среднюю линию следует считать частью каждой правой полуплощадки.

Высота, длина сетки для настольного тенниса

Комплект сетки состоит из:

  • собственно сетки;
  • подвесного шнура;
  • опорных стоек.

Требования к сетке:

  1. Сетку в настольном теннисе подвешивают на шнур, привязанный с каждого конца к вертикальной части стоек высотой 15,25 см.
  2. Длина выступающих частей стоек не должна превышать 15,25 см в сторону от боковых линий.
  3. Верхний край сетки по всей своей длине должен находиться на высоте 15,25 см над игровой поверхностью.
  4. Нижний край сетки по всей своей длине должен находиться максимально близко к игровой поверхности.
  5. Боковые стороны сетки должны быть по всей их протяженности от верхнего края до нижнего прикреплены к опорным стойкам.

Мяч для настольного тенниса

  1. Форма — сферическая.
  2. Диаметр — 40 мм.
  3. Вес — 2,7 г.
  4. Материал — целлулоид или подобие пластмассы.
  5. Цвет — белый или оранжевый цвета, матовый.

Правила использования мячика

Игрокам следует предоставить право выбора одного или более мячей до выхода на игровую площадку. Встречу проводят одним из этих мячей, выбранных игроками.

Если мяч не был выбран до выхода на игровую площадку или игроки не смогли договориться, каким именно мячом проводить встречу, встреча проводится мячом, взятым ведущим судьей наугад из коробки мячей, являющихся официальными для этих соревнований.

При необходимости замены мяча во время встречи его меняют на мяч, выбранный до начала встречи, или, если такого мяча нет, ведущий судья берет мяч наугад из коробки мячей, являющихся официальными для этих соревнований.

Допускается, если это прямо указано в положении о соревнованиях, проводить соревнования, используя несколько мячей, имеющихся в распоряжении ведущего судьи, которые подают игрокам (или судье) волонтеры, собирающие их на площадке во время разрешенных перерывов.

Ракетка для настольного тенниса

Строение ракетки для настольного тенниса
Строение ракетки для настольного тенниса
  • Размер, форма, масса ракетка — любого.
  • Лопасть ракетки — плоская и жесткая. Материал — 85% лопасти по толщине из натурального дерева.
  • Клеевой слой внутри лопасти — армирован волокнистым материалом (углеродистая фибра, фибергласс или прессованная бумага). Толщина армирующего слоя — не более 0,35 мм или 7,5% общей толщины лопасти.

«Обычная пупырчатая резина» — это однослойная не пористая резина, натуральная или синтетическая, с пупырышками, равномерно распределенными по ее поверхности с плотностью не менее 10 и не более 30 штук на 1 см2.

Резина типа «сэндвич» — один слой пористой резины, покрытой снаружи одним слоем обычной пупырчатой резины; толщина пупырчатой резины — до 2 мм включительно.

  • Сторона лопасти, используемая для удара по мячу, покрывается накладкой (обычной пупырчатой резиной с пупырышками наружу, общей толщиной вместе с клеевым слоем до 2,0 мм включительно, либо резиной типа «сэндвич» с пупырышками внутрь или наружу общей толщиной вместе с клеем до 4,0 мм включительно).
  • Покрывающий материал должен полностью закрывать лопасть, не выступая за ее края, кроме части лопасти, примыкающей к ручке и охватываемой пальцами. Эта часть лопасти может оставаться непокрытой или покрытой любым материалом.
  • Лопасть, любой слой внутри лопасти и любой слой покрывающего или склеивающего материала на стороне, используемой для ударов по мячу, должны быть сплошными и одинаковой толщины. Разрешается добавлять какой-либо материал для придания формы ручке, используемой для удержания ракетки
  • Поверхность покрывающего сторону лопасти материала или сторона лопасти, оставленная непокрытой, должна быть матовой и черной с одной стороны и матовой и яркого цвета, четко отличимого от черного и от цвета мяча, с другой стороны.
  • Покрывающий материал должен использоваться без применения физической, химической или иной обработки.
  • Допускаются небольшие отклонения от однородности поверхности и равномерности окраски, а также разрешаются вспомогательные или защитные приспособления при условии, что они не изменяют существенно характеристики поверхности.

В начале встречи или при смене ракетки в течение встречи игрок показывает ракетку, которую собирается использовать, своему сопернику и ведущему судье и позволяет им осмотреть ее.

Накладка для теннисной ракетки
Накладка для теннисной ракетки

Требования к ракетке во время игры

Покрывающий материал ракетки используют в том виде, в каком он был одобрен ITTF, без каких-либо физических, химических или иных модификаций, включая изменения игровых свойств, силы трения, внешнего вида, цвета, структуры, поверхности и т. д.; в частности, запрещается использование каких-либо добавок.

Ракетку нельзя заменять во время личной встречи, кроме случая, когда она была повреждена настолько сильно, что ее дальнейшее использование невозможно.

Если ракетка сильно повреждена, то игроку необходимо заменить поврежденную ракетку другой ракеткой, принесенной им заранее на игровую площадку или переданной ему на игровую площадку.

Во время перерывов игроки обязаны оставлять свои ракетки на игровом столе.

Если ракетка прикреплена (например, примотана) к руке, то игроку разрешено во время перерыва оставить ракетку прикрепленной.

Инструментальная проверка ракетки

Ракетка должна выдержать инструментальную проверку по всем параметрам.

Проверка ракеток обычно проводится перед матчем.

Ракетка, не выдержавшая проверку перед встречей, заменяется второй ракеткой.

Тестирование второй ракетки проводят до матча или сразу после встречи. В случае если ракетка не выдержала выборочную проверку после встречи, игрок подвергается штрафным санкциям.

Добровольная проверка ракетки исключает наложение штрафных санкций на игрока при «положительном» результате проверки.

Штрафные санкции

Если ракетка игрока не выдержала обязательной инструментальной проверки, к игроку применяются штрафные санкции. Первый раз применяются санкции за положительный результат инструментальной проверки, проведенной после встречи. Последующие санкции — за положительные результаты проверки, проведенные до или после встречи.

Если в течение четырех лет ракетка спортсмена не выдержала проверки в четвертый раз, спортсмен имеет право завершить данное соревнование, но впоследствии Исполнительный комитет ОСФ отстраняет его от соревнований на срок 12 месяцев.

Ракетка не выдержала проверки на вредные летучие вещества (VOC)
Штрафные санкции Положительный результат проверки:
первый раз второй раз третий раз
Поражение игроку во встрече да да нет
Поражение игроку во встречах командного матча нет да нет
Дисквалификация игрока до конца соревнований нет нет да
Ракетка не выдержала проверки по любому другому параметру (толщина покрывающего материала, плоскостность и матовость его поверхности и т. д.)
Штрафные санкции Положительный результат проверки:
первый раз второй раз третий раз четвертый раз
Поражение игроку в этой (личной) встрече да да нет нет
Поражение игроку во встречах командного матча нет да да нет
Дисквалификация игрока до конца соревнований нет нет нет да

Игровое пространство

Игровая арена — спортивный объект, который отведен для проведения соревнования, включая все подсобные и служебные помещения, проходы и стоянку автотранспорта.

К игровой площадки принадлежат:

  • стол с комплектом сетки;
  • столы и стулья судей;
  • счетчики;
  • коробки для полотенец и мячей;
  • напечатанные номера столо;
  • бортики;
  • покрытие пола;
  • таблички с названиями ассоциаций, клубов или фамилиями игроков на бортиках или специальных подставках.

Размеры игрового пространства

Игрового пространства по стандартам ITTF:

  • размеры: длина от 14 м, ширина от 7 м, высота от 5 м;
  • четыре угла могут быть закрыты бортиками длиной не более 1,5 метра;
  • ограждают бортиками высотой примерно 75 см, одного темного фонового цвета.

Допустимо использование игровых площадок с уменьшенными размерами (при высоте от пола до потолка, с учетом расположения ближайших светильников, не менее 4 м):

  • длина 12 м и ширина 6 м — для всероссийских соревнований;
  • длина 10,5 м и ширина 5 м — для региональных соревнований;
  • длина 9 м и ширина 4,5 м — для местных соревнований.

Требование к полу

  • Материал пола — дерево или рулонное синтетическое покрытие с лицензией ITTF. Запрещены — камень, бетон, кирпич, кафельная плитка.
  • Цвет пола — любой, кроме светлого и ярко блестящего.

Требование к освещенности

Источники света должны быть расположены не ниже 5 м от уровня пола.

Если матчи транслируются по телевидению, то освещение:

  • игровой поверхности — не менее 1500 люкс;
  • другой части игровой площадки — минимум 1000 люкс.

В других обстоятельствах освещенность:

  • игровой поверхности — не менее 800 люкс;
  • всей игровой площадки — как минимум 600 люкс.

Если используется несколько столов, уровень освещенности должен быть одинаковым на каждом из них, и уровень фонового освещения в игровом зале не должен превышать минимальный уровень в игровой зоне.

Задний план в основном помещении должен быть темным. Запрещено иметь яркие источники света, в том числе дневного, проходящего через незашторенные окна и другие проемы.

Игровая одежда

Одежда для настольного теннис
Одежда для настольного тенниса

Игровая одежда:

  • рубашка с короткими рукавами или без рукавов;
  • шорты или юбки, или цельный спортивный комбинезон;
  • носки;
  • игровая обувь.

Требования к одежде:

  1. Основные цвета рубашки, юбки или шорт, кроме рукавов и воротника рубашки, должны ясно отличаться от цвета мяча, используемого в игре.
  2. На игровой одежде могут быть цифры или буквы на наспинной части рубашки, предназначенные для идентификации игрока, его региональной принадлежности или его клуба (в клубных матчах), а также реклама.
  3. Фамилию игроков размещают на наспинной части рубашки непосредственно под воротником.
  4. Любые номера, предназначенные для идентификации игроков, размещают в приоритетном порядке перед любой рекламой в центре наспинной части рубашки. Площадь номеров — не более 600.
  5. Любая маркировка или окантовка спереди или сбоку игровой одежды, любые предметы, носимые игроком, не должны быть слишком яркими или блестящими, чтобы не ослеплять соперника.
  6. Игроки одной команды должны быть одеты одинаково, кроме носков, обуви, цвета и дизайна рекламы на одежде.
  7. Игроки или пары-соперники должны выступать в рубашках достаточно различных цветов.

Спортивные дисциплины

Соревнования по настольному теннису проводятся в спортивных дисциплинах в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта:

  • одиночный разряд;
  • парный разряд;
  • смешанный парный разряд;
  • командные соревнования.

Виды соревнований

Различают следующие типы соревнований: 

  1. Международные соревнование — соревнование, в котором участвуют спортсмены двух и более ассоциаций. 
  2. Международный матч — матчевая встреча между командами, представляющими ассоциации. 
  3. Открытый турнир — соревнование, ограниченное для участия игроков всех ассоциаций.
  4. Закрытый (ограниченный) турнир — соревнование, ограниченное для участия в нем определенных групп игроков, но не возрастным цензом. 
  5. Турнир по приглашению — соревнование, ограниченное для участия в нем индивидуально приглашенными игроками.

Открытые турниры

  • Организатор турнира — Ассоциация, на чьей территории будет проходить турнир.
  • Участники — игроки любых Ассоциаций.
  • Разрешается организационному комитету вносить изменения в правила соревнований.
  • Участников соревнований заранее информируют о всех изменениях в правилах.
  • Один раз в сезон Ассоциация может назначить один открытый турнир среди взрослых, один открытый турнир среди юниоров и один открытый турнир среди ветеранов, который она организует как свои «открытые международные чемпионаты» среди взрослых, юниоров и ветеранов.
  • Для «открытых международных чемпионатов» модификации требований для таких турниров могут быть установлены только с разрешения Исполнительного комитета ITTF.
  • Любые модификации требований для чемпионатов мира должны быть одобрены Советом директоров ITTF.
  • Любые модификации требований для чемпионатов континента должны быть одобрены соответствующей Континентальной федерацией.

Закрытые турниры

К ним относятся:

  • внутренние турниры, в которых участвуют игроки из одной и той же Ассоциации;
  • турниры, участие в которых предусмотрено для игроков из определенной географической зоны;
  • турниры для членов определенной группы или профессии.

Для подобных соревнований организационный комитет имеет право самостоятельно вносить изменения в требования соревнований.

Характер соревнований

Соревнования по настольному теннису подразделяют на:

  • личные, в которых результаты личных встреч засчитывают каждому участнику отдельно;
  • командные, в которых результаты личных встреч участников команды засчитывают команде в целом;
  • лично-командные, т. е. такие личные соревнования, в которых результаты засчитывают одновременно каждому участнику отдельно и команде в целом.

Каждый вид соревнований может состоять из личных встреч:

  • одиночные мужские;
  • одиночные женские;
  • парные мужские;
  • парные женские;
  • парные смешанные, где смешанная пара состоит из спортсменов мужского и женского пола.

Системы и этапы проведения соревнований

Основными системами проведения соревнований являются:

  • круговая система;
  • система с выбыванием после одного поражения;
  • система с выбыванием после двух поражений;
  • прогрессивная система с выбыванием и определением всех мест;
  • система с выбыванием после двух поражений и определением всех мест.

Соревнования, проводимые по смешанной системе в два или более этапов, включают:

  • квалификационные соревнования — игры в группах по круговой системе или по системе с выбыванием;
  • финальные соревнования;
  • утешительные соревнования (для участников, не вошедших в финальные соревнования).

Системы и этапы проводимых соревнований определяются Положением о соревнованиях.

Положение о соревнованиях

  1. Цель и задача соревнований.
  2. Организация, проводящая соревнования.
  3. Виды, этапы и системы соревнований.
  4. Сроки проведения.
  5. Место проведения.
  6. Программа и расписание соревнований.
  7. Кого допускают к участию и какие установлены ограничения для участия.
  8. Система проведения соревнований.
  9. Количество партий во встречах личных соревнований.
  10. Количество партий во встречах командных соревнований.
  11. Судейская коллегия.
  12. Срок подачи заявок: предварительных и именных.
  13. Место и время проведения жеребьевки.
  14. Материальные условия участия в соревнованиях.
  15. Виды награждения.
  16. Тип (марка) игровых столов, мячей, другого оборудования.
  17. Перечень отчетной документации.
  18. Как поступать с участниками личных встреч, командных матчей, не завершившими соревнования в одном виде, при участии в другом виде.
  19. Положение о командных соревнованиях должно дополнительно предусматривать:
  • команды каких спортивных организаций допускаются к участию;
  • проводятся ли соревнования по одной группе (лиге, дивизиону) команд или по нескольким; по каким признакам команды относятся к той или иной группе (лиге, дивизиону);
  • допустимо ли участие нескольких команд от одной и той же организации.

Система соревнований

По системе в выбыванием проводятся соревнования:

  • в личных разрядах;
  • командные;
  • квалификационные;
  • утешительные.

По круговой системе проводятся соревнования:

  • командные;
  • квалификационные.

Нормы встреч

Рекомендуемое максимальное количество встреч в день.

Возрастная категория Количество встреч в день Количество встреч в смену
Соревнования мальчиков и девочек до 12, 13 и 14 лет не более 6 встреч на большинство из 5 партий в день не более 4 встреч в смену
Соревнования юношей и девушек до 16 и 18 лет не более 7 встреч на большинство из 5 партий в день не более 4 встреч в смену
не более 5 встреч на большинство из 7 партий в день не более 3 встреч в смену
Соревнования юниоров до 20 и 22 лет не более 8 встреч на большинство из 5 партий в день не более 5 встреч в смену
не более 6 встреч на большинство из 7 партий в день не более 4 встреч в смену
Другие возрастные категории не более 9 встреч на большинство из 5 партий в день не более 5 встреч в смену
не более 6 встреч на большинство из 7 партий в день не более 4 встреч в смену

В командных соревнованиях команду не следует обязывать играть более 3 матчей в день без согласия ее капитана. В отдельных случаях отказ команды в командных соревнованиях или игрока в личных соревнованиях играть свыше указанных норм может быть отклонен оргкомитетом.

Количество встреч

Количество встреч в соревнованиях с выбыванием и определением всех мест:

Количество участников

8 16 32 64
Система с выбыванием после первого поражения 7 15 31 63
Система с выбыванием после двух поражений 14 30 62 126
Прогрессивная система с выбыванием и определением всех мест 12 32 80 192
Система с выбыванием после двух поражений и определением всех мест 14 38 94 222

Соревнования в группах

  1. (*) Соревнования по круговой системе:
  • все участники группы играют друг с другом;
  • победителю присуждается 2 очка;
  • проигравшему присуждается 1 очко;
  • 0 очков присуждается за поражение по неявке (в личных или командных соревнованиях) или за незавершенную встречу (в личных соревнованиях);
  • по итогам соревнований места в группе определяются по количеству набранных очков;
  • если игроку по любой причине засчитано поражение после завершения встречи, игрок считается проигравшим матч, причем результат заносится как поражение в несыгранном матче.
  1. (*) Два или более участника группы набрали одинаковое количество очков.

Места игроков относительно друг друга определяют исключительно по результатам игр между ними на основании последовательного сравнения:

  • количества набранных очков;
  • отношения количества выигранных личных встреч к количеству проигранных (для командных соревнований);
  • отношение количества выигранных партий к количеству проигранных;
  • отношение количества выигранных очков к количеству проигранных.

Внимание! Если на любой стадии вычислений определено место одного или нескольких участников группы, то результаты матчей (встреч) с их участием, должны быть исключены из дальнейших расчетов, проводимых в соответствии с п. п. 1 (*) и 2 (*).

  1. (*) Если преимущество одного или нескольких игроков невозможно определить с помощью описанных действий (п. 1 (*) и п. 2 (*)), тогда их положение относительно друг друга определяется жребием.
  1. При необходимости вести вычисления согласно п. п. 2 (*) и 3 (*), участнику в несыгранной им встрече присуждается 0 выигранных партий и 0 очков в каждой из возможных партий, а его сопернику — максимально возможное количество выигранных партий и 11 очков в каждой партии.

При этом в таблицу результатов соревнований, протокол личной встречи или командного матча заносится отметка П: В или В: П для не явившегося участника и его соперника, соответственно.

Если участник не завершил встречу, ему присуждается поражение, но результат всех целиком сыгранных партий засчитывается обоим соперникам.

В последней начатой, но не завершенной участником партии, ему засчитываются все выигранные им очки, а его сопернику присуждается необходимое для выигрыша этой партии количество очков; все последующие партии присуждаются его сопернику со счетом 11:0.

Порядок встречи

Если в следующий этап из группы выходит один участник, последний матч (встреча) в группах должен проводиться между участником под номером 1 и участником под номером 2.

Если в следующий этап из группы выходит два участника, последний матч (встреча) в группах должен проводиться между участником под номером 2 и участником под номером 3 и так далее.

Если среди спортсменов группы находятся несколько участников (игроков, пар, команд), представляющих один и тот же регион Российской Федерации, то встречи между такими участниками должны быть проведены как можно раньше.

Если участник соревнований в группе сыграл или завершил менее 50% матчей (встреч), его результаты в уже сыгранных матчах (встречах) полностью аннулируются, как если бы он не принимал участия в соревнованиях на данном этапе.

Если же им сыграно 50% матчей (встреч) и более, то все результаты сыгранных матчей (встреч) засчитываются как ему, так и его соперникам, а в несыгранных матчах (встречах) ему засчитывается 0 очков.

Соревнования командные

Командный матч проводится на одном столе.

Система проведения командных соревнований на большинство

Название системы Кол-во встреч Кол-во игроков в команде 1 встреча 2 встреча 3 встреча 4 встреча 5 встреча 6 встреча 7 встреча 8 встреча 9 встреча
Модифицированная система кубка Свейтлинг 5 одиночных  3, 4, 5 A — Х В — Y C — Z А — Y B — X        
Система кубка Корбийона 5: 4 одиночных и 1 парная 2, 3, 4 A — X В — Y пара А — Y B — X        
Олимпийская система 5: 4 одиночных и 1 парной 3, 4, 5 пара B &C — Y & Z A — X C — Z А — Y B — X        
Система кубка Эванс 7: 6 одиночных и 1 парная 3, 4, 5 A — X B — Y C — Z пара A — Y C — X В — Z    
Прежняя система кубка Свейтлинг 9 одиночных 3, 4, 5 A — X B — Y C — Z B — X A — Z C — Y В — Z C — X A — Y

Современная система кубка Свейтлинг

Команда для игр на большинство из 5 одиночных встреч должна состоять из 3, 4 или 5 игроков. В матче могут участвовать 4 игрока. Согласно Положению о соревнованиях, где предусмотрена замена одного из двух игроков команды, после проведения ими своих первых личных встреч,
порядок встреч следующий:

  1. A — Y.
  2. В — X.
  3. C — Z.
  4. А(D) — X(W).
  5. B(D) — Y(W).

Замена игрока производится следующим образом:

  • игрок D может заменить только игроков А или В;
  • игрок W в команде соперника — только игроков X или Y.

Тренеры (представители) команд сообщают о замене игрока или об отсутствии замены ведущему судье командного матча в любое время до начала третьей встречи C — Z.

Тренер (представитель) команды не имеет права заранее знать о замене, проведенной в команде соперника.

Процедура командного матча

  1. Игроков выбирают из участников, заявленных на данные соревнования.
  2. Фамилию играющего или неиграющего капитана (тренера-представителя) до игры сообщают ведущему судье.
  3. До начала командного матча проводят жеребьевку на право выбора расстановки игроков А, В, С или Х, Y, Z.
  4. Капитаны команд предоставляют главному судье (официальному лицу) список игроков своей команды, заявленных на данный матч, с проставленной буквой напротив фамилии каждого игрока.
  5. Командный матч заканчивается, когда одна из команд выигрывает большинство из возможных личных встреч.

Не обязательно заявлять игроков, участвующих в парной игре, до конца одиночной встречи, непосредственно предшествующей парной встрече.

Жеребьевка

Участники соревнований

Представитель (тренер), капитан команды и советчик

Представитель (тренер) является руководителем команды, несет ответственность за дисциплину участников, и обеспечивает их явку на соревнования.

Представитель, тренер, капитан участвующей в соревнованиях команды, советчик игрока в личных соревнованиях не могут входить в состав судейской коллегии данных соревнований.

Капитана команды выбирают из участников команды.

Капитан команды может выполнять обязанности представителя (тренера).

Для использования своих прав, включая подачу протестов, представителю (тренеру) или капитану команды необходимо присутствовать в игровом зале в течение всего командного матча.

Каждый игрок (пара), играющий встречу в личных соревнованиях, может иметь советчика на данную личную встречу.

Участники-игроки соревнований

Соревнования проводят по следующим возрастным группам:

  • мальчики, девочки — до 12 лет (не старше 11 лет);
  • мальчики, девочки — до 13 лет (не старше 12 лет);
  • мальчики, девочки — до 14 лет (не старше 13 лет);
  • юноши, девушки — до 16 лет (не старше 15 лет);
  • юноши, девушки — до 18 лет (не старше 17 лет);
  • юниоры, юниорки — до 20 лет (не старше 19 лет);
  • юниоры, юниорки — до 22 лет (не старше 21 года);
  • мужчины, женщины — 22 года и старше.

Для участия в спортивных соревнованиях спортсмен должен достичь установленного возраста в календарный год проведения спортивных соревнований в соответствии с положением о спортивных соревнованиях..

Допуск участников к соревнованиям

Права и обязанности участника

Участник соревнований имеет право:

  1. Выбрать один мяч из нескольких, предложенных ведущим судьей для проведения встречи (тип и марка мяча определяются Положением о соревнованиях).
  2. Перед началом встречи проводить разминку непосредственно на игровом столе продолжительностью до 2 минут.
  3. Получать советы в перерывах между партиями или во время других разрешенных остановок игры.
  4. Обращаться к ведущему судье до начала следующего розыгрыша за разъяснениями или с просьбой.
  5. Обращаться к главному судье, в личных соревнованиях — непосредственно, в командных — через представителя или капитана команды, если участник не удовлетворен разъяснением ведущего судьи.
  6. На кратковременный перерыв с разрешения ведущего судьи для приведения в порядок своей игровой формы.
  7. На кратковременный перерыв для обтирания полотенцем после каждых шести разыгранных очков с начала каждой партии и при смене сторон в решающей партии встречи.
  8. На перерыв после каждой партии встречи (если встреча еще не завершена), продолжительностью до 1 минуты;
  9. На один перерыв за встречу («тайм-аут»), продолжительностью до 1 минуты, между розыгрышами в любой партии встречи и при любом счете.
  10. На перерыв длительностью до 5 минут для отдыха между встречами, которые проводятся подряд.
  11. Сделать несколько тренировочных ударов после замены поврежденных в ходе встречи мяча или ракетки.
  12. Покидать в случае необходимости игровую площадку, пока мяч в игре, а также для возвращения мяча в игровую зону после розыгрыша (под наблюдением судьи).
  13. Присутствовать при проверке своей ракетки на соответствие правилам, в том числе, на наличие запрещенных растворителей в используемом клее и для измерения ее параметров.

Нарушения и наказания

Отвечает судья ФНТР

Наказание за советы

Игроки могут получать советы:

  • в командных соревнованиях от любого лица, правомочно находящегося в зоне, отведенной для этой команды;
  • в личных соревнованиях игрок только от одного определенного лица, указанного ведущему судье до начала встречи.

Наказания:

Ситуация Действие ведущего судьи
Совет игроку дает человек неуказанный ведущему судье заранее Красная карточка и удаление советчика за пределы игровой зоны
Лицо, полномочное лицо давать советы, дает его незаконно Желтая карточка и предупреждение о последующем удалении из игровой зоны
В течение одного и того же матча (встречи) после предупреждения кто-либо снова дает совет не по правилам Красная карточка и удаление советчика за за пределы игровой зоны, независимо от того, был ли предупрежден персонально именно этот советчик
Удаленный советчик отказывается покинуть игровую зону или незаконно возвращается туда до окончания встречи (матча) Остановка игры и доклад о нарушении главному судье

Недостойное поведение

Недостойное поведение — неуважительное отношение к официальным лицам и поведение, которое может задеть соперника, оскорбить зрителей или дискредитировать игру, например: неприличные выражения, намеренное разрушение мяча или выбивание его за пределы игровой площадки, удары по столу или ограждениям.

Ситуация Действие ведущего судьи
Во время личной встречи игрок, тренер или советчик допускают серьезное нарушение Остановка встречи и доклад о нарушении главному судье
Во время личной встречи игрок, тренер или советчик допускают менее серьезные нарушения Желтая карточка и предупреждение нарушителя об удалении при повторном нарушении
Предупрежденный игрок совершает второй проступок в том же матче (встречи) Присуждается 1 очко противнику нарушителя и красная и желтая карточка
Предупрежденный игрок совершает третий проступок в том же матче (встречи) Присуждается 2 очка противнику нарушителя и красная и желтая карточка
Предупрежденный игрок совершает четвертый проступок в том же матче (встречи) Остановка встречи и доклад о нарушении главному судье
Повторное нарушение тренером или другим советчиком в той же встрече (матче) Красная карточка и удаление тренер (советчика) с игровой площадки до конца встречи (матча)

Предупреждение или наказание, вынесенное одному из игроков пары, распространяется на эту пару в данной встрече, но не на игрока, который не нарушал норм поведения, в следующих личных встречах этого же командного матча.

В начале парной встречи пару следует рассматривать как уже имеющую предупреждение или наказание, если один из игроков этой пары был предупрежден или оштрафован ранее в том же командном матче.

В последнем случае наказание, которое имеет пара, следует определять как наибольшее из наказаний, которое имеет каждый участник пары по отдельности.

Дисквалификация игрока

Главный судья имеет право дисквалифицировать игрока на данную встречу, командный матч, отдельный вид соревнований или на все соревнования в целом за недостойное или агрессивное поведение, независимо от того, получил он доклад от ведущего судьи или нет. Свое решение главный судья сигнализирует красной карточкой.

Если игрок был дисквалифицирован в двух встречах командных или личных соревнований, он считается автоматически дисквалифицированным на данные командные или личные соревнования.

Главный судья может дисквалифицировать до конца соревнований любого, кто был дважды выслан за пределы игровой зоны в течение данных соревнований.

Игрок, дисквалифицированный по любой причине на вид соревнований или до конца соревнований, лишается соответствующих титулов, медалей, денежного вознаграждения и рейтинговых очков.

Онлайн-семинар ФНТР. Архангельск. 10.02.2019

Официальные лица соревнований

Для любых соревнований назначается судейская коллегия. Назначение судей в судейские коллегии осуществляется в соответствии с квалификационными требованиями к спортивным судьям по виду спорта «настольный теннис», утвержденными в установленном порядке.

Соревнования проводит судейская коллегия, в состав которой входят:

  • главный судья,
  • заместители главного судьи,
  • главный секретарь,
  • заместитель главного секретаря,
  • судьи-диспетчеры,
  • судьи-секретари,
  • ведущие судьи,
  • судьи-ассистенты,
  • судьи-счетчики,
  • судьи-контролеры ракеток,
  • судья-информатор,
  • врач.

Состав главной судейской коллегии:

  • главный судья,
  • главный секретарь,
  • заместитель главного судьи,
  • заместитель главного секретаря,
  • врач (на правах заместителя главного судьи).

В составе ГСК должно быть:

  • на всероссийских соревнованиях — не менее 25% спортивных судей квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья всероссийской категории» (далее — всероссийская категория);
  • на региональных соревнованиях — не менее 3 спортивных судей не ниже всероссийской категории и не менее 25% спортивных судей не ниже квалификационной категории спортивного судьи «спортивный судья первой категории» (далее — первая категория);
  • на местных соревнованиях — не менее 25% спортивных судей не ниже первой категории.

Судейская терминология

При выполнении подачи

Термин Расшифровка термина
Без счета До объявления счета ведущим судьей
Ошибка Не в соответствии с требованиями Правил
Сетка Мяч, поданный во всех отношениях правильно, задел сетку и попал на игровую поверхность принимающего (в одиночных встречах), на игровую поверхность полуплощадки принимающего (в парных встречах)
Не с квадрата Мяч подан не с полуплощадки подающего (в парных встречах)

При розыгрыше

Термин Расшифровка термина
Поздно Мяч отбит игроком после того, как мяч коснулся игровой поверхности более одного раза
Касание сетки Игрок или то, что он надевает либо носит, коснулись комплекта сетки
Сдвиг стола Сдвинута игровая поверхность
Бок Мяч коснулся стола ниже боковых кромок игровой поверхности
Двойной удар Игрок коснулся мяча ракеткой или кистью руки, держащей ракетку, более одного раза
Неверно По мячу произведен удар ракеткой, выпущенной из руки игрока, до удара
Рука на столе Игрок дотронулся до игровой поверхности свободной рукой
Задет Игрок или то, что он одевает либо носит, мешает мячу
Расстановка Нарушена очередность подачи или приема
Не тот игрок Нарушена очередность удара по мячу (в парных встречах)
Стоп В случае необходимости остановить игру 

При проведении встречи

Термин Расшифровка термина
Игра Возобновление игры после ее остановки термином «Стоп»
Переиграть При необходимости переиграть розыгрыш
Остановить часы Если необходимо остановить часы
Пустить часы Если необходимо пустить часы
Разминка две минуты Начало разминки
Разминку закончить Конец разминки
Смена сторон При смене сторон
Кто подает? —Подает… Перед началом каждой парной встречи
Кто принимает? — Принимает … Перед началом каждой парной встречи

Рекомендуемые термины для объяснений

Термин Расшифровка термина
Ошибка Неправильная подача
Касание сетки Касание сетки игроком, одеждой или ракеткой
Сдвиг стола Сдвинута игровая поверхность
Рука на столе Свободная рука коснулась игровой поверхности
Помеха Игрок мешает мячу
Бок Мяч коснулся стороны стола ниже игровой поверхности
Двойной отскок Мяч отскочил дважды
Двойной удар  Один и тот же игрок ударил мяч дважды 
Не тот игрок В парной встрече мяч ударил игрок не в очередь
Время Исчерпан лимит времени 

Сигналы

В дополнение к объявлению счета судье рекомендуется использовать жесты для индикации определенных решений, особенно когда уровень шума делает объявление счета трудноразличимым.

Даже если судья задерживает объявление счета до того момента, когда стихнут аплодисменты или игрок возвратиться к столу, оперативный жест поможет счетчикам обновить счет, не дожидаясь объявления счета.

Жесты должны быть ясными и четкими, но они не должны быть излишне экспансивными или агрессивными.

Сигнал «Следующий подающий»

При смене подач судья указывает рукой на следующего подающего.

Сигнал «Переиграть» или «Стоп»

Если судья объявляет переигровку или хочет задержать возобновление игры, он поднимает одну руку над головой.

Ассистент использует данный жест для привлечения внимания судьи, когда он принимает решения в пределах своей юрисдикции.

Сигнал «Очко»

Присуждение очка судья показывает поднятием руки, ближайшей к игроку или паре, выигравшей очко. При этом плечо находится в горизонтальном положении, а предплечье в вертикальном положении, кисть сжата в кулак, указывающий вверх.

Судейские жесты, рекомендованные ITTF при неправильных подачах

Команда судьи: «Низкий подброс»

Если мяч не поднимается хотя бы на 16 см после отрыва от ладони кисти свободной руки, ведущий судья или судья-ассистент используют жест, показанный на рис. 1.

Правила настольного тенниса: основные моменты проведения и судейства игры в 2022 году
Рис. 1 Низкий подброс

Команда судьи: «Ладонь сжата»

Если в начале подачи мяч не лежит свободно на разжатой ладони неподвижной кисти свободной руки подающего, ведущий судья или судья-ассистент используют сигнал (жест), показанный на рис. 2.

Команда судьи: «Ладонь сжата»
Рис. 2 Ладонь сжата

Команда судьи: «Мяч лежит на пальцах»

Если в начале подачи мяч лежит свободно на пальцах разжатой ладони неподвижной кисти свободной руки подающего, ведущий судья или судья-ассистент используют сигнал (жест), показанный на рис. 3.

Команда судьи: «Мяч лежит на пальцах»
Рис. 3 Мяч лежит на пальцах

Команда судьи: «Мяч под столом»

Если мяч находится ниже уровня игровой поверхности в какой-то момент с начала подачи до удара подающего по мячу, ведущий судья или судья-ассистент используют жест, показанный на рис. 4.

Команда судьи: «Мяч под столом»
Рис. 4 Мяч лежит на пальцах

Команда судьи: «Мяч над столом» или «Мяч перед концевой линией»

Если мяч находится перед концевой линией в какой-то момент с начала подачи до удара подающего по мячу, ведущий судья или судья-ассистент используют жест, показанный на рис. 5.

Правила настольного тенниса: основные моменты проведения и судейства игры в 2022 году
Рис. 5 Мяч лежит на пальцах

Команда судьи: «Подброс не вертикальный»

Если мяч не подброшен почти вертикально вверх, ведущий судья или судья-ассистент сигнализируют как показано на рис. 6.1 — 6.2.

Сигнал: описать дугу указательным пальцем из позиции на рис. 6.1 в положение, указанное на рис. 6.2.

Команда судьи: «Подброс не вертикальный»
Рис. 6.1
Команда судьи: «Подброс не вертикальный»
Рис. 6.2

Команда судьи: «Мяч закрыт чем-то или кем-то»

Если мяч закрыт от принимающего подающим или его партнером в парной встрече или же чем-то, что надето на них или что они имеют при себе, судья сигнализирует ошибку как показано на рис. 7.1.

Команда судьи: «Мяч закрыт чем-то или кем-то»
Рис. 7.1

Возможное объяснение: «Мяч закрыт плечом»

Если игрок просит объяснить причину (указать, чем закрыт мяч), ведущий судья пользуется указательным пальцем. На рис. 7.2 изображен жест, используемый в случае, когда мяч закрыт плечом подающего.

Возможное объяснение: «Мяч закрыт плечом»
Рис. 7.2

Сигналы рукой и голосом

В руководстве для официальных лиц матча «Настольный теннис. Руководство для официальных лиц матча» (двенадцатом издании, 2006 г., под редакцией Терешкина Н. П.) изложены требования и рекомендации в основном для ведущих судей и их ассистентов, по обслуживанию соревнований по настольному теннису, проводимых под эгидой ITTF и соревнований календаря ФНТР. Авторское право принадлежит ITTF.

В таблице «Сигналы рукой и голосом» приведены примеры правильных жестов и рекомендованных объявлений, которые должны делать судья и ассистент во время различных ситуаций в матче.

Сигналы рукой в настольном теннисе
Сигналы рукой в настольном теннисе

Таблица: Сигналы рукой и голосом

Ситуация Сигнал судьи Команда судьи Сигнал ассистента Команда ассистента
Начало игры Указать открытой ладонью на первого подающего (рис.1) « X » подает, ноль-ноль (или другой согласованный возглас) Нет Нет
Смена подающего Указать открытой ладонью на следующего подающего (рис.1) Нет Нет Нет
Возобновление игры после разрешенного перерыва Указать открытой ладонью на следующего подающего (рис.1) Повторить счет Нет Нет
Очко Поднять на уровень плеча руку, ближайшую к выигравшему очко (рис.3) Новый счет Нет Нет
Мяч задел комплект сетки при подаче * Как только мяч касается правильной площадки, поднять руку над головой (рис.2), указать на сетку, если есть необходимость «Переиграть» и повторить предыдущий счет Как только мяч касается правильной площадки, поднять руку над головой (рис. 2), указать на сетку, если есть необходимость Нет
Неправильная подача Поднять на уровень плеча руку, ближайшую к принимающему (рис.3) «Ошибка» и новый счет Поднять руку над головой (рис.2) «Ошибка» и проконсультировать судью, если нужно
В парной встрече мяч при подаче попадает на неверную половину Показать выигрыш очка принимающим, указать на центральную линию, если нужно (рис.3) «Ошибка» и новый счет Нет Нет
Неправильная подача (мяч пролетел мимо стола) Показать, что очко выиграл принимающий (рис.3) Новый счет Нет Нет
Сомнительная подача (первый раз в матче) Поднять руку над головой (рис.2) «Переиграть», предупредить подающего и повторить предыдущий счет Нет Нет
Сомнительная подача (еще один случай в этом матче) Поднять на уровень плеча руку, ближайшую к принимающему (рис.3) «Ошибка» и новый счет Нет Нет
Прерывание игры (например, мяч залетел на площадку) Поднять руку над головой (рис.2) «Переиграть» и повторить предыдущий счет Поднять руку над головой (рис.2) «Стоп»
Ошибка очередности подачи, приема или сторон, обнаруженная во время розыгрыша Поднять руку над головой (рис.2) «Переиграть», исправить ошибку и повторить предыдущий счет Нет Нет
Советы во время игры (первый раз) Поднять руку над головой (рис.2) «Переиграть», предупредить советчика и повторить предыдущий счет Поднять руку над головой (рис.2) «Стоп» и проконсультировать судью
Советы во время игры, повторение Поднять руку над головой (рис.2) «Переиграть», удалить советчика из игровой зоны и повторить предыдущий счет Поднять руку над головой (рис.2) «Стоп» и проконсультировать судью
Советы между розыгрышами Поднять руку над головой (рис.2) Предупредить советчика Поднять руку над головой (рис.2) «Стоп» и проконсультировать судью
Игрок мешает мячу Поднять на уровень плеча руку, ближайшую к выигравшему очко (рис.3) Новый счет Поднять руку над головой (рис.2) «Стоп» и проконсультировать судью.
Любая другая помеха, которая не остановила автоматически игру Поднять руку над головой (рис.2) «Стоп» и новый счет Нет Нет
Мяч попал в ребро, ближнее к ассистенту Поднять на уровень плеча руку, ближайшую к выигравшему очко (рис.3) Новый счет Указать на место контакта, если необходимо «Ребро»
Мяч попал в ребро на любой другой стороне Указать на место контакта, если нужно Новый счет Нет Нет
Мяч попал в бок на стороне, ближайшей к ассистенту Поднять на уровень плеча руку, ближайшую к выигравшему очко (рис.3) Новый счет Поднять руку над головой (рис. 2) «Бок»
Время вышло (если ассистент контролирует время) Поднять руку над головой (рис.2) после сигнала и команды ассистента «Переиграть», если нужно, объявить о введении правила ускорения игры и повторить предыдущий счет Поднять руку над головой (рис.2) «Время»
Время вышло (если судья контролирует время) Поднять руку над головой (рис.2) «Время», объявить о введении правила ускорения игры и повторить предыдущий счет Нет Нет
Требование о тайм-ауте Поднять руку над головой (рис.2), держа в ней белую карточку со стороны игрока или пары, взявшей тайм-аут, до того момента, пока игрок (пара), взявший тайм-аут, не вернется к столу или не истечет одна минута (что произойдет раньше) Нет Поставить белый знак на стол, на половину игрока (пары), взявшего тайм-аут Нет
Требование о тайм-ауте (если судья работает без ассистента) Поднять руку над головой (рис.2), держа в ней белую карточку со стороны игрока или пары взявшей тайм-аут, до окончания тайм-аута Нет Нет Нет
Конец тайм-аута (если время контролирует ассистент) Когда игроки возвратились, указать на следующего подающего открытой ладонью (рис.1) Повторить предыдущий счет Убрать знак со стола и поместить белую карточку на счетчик со стороны игрока, использовавшего тайм-аут «Время», если игроки не вернулись
Конец тайм-аута (если время контролирует судья) Когда игроки возвратились, указать на следующего подающего открытой ладонью (рис.1) «Время», если игроки не вернулись; повторить предыдущий счет Убрать знак со стола и поместить белую карточку на счетчик со стороны игрока, использовавшего тайм-аут Нет
Неспортивное поведение (первый случай) Показать желтую карточку нарушителю, не покидая кресла «Переиграть», если мяч в игре, предупредить нарушителя и повторить предыдущий счет Положить желтую карточку на счетчик «Стоп» проинформировать судью
Неспортивное поведение (второй и третий случаи) Показать желтую и красную карточку нарушителю, не покидая кресла «Переиграть», если мяч в игре, новый счет после начисления штрафных очков Положить желтую и красную карточки на счетчик, если есть достаточно места Нет
Конец партии Нет Объявить счет партии и принятое объявление после окончания партии Нет Нет
Конец встречи Нет Объявить счет партии и принятое объявление после окончания партии Нет Нет

(*) В ситуации, когда мяч задел комплект сетки при подаче, судья и ассистент должны подождать, пока мяч коснется правильной площадки, и дать соответствующую команду, а не давать дополнительный сигнал до окончания розыгрыша, который может повлиять на ход игры.

Как правильно играть в настольный теннис

Правила игры в настольный теннис для начинающих кратко в вопросах и ответах.

Что надо для игры?
Какие размеры у стола, сетки для настольного тенниса?
Каким мячиком играть в настольный теннис?
Какой ракеткой играть в настольный теннис?
Как держать ракетку в настольном теннисе?
Кто подает первым?
Как правильно подавать в настольном теннисе?
Как подавать в парной игре?
Как происходит право перехода подачи?
Как присходит возврат мяча?
Как начисляются очки?
Сколько по времени длится игра по настольному теннису?
Сколько сетов в настольном теннисе?

Скачать правила

Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Что надо для игры?
Играть в настольный теннис можно один на один или двумя группами по два человека. Для игры понадобятся: стол, сетка, мячики, ракетка.
Какие размеры у стола, сетки для настольного тенниса?
Размер стола: ширина — 2,74 м, длина — 1,525 м, высота — 0,76 м.
Каким мячиком играть в настольный теннис?
В настольный теннис играют матовым мячиком оранжевого или белого цвета. Мяч для настольного тенниса изготавливается из целлулоида или подобной пластмассы. С 2000 года диаметр мяча составляет 40 мм, масса 2,7 г.
Какой ракеткой играть в настольный теннис?
Ракетки для настольного тенниса не имеют ограничений по размеру. Но они должны быть сделаны из дерева и резины. Ракетки у соперников должны быть разных цветов.
Как держать ракетку в настольном теннисе?
Главное правило — держать ракетку свободно, чтобы позволить запястью свободно двигаться. Если кулак сжимается вокруг ручки, большая часть силы поступает из руки игрока на запястье, и уменьшается точность удара.

Два распространенных стиля захвата ракетки:

  • «Ручка». Ракетку держат так же, как шариковую ручку.
  • «Рукопожатие». Рука кладется на рукоятку ракетки так, как будто с ней здороваются, а затем свободно обхватывают ее пальцами.
Кто подает первым?
Право на выбор первой подачи определяется по жребию. Если победитель выбирает подачу, то соперник получает право выбрать, с какой стороны стола он будет играть, и наоборот.
Как правильно подавать в настольном теннисе?
Подающий свободной рукой подбрасывает мяч вверх минимум на 16 см. Затем ударяет ракеткой по мячику так, чтобы он сначала ударился на половине его стола, а только потом перелетел через сетку на сторону соперника. Подающий, если он играет один, может выбрать любую точку на стороне соперника. После, соперник возвращает мячик обратно.
Как подавать в парной игре?
В парной игре стол делится срединной линией на две половины. При подаче игрок из правого квадрата своей половины направляет мяч в правый квадрат половины стола соперника.
Как происходит право перехода подачи?
Подача переходит на другую сторону каждые два очка. После двух побед соперник получает право подачи.

Если мяч попадает в сетку, подача считается проигранной. После двух последовательных неточных ударов очко получает противоположная команда.

В игровом моменте игрок, который теряет подачу, становится подающим.
Как присходит возврат мяча?
При возврате мяч должен пролететь над сеткой (допускается касание сетки) и коснуться половины стола соперника. Мяч может быть отбит в любое место на стороне соперника.
Как начисляются очки?
Очки начисляются сопернику в том случае, когда игрок:
  • Сделал ошибка при подаче.
  • Мяч при подаче ударился два раза на стороне игрока.
  • Мяч попал на стороне игрока после удара ракеткой.
  • Игрок по мячу ударил дважды.
  • Мяч попал во что угодно, кроме ракетки, после отскока от стола.
  • Мяч не попал по стороне соперника после удара.
  • Мяч был отбит до того, как ударился об стол.
  • Стол был подвинут или свободная рука коснулась стола.
  • Мяч при подаче не попал в зону соперника.
Сколько по времени длится игра по настольному теннису?
Партия длится до тех пор, пока один из игроков наберет 11 очков. Если счет сета 10-10, то в этом случае игра продолжается до тех пор, пока не будет разница в 2 очка.
Сколько сетов в настольном теннисе?
В настольном теннисе играют до трех побед. Так что количество сетов может быть минимум 3, а максимум 5.
Adblock
detector