О зоне уверенности и о прирожденных победителях

0

«Победителем не рождаются, победителем становятся», — гласит народная мудрость.

Но существует ли врожденная черта победителя? Или же положившись на тренера, можно обмануть природу и воспитать чемпиона? Что же такое психология победителя? И что говорят специалисты по этому поводу?

Зона уверенности

Спортсмен в ходе подготовки или уже на самом соревновании подвергается двум мыслям «хочу выиграть» и «боюсь проиграть». Он рассматривает участие в любом мероприятии как шанс одержать победу. И даже если технически он готов, то психологический аспект может подвести и не привести к желаемому результату. Почему так происходит. Существует некая «зона уверенности», которая определяется верхним и нижним порогами. Верхний — это количество выигрышей, идущих один за другим, и страх проиграть в следующий раз после ряда побед. Нижний — количество непрерывных проигрышей, и отсюда страх не выиграть снова. Чем шире эта зона, тем успешнее спортсмен.

Типы зоны уверенности

Зона уверенности
Зона уверенности

В психологии все люди делятся на 4 типа по зоне уверенности. И исходя из того, к какому типу относится спортсмен, зависит его успех.

  • Первый. Высокие амбиции и огромный уровень страха проиграть.
  • Второй. Высокие амбиции и низкий уровень страха неудачи.
  • Третий. Скромные амбиции и огромный уровень страха потерпеть поражение.
  • Четвертый. Скромные амбиции и низкий порог страха неудачи.

Второй тип — тип победителя. Такой спортсмен самодостаточен, уверен в своих силах, знает, чего он хочет и к чему стремится. И ко всему этому он не боится рисковать и терпеть поражения. Он понимает, что ошибки свойственны всем людям. И ему тоже дано право на ошибку, какая бы ответственность на нем не лежала. Ошибки не сказываются на грандиозных и амбиционных целях, которые он поставил для себя. Такие люди знают, что поражение дает толчок к развитию и лишь показывает недочеты, которые можно исправить, а не огорчаться из-за них. К сожалению, только 20% спортсменов относятся к данному типу. 80% — первый тип, где страх проигрыша чаще всего берет вверх над желанием победить.

Первый тип склонен к переживаниям из-за своих неудач. На это они тратят большую часть энергии. Любая ошибка выбивает их из колеи. Они не могут анализировать собственные действия. Легко поддаются волнениям и переживаниям по поводу любого неправильного действия. В неудачах они обычно винят судейство, тренера, нехорошее настроение или неудачное обстоятельство — кого-нибудь, но не себя. Отсюда они не работают над ошибками, а занимаются самобичеванием, что тормозит их развитие в профессиональном отношении.

Ошибки при воспитании спортсменов в России

Советская школа по воспитанию спортсменов, которая взята за основу и по сей день, пропагандирует тренера как человека волевого и целеустремленного, некого бойца, командира, который поведет своих воспитанников и в огонь, и в воду. Тренер в данном случае — человек требовательный и не терпит слабость. В голове родителей такой тренер воспринимается как эталонный. Возможность накричать или отругать ребенка за неудачу считается нормой. Ведь невозможно вырастить чемпиона без боли и терпения.

Однако такой подход воспитывает не чемпионов, а людей со страхом ошибаться. И неудачи таким людям даются нелегко. Они зацикливаются на проблемах. А если поражение идет друг за другом, то помочь справиться с таким положением может только психолог. Люди с повышенным страхом перед неудачей и высокими амбициями, которые присущи всем спортсменам, относятся к первому типу зоны уверенности. А этот тип в большинстве случаев не может справиться со страхом поражения, что влияет на финальный результат.

Советы родителям при воспитании спортсмена

Победитель
Победитель

Родитель, чей ребенок начинает заниматься спортом или находится на любом этапе своей спортивной карьеры, должен сделать две вещи. Первая — найти тренера, чей подход будет нацелен на воспитание чемпионов. И вторая — научиться поддерживать своего юного спортсмена.

Тренер должен обладать как методикой подготовки спортсменов, так и быть адекватным в плане реагирования на ошибки своих подопечных. И последний момент — самый важный. Если у тренера за плечами своя состоявшаяся карьера, годы опыта тренировок и побед, то это скажется на постановке техники у детей или подростков. Но если у тренера отсутствует умение мотивировать и давать правильный настрой на соревнованиях, то победа ребенка зависит от чистого везения или его собственного самообладания.

Тренер должен заложить в ребенке желание заниматься спортом, улучшать свои показатели и работать над собой, правильно ставить цели и находить пути их достижения. Первой его задачей должно быть умение показать ребенку, что проигрывать — это нормально, такое случается с каждым на любом соревновании, и ругать его за это никто не будет. Ребенок, у которого страх потерпеть поражение близок к нулю, а тренер дает хорошую спортивную базу, достигает высоких показателей и вырастает будущим чемпионом.

К работе тренера добавляются усилия родителей, которые всегда поддерживают ребенка и ни в коем случае не ругают его за недочеты и поражения. Если пазл «тренер + родитель + желание ребенка заниматься спортом» сложился, то вырастет спортсмен с правильным пониманием построения карьеры. Он знает, к чему стремится и как этого достичь, без траты времени на переживания.

Мнение психологов о победителях

Победитель
Победитель

Победитель — человек, который поставил себе цель и добился ее, даже если на это приходилось потратить уйму времени и сил. Если он решил добиться успеха в какой-либо сфере, то ставит задачи на пути к заветному результату. И, преодолевая трудности, достигает вершину. Победителями становятся люди с четко поставленными целями, уверенные в себе и своих силах. А самое главное — люди, которые не боятся проиграть.

Психологи отмечают, что мышление победителя существует. Оно заключается в самом способе мышления и реакции человека на происходящее, особенно на возникшие трудности. Победитель не тратит время на расстройство и переживания из-за сложившегося поражения. Он анализирует ситуацию и ищет из нее выход. Победитель рассматривает все невзгоды в карьере, выступлении на соревновании как средство найти свои слабые стороны и исправить их. Он понимает, что все зависит от него самого. Не сможет устранить проблемы, никто не сделает это за него.

Качества победителя могут быть заложены в ребенке с рождения. Однако их можно воспитать в юном спортсмене при правильном подходе. Сформировать чемпиона можно только при должном отношении тренера, поддерживающего вашего ребенка. И самое главное, его умении донести, что ошибки только плюс для воспитанника. А также и отношения родителей к ребенку с пониманием и терпением.

Обучаемость спортсмена

Очевидно, что спортсмен постоянно совершенствует себя в плане техники выполнения, выносливости и любых спортивных показателей. Он постоянно растет. Соревнования местного уровня сменяются всероссийскими, а затем и международными. И нагрузка на организм увеличивается. Цели ставятся более глобальные, а с физической нагрузкой растет и психологическая. Но побороть ее может далеко не каждый спортсмен, особенно воспитанный по первому типу: с высокими амбициями и большим страхом проиграть.

Чтобы привести ребенка к победе и мотивировать его на продолжение им занятий, нужно научить его проигрывать и справляться с этими проигрышами. Чем раньше он научится это делать, тем успешнее он построит спортивную карьеру. И его нужно научить видеть и осознавать недочеты. Учиться их преодолевать. Искать способы улучшить себя и свои качества. И обучаемость спортсмена, его готовность учиться и исправляться, даст положительный эффект и отразится на высоких результатах.

«Я сделал более 9000 неудачных бросков за свою карьеру. Я проиграл почти 300 игр. 26 раз мне доверили решающий бросок матча и я промахнулся. Я проигрывал снова, снова, и снова, всю свою жизнь. Вот, почему я добился успеха,» — Майкл Джордан.

Вывод

Воспитать чемпиона можно не только отрабатывая технику и достигая новых показателей, а найдя нужного тренера, кто знает психологию спортсмена и как направлять его в нужное русло. Дав понять вашему ребенку, что все недочеты исправляются. Ошибки — это не повод расстраиваться, а лишь возможность работать над собой. При таком мышлении ваш ребенок станет раскрепощенным и уверенным в себе, а отсюда и придет и уверенность в победе.

Поделиться статьей с друзьями:

Оставить комментарий: