Поставили первым на пьедестал, хотя приплыл последним: говорить ли ребенку об ошибке

Вопрос от подписчика

На соревнованиях по плаванию ребенок приплыл последним. Это было ожидаемо, т.к. он занимается плаванием лишь один год и только пару недель назад сам поплыл на спине.

Конечно, выдали грамоты и медальки, но дело не в этом. По ошибке сына поставили на пьедестал на 1 место. Т.к. на сами соревнования родителей не пускали, то эту ошибку я увидела только, когда посмотрела протокол. В протоколе по времени он последний, а на награждении стоит на 1 месте. Его вызывали организаторы-тренеры по фамилии и поставили туда (то есть не сам залез). Ребенок после соревнований сразу рассказал всем, что он первый, светился как лампочка Ильича.

Я не знаю, как теперь быть, как объяснить ему, что он не первый. И надо ли это делать?

После соревнований пока ребята одевались, я спрашивала, как мои проплыли, тренер сказала, что все нормально — дистанцию проплыли полностью, как — она не знает, на награждении ее не было. В общем, ситуация очень странная для меня.

Следующий вопрос — тренер, скорее всего, не видит в ребенке потенциала, и так как мы не ходим чаще, он в нем не заинтересован. Не пытается увлечь, честно говоря, даже в глаза часто не смотрит, сам никогда не подойдет и не расскажет о результатах, пока я не спрошу.

Есть ли смысл менять тренера? Нам не нужны великие достижения. Главное, чтобы ребенок умел плавать, чувствовал себя уверенно на воде. Сама я плавать умею, но никогда не занималась с тренером. Подойти лишний раз спросить стесняюсь, всегда ощущение, что тренер не хочет со мной разговаривать. Вообще не знаю, что делать. Бассейн очень удобно расположен для нас, менять его не хочется.

Ребенка поставили на пьедестал первым, а он занял последнее место. Скажете ребенку правду?
Да, я считаю, что ребенок должен знать правду.
43.75%
Нет, пусть у него останутся хорошие воспоминания о первых соревнованиях.
31.25%
Я не знаю, как лучше быть.
25%
Проголосовало: 16

Ответы экспертов

Елена Васильева

Педагог-дошкольник по раннему развитию с 34-летним стажем. 12 лет работаю детском психологом.
Задать вопрос

Ребенок и спорт. Когда у родителей встает вопрос куда и когда «отдавать» ребенка, я всегда уточняю цель этого решения. Целый год регулярно малыш ходит в бассейн: ОФП и вода. Отлично! На глубокой воде — чудесно! Это значит ты большой, ты можешь, я в тебя верю, твой тренер верит в тебя! Как важно ребенку слышать, а самое главное чувствовать эту поддержку и гордость его успехами.

И вот такая двусмысленная ситуация: первые соревнования, вроде бы проигрыш и первое место на пьедестале почета…

Мама не уточнила возраст своего малыша. Вполне вероятно, ему лет 6-7…

Читайте также:  Ребенок не справляется с эмоциями после проигрыша: рекомендации психолога и тренера

Попробуем поразмышлять, что же произошло на самом деле с точки зрения взрослых и ребенка.

«Я ребенок, волнуюсь очень, еще никогда не участвовал в соревнованиях, да и плавать-то не очень умею. Но держусь на воде отлично и воды не боюсь. Много народу, страшновато. Стараюсь изо всех сил. Доплыл. И тут меня ставят на пьедестал!!! Ура! Играет музыка! Медаль на ленточке!!! Я молодец!!! Я победил!»

Всех нюансов соревнований малыш не знает. Он уже может оценить свои способности в рисовании, еще на самокате, например. Это самооценивание. А внешняя оценка, которой он верит безоговорочно, важна чрезвычайно! Тренер — это почти Бог! Если поставили на I место, значит так и есть! И, пожалуйста, погордитесь ребенком вслух, не сомневаясь и не пытаясь откопать причину происшедшего.

Теперь о взрослых.

Мама водит малыша на плавание ради здоровья, это самая главная цель. Она очевидна. Бассейн рядом. Удобно. Тренер, с точки зрения мамы, не очень много уделяет внимания ребенку… Возможно. Предлагаю спросить об отношениях ребенка и тренера самого малыша. Как тебе? А что говорит? Как хвалит? Как сердится? За что ругает? И т.п. Вам важно знать это как маме. Но отношения у них за время годичных тренировок уже точно сложились.

Тренеру, вполне вероятно, эти соревнования кажутся «не настоящими», понарошку… Поэтому и такая путаница с награждением. Стоит ли об этом маме спрашивать, акцентировать внимание на некотором конфузе организаторов? Какая цель? Думаю, не стоит. Все уже случилось. Тем более, что ребенок счастлив! И именно Победа отпечатается в памяти и станет трамплином к более усердным тренировкам.

Вера в ребенка. Доброжелательное сотрудничество с тренером. Это залог позитивного отношения малыша к занятиям в бассейне. И внимательное наблюдение за поведением и чувствами ребенка!

А спрашивать тренера об успехах малыша, точно задача родителя. Потому что именно нам, родителям, так важны наши дети. Ну, а все спортивные и образовательные институты только наши добрые помощники.

Анастасия Никитина

Тренер по плаванию, бизнес-тренер, спортивный психолог, соискатель канд. пед. наук, предприниматель
Задать вопрос

Вывод ребенка на соревнования, причем первые, при такой поддержке (где нет родителей и самого тренера) считаю большой ошибкой. Кроме стресса ребенок ничего не испытал, даже если это не было видно визуально.

То, что перепутали места, маме ребенка надо честно сообщить об этом, что долго думала, и все же решила обсудить: «Да, ты очень старался и я горжусь тем, что ты справился и проплыл целый бассейн. Произошла ошибка у взрослых, первое место занял другой мальчик, у тебя было последнее. Уверена, что, если дальше ты будешь посещать бассейн и выполнять все задания тренера, ты покажешь лучший результат заслуженно».

Можно привести простые жизненные примеры, спросив его мнение. Например, мама твоя долго и упорно работала, а начальник спутал ее с другой сотрудницей и всю премию отдал другой тете. Это справедливо? Что делать маме? Что делать сотруднице?

Читайте также:  На тренировках забивает голы, а на соревнованиях не может сосредоточиться

Тренеру тоже можно рассказать о случившейся ситуации. Сказать, что не знали, как быть, но вот наконец поговорили с ребенком и ей тоже хотите рассказать. Не в претензии ни к кому, просто информация.

Про тренера, конечно, вам решать. Если знаете кого-то, кто по вашему мнению более внимательный, и подходит под ваши представления, то переходите. Надо понимать, что там могут возникнуть трудности другого рода.

И стоит выяснить, это вам некомфортно с этим тренером или ребенку? Вы кого в другую секцию переводить хотите 🙂

Спросите у ребенка, как ему? Комфортно? Нравится? Если не все нравится, можно учиться справляться с трудностями с вашей помощью. Можно искать лучшее место.

А задавать тренеру вопросы — это нормально, это ваша работа родителя. Возможно, тренер так и считает, что родители должны интересоваться, если не подходят, то им все равно, как их ребенок занимается. Такие родители есть. И если к ним тренер с информацией подходит, получает негатив. Может у вашего тренера был такой опыт.

Главное, плавает уже!

Вера Золотых

Семейный, клинический психолог, психоаналитик
Задать вопрос

Умение проигрывать, настолько же важно, как и побеждать.

Часто наше желание оградить ребенка от столкновения с «негативными» чувствами, формирует у него ложные представления о себе и своих способностях, приводит к неадекватной самооценке. В дальнейшем это все негативно сказывается на способности ребенка тестировать реальность и адекватно оценивать себя и свои возможности, а следовательно, ставить перед собой адекватные цели и посильные задачи. При этом страдает и мотивация.

Ситуация очень сложная. Ребенок практически прожил победу, но все-таки сделал это за другого. Странно, почему настоящий победитель не оспорил результаты и не вышел на награждение. В данном случае, прежде чем разговаривать с ребенком, я бы порекомендовала разобраться с результатами и сложившейся ситуацией, но сделать это лучше вам самой с тренером. Если тренер не заинтересован в этом и предложит вам оставить все как есть, тогда поговорите с ребенком, исходя из того, что вы знаете сами.

Важно быть честной с ребенком, рассказать о собственных чувствах в связи с этой ситуацией. Пример начала разговора может быть таким: «Ты знаешь, сынок, когда проходили соревнования, мне кажется произошла путаница. Мне бы очень хотелось, чтобы ты был победителем, но похоже, что победил другой мальчик. Мне очень жаль…» Делать акцент на том, что ребенок был последним не стоит. Лучше отметьте, что уверены в том, что он очень старался. Посоветуйтесь с ним, что бы он предложил делать в такой ситуации: оставить все как есть или вернуть награду?

Посмотрите какой будет реакция. При необходимости предложите поддержку. Скажите о том, что вы в любом случае его любите, каким бы он не приплыл и уверены, что при достаточных тренировках он обязательно справится.

Читайте также:  Ребенок боится наказания от родителей за проигрыш на соревнованиях

Детям важно проживать разные чувства, в том числе не самые приятные. Работа горя — очень важна для поддержания психологического здоровья. И, конечно, проживать эти эмоции ребенку проще, когда он чувствует поддержку значимого взрослого.

На вопрос: «Нужно ли менять тренера?», вы практически ответили сами. У вас есть представление о том, чего вы ждете от тренировок. Важно проговорить это и тренеру, и ребенку. Спросите у ребенка, насколько он заинтересован в достижениях в этом виде спорта. Если ему хочется каких-то особых результатов, то можно поговорить и об отношении к процессу тренировки и о том, насколько вы и ребенок доверяете тренеру. Обязательно озвучьте ребенку ваши собственные ожидания от этих занятий.

В разговорах с тренером у вас есть полное право задавать вопросы и интересоваться результатами, в конце концов, в этих отношениях вы взрослый и представляете интересы вашего ребенка. Никто не сможет сделать это за вас.

Образовательный центр «Каменный город»

Повышение квалификации и переподготовка, аттестация педагогов. Команда федеральных и региональных экспертов в сфере образования и воспитания.
Задать вопрос

Сергей Галиуллин, психолог, образовательный центр «Каменный город»

Если ребенок всем рассказывает, что он победил, хотя этого не было, то лучше ему объяснить, как все было на самом деле. Дело в том, что его сверстники могут засомневаться и предложить ему еще раз проплыть. Если у него не получится, то это может сильно ударить по самооценке и отношению с ребятами.

Если же ребенок просто внутри гордится собой, то может и не стоит его разубеждать. Так он сильнее себя уважает, что станет хорошей опорой научиться хорошо плавать в дальнейшем.

Если вы решили разубеждать ребенка, то нужно делать это очень аккуратно. Стоит рассказать о том, что его поставили на пьедестал по ошибке. Но это значит, что в этот раз он приплыл не первым. В этом нет ничего страшного — он плавает всего неделю. Вы будете его любить вне зависимости от того, как он плавает. Вам нравится смотреть на него, когда он плавает.

Что касается тренера, то его нужно менять, если его работа не соотвествует вашим ожиданиям. Если вы хотите, чтобы ребенок стал спортсменом, то нужен тренер, который приведет его к определенной цели, исходя из способностей ребенка. При этом с ним может быть некомфортно, он может быть жестким в общении.

Если вы хотите, чтобы ребенок просто несколько раз в неделю плавал, то важно, чтобы ему было комфортно с тренером. Он должен ему доверять, хотеть проводить время под его контролем.

Если с тренером не комфортно, при этом не ведет ребенка к цели, то стоит поискать другого.

Ребенок в спорте: все о детском спорте и психологии спортсменов
Оставить комментарий

Adblock
detector