Только полезная и структурированная информация о детском спорте!

Отправляя форму, я принимаю пользовательское соглашение.

Шоссейная велогонка: история и виды

0

Шоссейный велоспорт — это велосипедные гонки по автомобильному шоссе или любой другой дороге с твердым покрытием. Обычно соревнования проходят с ранней весны до поздней осени. В 1896 году этот вид спорта был включен в программу Олимпийских игр.

История шоссейного велоспорта

Официально изобретателем велосипеда считается немецкий лесничий Карл фон Драйс, получивший патент в 1817 году. Его детище мало чем напоминало современные велосипеды. Из-за отсутствия педалей оно представляло собою скорее самокат. Зато у него был руль, два колеса и деревянная рама. Но Драйс был не первым, кому в голову пришла идея сконструировать подобный транспорт. Еще в 1800 году крепостной мастер из Нижнего Тагила Ефим Артамонов самостоятельно собрал велосипед. Но ему так и не представилась возможность получить патент.

31 мая 1868 года впервые в мировой истории состоялась велогонка. Она прошла в пригороде Парижа, где на покрытых гравием дорожках участники проехали 2 км. Тогда велосипеды можно было разгонять лишь до 10 км/ч. С такой же скоростью бежит человек в легком небыстром темпе. В 1870 году во Франции прошли соревнования на дистанции протяженностью 120 км. Участникам предстояло доехать из Руана в Париж. На своих деревянных велосипедах они достигли средней скорости 11 км/ч.

Спустя некоторое время велоспорт получил развитие в США и странах западной Европы. Одна из крупнейших велогонок того времени прошла в 1892 году в Бельгии. Был составлен маршрут «Льеж — Бастонь — Льеж» протяженностью более 200 км. А 24 июля 1893 года велосоревнование впервые состоялось в России на Московском ипподроме.

Уже долгие десятилетия велосипедный спорт остается одним из самых массовых и зрелищных видов спорта. С каждым годом появляются новые технологии, позволяющие производить более надежные и мощные велосипеды. Совершенствуются методики тренировок спортсменов. Благодаря всему этому соревнующиеся могут достигать невероятных результатов. Так, в 1995 году Фред Ромпелберг установил рекорд скорости на велосипеде — 268 км/ч. Не каждая машина смогла бы его обогнать.

Виды шоссейных велогонок

Шоссейные велогонки всегда проходят на автодорогах общего пользования с качественным ровным покрытием. Всего их можно разделить на шесть основных видов: групповая гонка, индивидуальная гонка на время, командная гонка, парная гонка, критериум, многодневная гонка.

Групповая велогонка

Групповая гонка стала олимпийской дисциплиной в 1912 году. Для участия в ней спортсмену необходимо иметь отличную физическую подготовку и хорошо владеть техникой педалирования. Гонщик не имеет права отставать от своей команды и сходить с дистанции. В противном случае его дисквалифицируют. Длина дистанции зависит от возраста соревнующихся: групповая гонка до 100 км, 120 км, 170 км, более 180 км, горная гонка.

Как только прозвучит команда к старту, гонщики должны набрать максимально возможную скорость. Им еще не раз придется резко ускоряться и так же резко притормаживать. При этом необходимо обдуманно распределять силы, иначе не останется энергии достигнуть финиша. Проведению соревнований не могут помешать осадки или сильный ветер. Жизнь спортсменам часто осложняют жара, холод, дождь, поднятый в воздух песок.

Командная велогонка

Прошло много времени, прежде чем командная гонка стала популярной. Впервые в СССР первенство прошло в 1949 году, дистанция составила 100 км. Тогда в каждой команде было шесть человек. В 1960 году этот вид гонок внесли в программу Олимпийских игр.

Протяженность дистанции зависит от возраста участников и может составлять 25, 50, 75 и 100 км. В достижении успеха огромную роль играет сплоченность и психологическая совместимость всех членов команды. Они должны двигаться в одинаковом темпе и сохранять единый режим работы.

Чтобы сформировать «команду мечты», необходимо отобрать спортсменов примерно одинакового роста и комплекции. Они не должны иметь значительных отличий в мастерстве и работоспособности. Такие совпадения встречаются редко. Поэтому порой в одной команде новички соревнуются наравне с опытными гонщиками. В таком случае тренером разрабатывается стратегия, ориентированная на самого слабого участника.

В идеале командная гонка должна проходить на абсолютно ровном шоссе. Но обеспечить такие условия удается не всегда. Часто гонщикам приходится преодолевать множество спусков и подъемов. Еще одна помеха — ветер, дующий в лицо. Тем не менее, велосипедисты могут поддерживать нужную частоту педалирования благодаря переключателю скоростей.

Критериум

Велогонка

Критериум имеет немало общего с групповой гонкой на треке. Разница в том, что здесь зачет может быть как командный, так и индивидуальный. Часто критериум проводится в рамках рекламной кампании какого-нибудь коммерческого проекта.

Зрители любят критериум за зрелищность и эмоциональность. Его организуют в черте города так, чтобы улицы образовывали круг протяженностью 1,5-3 км. Всего участникам необходимо проехать от 40 до 80 км. Победителем становится тот, кто наберет на финишах больше всего очков.

Количество финишей определяется длиной дистанции и обычно составляет от 10 до 20. Из-за огромного числа соревнующихся конкуренция высока. Гонщики совершают ускорения и рывки, чтобы обойти соперников. Это дает им преимущество в скорости, а вместе с ним — и очки.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

Многодневная велогонка

Эти гонки нельзя встретить в программе Олимпийских игр или крупных чемпионатов. Но они пользуются не меньшей популярностью, чем перечисленные выше дисциплины. Прийти к финишу первым в такой гонке — огромная честь, за которую ежегодно борются тысячи человек. Победитель пользуется не меньшим уважением, чем мировые чемпионы.

Сложность этого вида гонок заключается в том, что они могут длиться более 5 дней. При этом на отдых дается лишь 1-2 дня между каждым этапом. В некоторых случаях отдых не предусмотрен вообще. Маршрут может проходить как по прямой, так и по кольцу. Часто гонщики проезжают через несколько городов.

Перед участием в многодневной гонке необходимо пройти долгие тренировки. Спортсмен должен научиться в кратчайшие сроки восстанавливать ресурсы своего организма. Между этапами гонки дается по 17-18 часов отдыха. Обычному человеку этого времени хватит, чтобы выспаться и набраться сил. Но тому, кто преодолел сотни километров, потребуется гораздо больше.

Самые престижные многодневные гонки — Гранд Тур. Это трехнедельная многодневка, состоящая из 21 этапа. Она проводится с мая по сентябрь в Испании, Франции и Италии. Преодолеть весь маршрут могут только сильнейшие спортсмены.

Индивидуальная велогонка

Прежнее название этой дисциплины — гонка с раздельного старта. Спортсмены стартуют отдельно друг от друга, а затем их показатели сравниваются. Время между каждым стартом составляет 1-2 минуты. Победителем становится гонщик с наименьшим временем заезда. Индивидуальная гонка включена в многодневные соревнования как этап. Обычно протяженность дистанции составляет от 5 до 25 км, но иногда она достигает 50 км. Также проводятся индивидуальные гонки на время в гору. Спортсмены, участвующие в них, должны преодолеть 10 или 15 км.

В индивидуальной гонке аэродинамика играет против спортсмена. У него нет возможности укрыться от встречного ветра за спиной соперника. Гонщик вынужден сохранять позу, снижающую сопротивление воздуха. Для этого он держит спину параллельно поверхности дороги и располагает руки близко друг к другу. На спортсмене должен быть надет облегающий комбинезон и каплевидный шлем.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Поделиться статьей с друзьями:
Аватар