Мама переживает: ребенок не добивается нужных результатов в спорте

Вопрос от подписчика

Добрый день! Что делать, если ребенок проигрывает постоянно? Не понимает всей серьезности. Безалаберный, хотя есть все физические данные. Я психологически не выдерживаю, хочется навсегда забрать с гимнастики.

Ответы экспертов

Алена Новикова

Тренер по каратэ, психолог-консультант
Задать вопрос

Когда вы расстраиваетесь после соревнований больше, чем ребенок, предлагаю ответить себе на следующий вопрос: что конкретно трогает вас?

И возможные варианты ответа:

  1. Что он не будет первым и никогда не станет чемпионом. Не обрадует вас медалями, кубками и грамотами.
  2. Что он не будет успешным по жизни и не сможет реализовать свой потенциал через спорт.

Подобные вопросы часто тревожат родителей, потому что главный их страх, когда отдают ребенка в спорт — это страх, что у него не получится. Страх, что спортсмен не добьется успеха и не придет к той самой запланированной медали. А ведь запланирована она зачастую именно родителями. Из этого следует, что родитель испытывает стресс от каждого «неудачного» на его взгляд соревнования и ругает ребенка за каждый проигрыш.

Мечты не сбываются, ожидания не реализовываются, по логике родителей виноват ребенок.

Но примите тот факт, что ребенок имеет право не оправдать ваши ожидания. Это амбиции, позиция родителей может отличаться от представления счастья юного спортсмена. Возможно, он станет лучшим в другой сфере или в другом виде спорта.

Когда мы стоим в другой позиции: достаточно, что ребенок занимается спортом, чтобы стать целеустремленным, ответственным и выносливым, то и мыслим иначе: нет разочарований и стрессов, с которыми стоит бороться, нет завышенных ожиданий. И мы понимаем, что спорт — это процесс, в котором постоянно нужно трудиться и стремиться ради определённой долгосрочной перспективы.

Читайте также:  Как научить ребенка проигрывать. Боюсь, что бросит спорт

Несерьезность и безалаберность по отношению к спорту у ребенка может основываться на отсутствии дефицита благ и удовлетворения всех без исключения потребностей.

Ограничивая ребенка в удовлетворении не базовых потребностей, мотивация и стремление к победе возрастут. Особенно важно понимание, что блага он получит только при помощи своего усердия и труда.

Хорошо работает бальная система поощрения. Правильно аргументируя, договоритесь с ребенком, что будет дополнительным бонусом за посещение тренировок, похвалу и участие в соревнованиях. ⠀

Например, мечта ребенка получить «Велосипед» в подарок. Вы договариваетесь, 500 баллов = Велосипед.

10 баллов — посещение тренировки,
20 баллов — похвала тренера,
5 баллов — выполнение спортивного задания дома и т. д.

Важно соблюдать чувство меры и договариваться с ребенком.

Светлана Зайкова

Практикующий психолог, гештальт-терапевт, кандидат психологических наук, доцент, ведущая психотерапевтических групп, обучающих программ по гештальт-терапии. В области семейной терапии более 19 лет
Задать вопрос

Если ребенок все время проигрывает и нет положительной динамики в спорте, как впрочем, и в любой другой сфере, — это показатели отсутствия внутренней мотивации. Родители могут видеть физические данные, но это не самое важное. Если ребенка не вдохновляет спорт, занятия, контакт с тренером и другими детьми-спортсменами, он не выдерживает его нагрузок, то скорее всего он посещает секцию, потому что родители настаивают. И признаться в том, что не желает больше заниматься спортом сложно по следующим причинам: страшно разочаровать и не соответствовать ожиданиям родителей, оказаться слабым, плохим и нелюбимым ими, опасается их гнева. Поэтому проще просто ходить, пусть и безрезультатно.

Читайте также:  Спарринг в карате вызывает у ребенка страх. Что делать

Основная рекомендация для родителей — перестать ожидать от ребенка того, что он не в силах сделать. Предоставить свободу выбора и позволить ему заниматься тем, чем он, действительно, хочет. Начать интересоваться ребенком, разговаривать о том, что ему нравится, что не нравится, что подходит и не подходит. И вам будет легче и ребенку, а самое важное отношения станут близкими.

Лилия Орехова

Лилия Орехова
Лилия Орехова
Основатель yogaco.ru, спортивный психолог (МГУ им. М. В. Ломоносова), преподаватель йоги и медитации (Институт Йоги Махараштра, Индия)
Задать вопрос

Потенциально может быть много факторов, по которым ребенок не добивается нужных результатов. Давайте разберем основные.

  • Возраст

У каждого возраста есть свои потребности и мотивации. Согласно возрастной психологии (Д. Б. Эльконин) с 3-7 лет важна сюжетно-ролевая игра. Вот случай из моей практики. Молодый тренер по боксу поставил в спарринг мальчиков примерно 7 лет. Начинается раунд. Оба мальчика хотят победить, поэтому нервничают. Тренер комментируя бой, побуждает вести себя агрессивнее. Один мальчик не выдерживает давления и начинает плакать. В этом же боксерском зале занимается другой тренер, более опытный, увидев эту ситуацию, он подходит к молодому тренеру и отводит его в сторону со словами, что вы делаете, в таком возрасте это должна быть игра, дети должны сначала полюбить спорт как игру, а так ребенок бросит заниматься. Это был заслуженный тренер России по боксу.

Таким образом в возрасте 3-7 лет очень важна эмоциональная поддержка взрослого не только в семье, но и взрослого в спорте.

  • Тренер и команда

С 7-11 лет социальная среда ребенка меняется, в психологическом плане у него формируются воля и рефлексия.

Читайте также:  Не хотела ходить на тренировку, подсказали как преодолеть лень

Другой пример. Мальчик 11 лет посещает секцию карате, где тренер возможно из лучших побуждений укрепления воли выстраивает спортсменов в ряд и по одному «пробивает» пресс. Половина ребят после этого упражнения складывается пополам. Возможно он просто не рассчитывает силу удара. Однако когда доходит очередь мальчика, он пропускает тренировку в этот день и идёт кататься на велосипеде. После этого он не возвращается на секцию. Этот пример иллюстрирует другой важный момент в психологии спорта — личность наставника, его роль и ответственность. Разумеется, есть хорошие примеры тренерского таланта с мудростью и дальновидением, когда тренер вовлекает в воспитательный процесс юных спортсменов, просит проводить разминки, выстраивая у детей связь со спортом. Дети ориентируются на такого тренера, хотят походить на него и в жизни.

С 12-17 лет у ребенка меняется самоосознание, появляется чувство взрослости, своего Я. Этот период связан с формированием межличностных отношений, определением своего места в социуме. Обычно к этому моменту у юного спортсмена уже накапливается опыт соревнований. Не все выступления оканчиваются победой.

  • Негативный опыт — страх ошибки

В психологии спорта есть метод под названием Биофидбэк (biofeedback), которым я активно пользуюсь в практике. Биологическая обратная связь обучает спортсмена осознанно расслабляться, когда необходимо. Обычно в реабилитационных центрах есть специализированная программа и аппаратура для проведения сеансов. Но этим методом можно пользоваться самостоятельно и без дополнительных приборов.
Для этого упражнения потребуется лишь запись неудачного выступления спортсмена.

Следует выбрать время и место, чтобы его ничто не отвлекало. Принять удобное положение сидя, расслабиться, используя дыхание, успокоить мысли, после этого можно включить видео выступления, просматривая, стараться сохранять ритм спокойного дыхания, следить за пульсом.

В психологии спорта этот метод не единственный, но эффектный. Он позволяет не зацикливаться на проблеме, а также учит управлять физиологическими процессами тела. Умение контролировать себя с помощью силы воли под воздействием стресса крайне важно в спорте высших достижений.

Оцените статью
( 4 оценки, среднее 4.75 из 5 )
Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Оставить комментарий

Adblock
detector