История художественной гимнастики: первые соревнования, чемпионы мира, олимпийские чемпионы

Каждое выступление гимнасток становится настоящим представлением, зрелищным, интересным, притягивающим взгляд. Грациозные девушки изящно сочетают в соревновательной программе гимнастические и танцевальные упражнения с предметами и без. Упражнения с булавой, лентой, мячом, обручем смотрятся невероятно красиво. Художественная гимнастика появилась как вид спорта сравнительно недавно, но заслуженно пользуется популярностью у зрителей и является олимпийским видом спорта.

История развития

В античном обществе женская красота считалась несовершенной, если девушка не умела грациозно двигаться, в совершенстве владеть телом. Во все периоды истории человечества люди при помощи танца выражали свои эмоции. Движения, музыкальное сопровождение менялось в танцах от эпохи к эпохе. Появлялись танцевальные и театральные студии. В конце XIX — начале XX века большой вклад в создание особой техники выражения чувств и мыслей посредством движений человеческого тела внесли Франсуа Дельсарта, Айседора Дункан, Жорж Демени, Эмиль Жак-Далькроз.

Выразительная гимнастика Франсуа Дельсарта

Франсуа Дельсарт (11 ноября 1811 года — 20 июля 1871 года, Париж) — французский певец, вокальный педагог и теоретик сценического искусства.

Когда в бедной французской семье на окраине Парижа родился сын, никто и предположить не мог, что через какое-то время он будет беседовать об искусстве с королем Луи Филиппом I, преподавать сценическое искусство Рашель и Паске, создаст собственную систему, основанную на науке, философии и искусстве.

Одаренный от природы хорошими вокальными данными Франсуа выступает на сцене Комической оперы. Но радует своим исполнением зрителей совсем не долго. Через несколько лет певец теряет голос. Вращение в среде актеров и танцовщиков подтолкнуло Франсуа на создание студии выразительной гимнастики. Суть нового направления заключалось в том, чтобы при помощи жестов под музыку придать смысловой эмоциональный окрас танцам.

Франсуа был теоретиком и все свои наблюдения за мимикой и жестикуляцией людей в различных эмоциональных состояниях систематизирует в таблице жестов. Дельсарт считает, что для определенной эмоции соответствует определенное положение тела, головы, рук, выражение лица. Наработанный материал Франсуа применяет и в практике.

В Париже он ведет курсы, на которые приходят знаменитые актеры, чтобы совершенствовать пластику, выразительность, драматическое искусство. Педагог учит артистов вкладывать в каждое движение определенный смысл и значение, а не просто поднимать голову, наклоняться, поворачиваться, ходить и бегать.

Свою недолгую жизнь Франсуа посвятил изучению законов, которые руководят человеческим телом. Он был убежден, что человеческая душа способна без голоса говорить, посвящая зрителей в самые потаенные мысли. И впоследствии его труды лягут в основу базовых движений в художественной гимнастике.

Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза

Эмиль Жак-Далькроз (6 июля 1865 года, Вена — 1 июля 1950 года, Женева) — швейцарский композитор и педагог. Создатель авторской системы — ритмическая гимнастика.

Рожденный на родине Брамса и Штрауса, Эмиль Жак не мог не полюбить музыку, которая сопровождала его с детства. Он заканчивает Консерваторию в Женеве и становится автором многих музыкальных произведений, комических опер, песен. В период, когда танцу уделялось большое внимание, Далькроз создает собственную систему, в ней он пытается перевести музыкальный ритм в движения человеческого тела. Система становится полной противоположностью «голой» технике балета.

Под руководством Далькроза в Женеве открываются первые курсы ритмики. Своим ученикам Эмиль пытается донести, что танцор должен всегда чувствовать внутреннюю связь музыки и движения. На уроках ритмической гимнастики движения, такие как бег, прыжки, ходьба, исполняются под музыку отрывисто и плавно, медленно и быстро.

Главное условие в ритмической гимнастике — все движения исполнителя должны совпадать с темпом и ритмом музыки. Упражнения на занятиях выполняются в определенной последовательности, от простого к сложному, и носят разнообразный характер.

Сторонником учения Жак-Далькроза и ритмической гимнастики становится князь Сергей Михайлович Волконский. Накануне Первой мировой войны русский общественный деятель открывает в Петербурге курсы ритмической гимнастики и издает первый журнал «Листки Курсов ритмической гимнастики».

В художественной гимнастике подход Жак-Далькроза также нашел применение и дальнейшее развитие.

Танцевальная гимнастика Жоржа Демени

Жорж Демени (1850 — 1917) — французский физиолог и педагог, автор гимнастической системы физического воспитания, основанной на достижениях физиологии и анатомии.

В конце XIX века французский ученый уделяет особое внимание изучению гимнастики. Исследуя физиологические процессы человеческого организма, Демени видит пользу упражнений, в которых мышцы растягиваются и расслабляются, а сами действия выполняются без рывков и усилий. Основная идея системы физического воспитания Жоржа — укрепить здоровье, улучшить физическое состояние, приобрести красоту тела и движения без энергозатрат.

Свое учение он ведет в двух направлениях:

  • воспитание в юношах ловкости, скорости и силы, умения быстро и экономно действовать в любых условиях, владения основными видами военно-прикладных движений;
  • развитие в девушках гибкости, плавности движений, грациозности. В женских группах занятия проводятся под классическую музыку, в движения включаются танцевальные шаги. Новшеством становятся упражнения с булавами, палками, венками, которые выполняются ритмически под музыку.

Основной целью современной художественной гимнастики является воспитание гармонично развитой личности, грации, гибкости и красоты движения, а на занятиях и в соревновательной деятельности спортсменки используют видоизмененные предметы, предложенные Демени.

Свободный танец Айседоры Дункан

Айседора Дункан (27 мая 1877, Сан-Франциско, Калифорния — 14 сентября 1927, Ницца) — американская танцовщица-новатор, основательница свободного танца, создательница танцевальной системы и пластики, которую объединила с танцами из Древней Греции.

На появление изящного и грациозного вида спорта сказывается влияние знаменитой американской танцовщицы. Она была одной из последовательниц Франсуа Дельсарта. В конце XIX века танцовщица активно противостоит классическому танцу и балету, считая, что элементы постановки рук и ног уродуют красоту женского тела. Айседора становится противницей заученных движений. Своим примером доказывает, что во время танца все элементы должны демонстрировать эмоцию, которая охватывает артиста во время звучания музыки.

Дункан танцует, сбросив пуанты, а ее наряды шьются таким образом, чтобы повторять каждый изгиб тела. Гастролируя по Европе, Айседора демонстрирует зрителям свободу танца и имеет очень большое количество поклонников. В России танцовщица знакомится с Анной Павловой и с другими балеринами Мариинского театра. В 1921 году Дункан при поддержке российского правительства открывает в Москве танцевальную школу.

Элементы свободного танца Айседоры Дункан — такие, как волны, пружинные движения в комбинации и без, движения рук и тела, используются в современной школе художественной гимнастики.

Художественная гимнастика в СССР

В начале XX века в Петербурге открывается большое количество студий пластического творчества и театрального искусства. До 1925 года каждая школа признавала и пропагандировала только свое направление. Возникает необходимость сотрудничества, начинаются попытки пластических студий наладить совместную работу со спортивными объединениями. Создается учебная литература для проведения занятий по физическому воспитанию, объединяющая информацию по пластическому движению и ритмической гимнастике.

Еще одним важным шагом в становлении художественной гимнастики как вида спорта является открытие доцентуры художественного движения в Институте имени П.Ф. Лесгафта. Научные сотрудники занимаются переработкой и систематизацией накопленного материала для создания методических пособий и программ в области художественного движения. Разработки ведутся совместно с сотрудниками методического центра, созданного при Ленинградском доме художественного воспитания детей (ЛДХВД).

Высшая школа художественного движения

В 1934 году на базе института открывается Высшая школа художественного движения. В качестве преподавателей приглашаются руководители лучших школ ритмики и пластики Российской Федерации. Специальный предмет, он же основной для учащихся, получает название «художественная гимнастика». В течение четырех лет, кроме танца, воспитанницы обучаются пению, сольфеджио, художественному искусству, фехтованию, легкой атлетике.

Открытие школы считается официальной датой образования художественной гимнастики как вида спорта.

В 1936 году Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту принимает решение о преобразовании Высшей школы художественного движения в отделение на педагогическом факультете института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. Студенты отделения начинают изучать общие вопросы по физическому воспитанию и дополнительно проходят специализацию по художественной гимнастике.

На кафедре художественной гимнастики активно ведется исследовательская работа, дается научное обоснование методических рекомендации по внедрению художественной гимнастики в систему физической культуры СССР. В разработке ключевых моментов художественной гимнастики активно участвуют заведующий кафедрой гимнастики — Лев Павлович Орлов, преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания — Карл Христианович Грантынь.

В результате проделанной работы:

  • определились общие и частные задачи художественной гимнастики;
  • классифицированы упражнения;
  • закреплена терминология;
  • рассчитан объем учебного материала;
  • составлены методики проведения занятий;
  • расписана единая типовая программа учебных занятий;
  • предложены правила соревнований и система их проведения.

Введение художественной гимнастики в физкультурную практику дает толчок повсеместному открытию новых секций в учебных заведениях, на предприятиях, в спортивных обществах. Параллельно со взрослыми группами появляются детские группы.

Первые соревнования

В канун 8 марта 1939 года педагогами кафедры художественной гимнастики организуются первые соревнования среди гимнасток Ленинграда. Во время исполнения произвольной программы спортсменки демонстрируют зрителям и судьям свои навыки.

Стало понятно, что такие соревнования нужно проводить регулярно. В 1941 году проводится второе лично-командное первенство среди спортсменок, претендующих на спортивный разряд и начинающих гимнасток. Судьи оценивали исполнение участницами произвольных упражнений по 20-балльной шкале и обязательные упражнений по 10-балльной. В зависимости от результатов исполнения гимнасткам присваиваются первые разряды городским комитетом физкультуры и спорта.

Развитие художественной гимнастики после Великой Отечественной войны

В послевоенные годы в художественной гимнастике приостанавливается развитие, как и во многих других видах спорта. Студенты и педагоги уходят на фронт, многие так и не вернулись. После войны необходимо было начинать практически все. В 1945 года восстанавливается работа в детских спортивных школах и коллективах спортивных обществ. Начинаются занятия в вузах, техникумах и педагогических училищах.

В 1946 году в Ленинграде проводится первое послевоенное первенство. 80 гимнасток приняли участие в лично-командных соревнованиях, посвященных 8 марта.

С 1946 по 1948 год специалисты из Ленинградского института имени П.Ф. Лесгафта активно защищают право художественной гимнастики быть самостоятельным видом спорта. Им противостоят специалисты из Московского института физической культуры во главе с руководителем кафедры гимнастики А.Д. Новиковым, которые не считают художественную гимнастику перспективным видом спорта. В 1948 году на Всесоюзной конференции по гимнастике выносится решение о проведении соревнований и утверждаются правила этого вида спорта.

В 1948 году в Ленинграде проводится первый чемпионат РСФСР. Победителями становятся в командном многоборье — сборная Подмосковья, в индивидуальном — Людмила Зотова (Подмосковье).

В 1952 году руководство Всесоюзной секции гимнастики принимает неожиданное решение — соревнования по художественной гимнастике исключают из всесоюзного календаря. Президиум аргументирует свое решение — художественная гимнастика не является Олимпийским видом спорта. Руководство ленинградской кафедры художественной гимнастики в 1954 году вновь восстанавливает право художественной гимнастики быть самостоятельным видом спорта.

Разработка правил, разрядов, нормативов

В 40-е годы ведется активная работа по определению нормативов, определяющих мастерство спортсменок. Для присвоения разряда они демонстрируют несколько программ, в том числе с предметом и без него, выполняют акробатические элементы и ряд фигур с обязательным использованием гимнастического прыжка.

Выбор предмета для выступления определяется жеребьевкой, то есть, участницы не знают заранее, с каким снарядом им придется выступать, и поэтому должны были в совершенстве владеть как обручем, так и мячом, лентой, булавой. Судьями оценивается и обязательная программа, и произвольная.

На протяжении нескольких лет программы совершенствовались, усложнялись, утверждались правила проведения соревнований и присвоения разряда.

Специалисты из ленинградского института имени П.Ф. Лесгафта подготовили:

  1. Всесоюзные квалификационные программы для соревнований в 1950, 1954, 1960 гг. В программе прописываются обязательные комбинации движений, дополненные рисунками и музыкальное сопровождение с нотами.
  2. Правила соревнований 1950, 1951, 1954, 1955 гг.
  3. Первые учебные пособия для институтов физической культуры под общей редакцией Л.П. Орлова, которые были изданы в 1965, 1973 гг.

Международные соревнования

Первые смотры и соревнования по художественной гимнастике привлекают внимание организаторов по физической культуре и педагогов из дружественных стран. Они часто приезжают посмотреть выступления, а также консультируются у педагогов, используют первые методические наработки ленинградских специалистов. Такое взаимодействие приводит к развитию художественной гимнастики в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии.

В 1947 году советские гимнастки на командных соревнованиях, проходящих в Ленинграде, впервые встречаются с гимнастками из Финляндии и Швеции. Начиная с 1955 года, международные соревнования стали проводиться регулярно.

1957 год считается годом выхода художественной гимнастики на международную арену. На лондонском III Всемирном конгрессе по вопросам физического воспитания девушек и женщин заслуженный тренер СССР Юлия Николаевна Шишкарева выступает с познавательным докладом о художественной гимнастике. На следующий год в Москве для участников конгресса Международной федерации организуются показательные выступления лучших советских гимнасток.

В 1961 году на Международном фестивале гимнастики (Гимнастраде) в Штутгарте (Германия) команда сильнейших гимнасток СССР демонстрируют всю красоту художественной гимнастики перед представителями национальный федерации по гимнастике. Выступление советских спортсменок подтолкнуло ФИЖ (Международная федерация гимнастики) к принятию решения о проведении первых официальных соревнований в 1963 году — Кубка Европы.

Чемпионат мира

Кубок Европы решили провести в столице Венгрии Будапеште по советским правилам соревнований. В произвольной программе 6 декабря 1963 года за звание лучшей гимнастки борются 28 спортсменок из 10 стран. Победительницей в этих официальных международных соревнованиях становится спортсменка из СССР Людмила Савинкова.

Подводя итоги проделанной работы, ФИЖ находит в списках участниц соревнований гимнасток не из европейских стран. На основании этого факта принимается официальное решение признать европейский Кубок первым чемпионатом мира по художественной гимнастике.

I чемпионат мира по художественной гимнастике
Страны-участники I чемпионата мира
Первая чемпионка мира
Страны-победители чемпионатов мира

Чемпионаты Европы

Соревнования среди спортсменов из европейских стран проводятся раз в два года по четным годам. Впервые чемпионат Европы прошел в Мадриде в 1978 году. Золотую медаль выигрывает спортсменка из Советского Союза, уроженка Омска Галима Шугурова. Она становится лучшей в упражнениях со скакалкой и с лентой.

До сегодняшнего дня спортсменки из других стран не могут обойти россиянок в художественной гимнастике. По количеству медалей в индивидуальном и групповом многоборье лидирует Россия.

Общий медальный зачет по странам-победителям
Страны победители в групповом многоборье
Самые титулованные чемпионки Европы по количеству золотых медалей в индивидуальном многоборье
Первая абсолютная чемпионка Европы

Первые групповые соревнования

До 1967 года на ковре на всех соревнованиях выступают только одиночницы. Но чемпионат мира в Копенгагене становится особенным. На нем впервые выступают группы гимнасток, показав тем самым, что художественная гимнастика может быть командным видом спорта. Зрители и жюри увидели впечатляющие состязания, которые указывают, что этот вид спорта очень разноплановый.

Команды соревнуются в трех дисциплинах: вольные упражнения, акробатические прыжки и прыжки на мини-трампе. Группы могут быть мужскими, женскими или смешанными. Но изначально команды формировались только из женщин. Революция произошла на Кубке мира в Токио, где соревновались в гибкости и акробатике мужчины.

Разрыв стереотипов был воспринят неоднозначно. Европа долгое время не желала принимать мужчин в художественной гимнастике, но среди японцев такие соревнования становятся очень популярными. С 2005 года на международных соревнованиях выступают и российские гимнасты.

Художественная гимнастика в программе Олимпийских игр

Более полувека понадобилось самому эстетичному виду спорта, чтобы достичь верхушки признания. 1980 год становится знаковым для советского спорта. Он ознаменовался не только проведением Олимпийских игр в Москве, но и включением МОК художественной гимнастики в олимпийские виды спорта.

После московской Олимпиады принимается решение, что советские гимнастки примут участие на Играх в 1984 году в Лос-Анджелесе. Из-за политических разногласий между капиталистическими и социалистическими странами участие спортсменок из социалистических стран на Олимпиаде в Америки срывается.

До 1996 года медали на Олимпиадах разыгрываются только в индивидуальном многоборье. Включение группового зачета расширило возможности для реализации потенциала спортсменов и подарило миру красивейшие выступления команд из разных стран мира. Первое олимпийское золото спортсменкам из СССР досталось на играх в Сеуле в 1988-ом. На верхнюю ступень пьедестала взошла Марина Лобач. В этом же году Лобач становится чемпионкой мира и чемпионкой Европы.

Общий медальный зачет по странам-победителям
Страны-победительницы в командном многоборье
Олимпийские чемпионки в индивидуальном многоборье
Олимпийские чемпионки в групповом многоборье
Единственная в истории художественной гимнастике двукратная олимпийская чемпионка в индивидуальном многоборье
Первая двукратная олимпийская чемпионка по художественной гимнастике в групповых упражнениях

Хронология первых соревнований по художественной гимнастике

ГодСтранаСобытиеУчастники
1963 годВенгрия, БудапештПервый чемпионат мира по художественной гимнастике. Участники — 28 спортсменок из 10 странПобедители в упражнениях без предметов: золото — Людмила Савинкова (СССР), серебро — Татьяна Кравченко (СССР), бронза — Эльвира Аверкович (СССР)

 

Победители в упражнениях с предметом: золото — Людмила Савинкова (СССР), серебро — Татьяна Кравченко (СССР), бронза — Юлия Трашлиева (Болгария)

Многоборье: золото — Людмила Савинкова (СССР), серебро — Татьяна Кравченко (СССР), бронза — Юлия Трашлиева (Болгария)

1967 годДания, КопенгагенПервый чемпионат мира по групповым упражнениямПобедители в групповом многоборье: золото — СССР, серебро — ЧССР, бронза — Болгария
1971 год Сформировалась окончательная структура соревнований 
1978 годИспания, МадридПервый чемпионат Европы по художественной гимнастикеИндивидуальное многоборье: золото — Галима Шугарова (СССР), серебро — Ирина Дерюгина (СССР), бронза — Сусана Мендисабаль (Испания)

 

Групповое многоборье: золото — Болгария, серебро — СССР, бронза — ЧССР

1984 годСША, Лос-АнджелесСоревнования по художественной гимнастике впервые включены в программу на XXIII летних Олимпийских играх. Медали разыгрываются в индивидуальном многоборье. Спортсмены из социалистических стран не участвуют на Олимпиаде 1984Олимпийские чемпионы:

 

Лори Фанг (Канада)

Дойна Стайкулеску (Румыния)

Регина Вебер (ФРГ)

17-18 августа, 1984 год Соревнования «Дружба-84» по художественной гимнастике становятся альтернативой Олимпиады 1984. От страны допускаются 2 гимнастки. Разыгрываются медали в многоборье и в отдельных видах.Чемпионка в многоборье:

 

Диляна Георгиева (Болгария)

Чемпионки в индивидуальных упражнениях:

Диляна Георгиева (Болгария) — обруч, мяч, булава

Анелия Раленкова (Болгария) — лента

1987 год Соревнования по групповым упражнениям проводятся в двух видах: первый — одинаковый предмет для всех гимнасток в команде, второй — два разных предмета 
1996 годАтланта, СШАНа ХХVI летних Олимпийских играх медали стали разыгрываться в индивидуальном многоборье и групповом многоборье 

Система оценок и судейство

Технический регламент определяется Международной федерацией гимнастики. Спорт постоянно развивается, а достижения становятся невероятными, поэтому и система оценок меняется постоянно. Соревнования оценивалось по 10, 20, 30-балльной шкале. С 2013 года выступления гимнасток оценивается по 20-балльной системе. С 2017 года отменяется правило — заявление гимнастками набора элементов до выхода на ковер. Невыполнение элемента приводило к снижению оценки выступления.

Художественная гимнастика в России

В 90-е годы этому виду спорта пришлось пережить тяжелые времена, которые сегодня называют «крахом российской школы» и расцветом «украинской». Российские спортсменки теряют позиции на мировой арене. Но в начале 2000-х им удается вырваться из наступающей тени и снова потеснить сильнейших конкуренток на пьедестале.

12 сентября 1991 году учреждена Всероссийская федерация художественной гимнастики. Российские гимнастки на протяжении многих лет показывают лучшие результаты. В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее Юлия Барсукова открывает череду блестящих побед для российских спортсменок, став первой в индивидуальном многоборье.

Высокая конкуренция и жесткая борьба за первенство заставляют постоянно находить новые решения, оттачивать мастерство. Не лишен самый красивый и эстетичный вид спорта и допинговых скандалов. После выступления в Мадриде МОК обнародует данные об обнаружении в крови Алины Кабаевой и Ирины Чащиной мочегонного средства, признает его допинговым и «запрещенным», лишает девушек медалей и дисквалифицирует спортсменок на 2 года.

Абсолютное лидерство российских спортсменок в художественной гимнастике — огромная заслуга замечательных тренеров. Одна из них — Ирина Винер-Усманова, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики.

Первый чемпионат России
Первое первенство России
Самая титулованная абсолютная чемпионка России по количеству медалей
Алина Кабаева

История купальников

Во времена, когда больше внимания уделяется технике исполнения элементов, а не зрелищности, костюмы гимнасток выглядят примитивными и совсем непривлекательными. Они представляют собой трико из хлопка, которые производит советская легкая промышленность. Ткань быстро вытягивается и теряет форму. Но требования к костюму предъявляются жесткие, и видоизменять его было нельзя.

В 70-е годы купальники были также скромны, но стало возможным использовать ткани различной гаммы оттенков. Материал выпускается более качественным, эластичным, хорошо обтягивает тело, подчеркивая красоту фигуры. Обычно используются купальники белого цвета.

Расцвет костюма для художественной гимнастики приходится на 80-е годы. Появляются яркие цвета, более сложный дизайн. На Олимпиаде в Атланте впервые выступают спортсменки в комбинезонах. А в начале 2000-х костюм превращается в коротенькое платьице или купальник с юбочкой. Современная одежда гимнасток обретает яркость, ее украшают аппликации, рисунки и другие элементы декора.

История снарядов

Предметы, которые используют «художницы», появились в момент зарождения этого вида спорта. Учитывая, что это симбиоз танца, ритмики и акробатики, каждый из разработчиков первых курсов внес свой вклад.

Танцовщицы Мариинского театра в выступлениях использовали платки, которые смотрелись очень красиво, позволяли создавать различные фигуры. В гимнастике платки превратились в ленты. А появлением булавы она обязана Жоржу Демини

Обруч — самый «молодой» снаряд. В СССР он появился только в 60-е годы, хотя австралийские спортсмены использовали его раньше. Изначально при помощи обруча тренировалась выносливость, позднее было замечено, что он прекрасно подходит, как снаряд, потому что плавно перекатывается по телу, не прерывая динамики.

Интересны и разнообразны выступления со скакалками и мячами. Последние несколько раз меняли размер. Во время исполнения упражнения от гимнастки требуется высокая ловкость и сосредоточенность, чтобы не потерять предмет. Скакалки же открывают возможности для экспериментов. Так советские девушки первыми придумали прикреплять к ним мяч.

Интересные факты

  • На всех уровнях соревнований девушки выступают на ковре в виде квадрата со сторонами длиной 13 метров.
  • Девочки начинают тренироваться с 4 лет. Но спрогнозировать успех гимнасток невозможно из-за особенностей развития тела и организма.
  • В процессе тренировок ведется дневник питания, из которого исключаются жирные и сладкие продукты.
  • Этот вид спорта очень скоротечен. Большинство девушек прощаются с ковром уже в 16 лет, единицы выступают до 22-23 лет.
  • После скандала с Алиной Кабаевой и Ириной Чащиной МОК официально запретил употребление гимнастками диуретиков. Мочегонные таблетки спортсменки традиционно принимали для снижения веса.
  • Алина Кабаева внесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самая молодая абсолютная чемпионка. В 15 лет она соревновалась со взрослыми спортсменами и заняла первое место на пьедестале.
  • «Художницы» очень суеверны. На ковер они обязательно выходят с определенной ноги, а цвет костюма и даже резинку для волос выбирают с особой щепетильностью.
Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии